logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) повторить малые жанры фольклора; 2) объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; 3) показать сходство и различие двух жанровых форм, раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок; 4) развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи учащихся.

 Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход  урока

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим  о народных истоках нашей речи. Познакомимся с достаточно интересными жанрами малого фольклора: пословица и поговорка. Эти жанры были настолько интересны, что их хотели отразить и в различных изображениях.

Например, в 19 веке жила Елизавета Меркурьевна Бём  (1843—1914) художница, рисовальщица, силуэтист. «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это-то и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием»

Плохо не клади, вора в грех не вводи

Большому кораблю – большое плавание

Что имеем- не храним, потерявши - плачем

Дай срок: будем мы сами с усами

Гроша не стоит, а глядит рублем

Мойся беленько: гости близенько

Не по хорошему мил, а по милу хорош

И холодно, и голодно, и дома не видать

Где потеснее, там и дружнее

Пословицы и поговорки  - это распространенные  и многочисленные жанры устного народного творчества. Возникли в  глубокой древности. На протяжении веков некоторые из них постепенно изменялись и переосмыслялись, устаревшие забывались, а их место занимали новые.

Сохранились пословицы, в которых отразились языческие верования и мифологические представления:

Мать-сыра земля – говорить нельзя (вера в таинственные силы «живой земли»)

Кукушка кукует: горе вещует.

Наиболее ранние сведения о создании и употреблении  пословиц и поговорок встречаются в древнерусской летописи «Повести временных лет».

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.

Первые сборники пословиц и поговорок были рукописными. Одно из дошедших  до нас собраний русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это  «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель его остался неизвестным, в собрание вошло свыше 2800 пословиц и поговорок. Подобные сборники продолжали появляться на всем протяжении XVIII века.

Великий русский ученый М. В. Ломоносов был одним из первых в России, кто понял значение пословиц и поговорок народа для истории и науки о языке. Он первым начинает изучать малые жанры фольклора. Его работу продолжали ученые Академии наук, которые  издали первый печатный  «Словарь Академии Российской» (1789-1794).

За 100 лет до выхода в свет работы Даля, в 1770 году в типографии Московского Университета двумя изданиями была отпечатана книга «Собрание 4291 древних российских пословиц», автором и составителем которой являлся выдающийся русский лингвист, ученик М.В. Ломоносова, профессор Московского Университета, академик Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)

Самым значительным  сборником русских пословиц и поговорок является сборник Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Собрание было опубликовано в год отмены крепостного права в 1861 году  в «Чтениях Общества истории древностей российских при Московском университете» (1861-1862). В сборник вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора.

Народный язык интересен, богат, познавателен. Он привлекал не только ученых и художников, но и писателей. В 19 веке Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве отразил темы и образы пословично-поговорочной поэзии. Ему нравилось в народных пословицах способность мыслить свободно, иронизировать над жизнью людей. А будущему собирателю пословиц и поговорок, В.И.Далю, А.С.Пушкин сказал: «... Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке АНИМАЦИЯ (слово пропущено) нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет».

Как вы думаете, о каком жанре русского фольклора говорит А.С.Пушкин?

Почему в высказывании А.С.Пушкина мы допускаем использование обоих малых форм: и пословица, и поговорка?

Потому что оба жанра имеют много общего, но в чем же тогда состоит их различие?

Об их различиях говорит нам Владимир Иванович Даль: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно». 

Давайте обратимся к конкретным примерам:

Два сапога – пара, да оба на левую ногу

Гол как сокол, а остер как топор

Ума палата, да ключ потерян

Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Обратите внимание на словарный состав пословиц и поговорок, В чем вы видите отличие?  Поговорка является частью пословицы, таким образом, в ней не раскрыт полный смысл. Поговорка  говорит о конкретном всем известном факте: Два сапога – пара; в том числе и образно: Ума палата, т.е.  много. А в пословице: ума палата, ключ потерян выражено, может быть, ироничное умозаключение по отношению к кому-то: Ума у человека много, а применить его негде или не может. 

Таким образом, главное свойство пословиц и поговорок: афористичность (от греч. aphorismos — изречение) речи. Насыщение речи афоризмами — лаконичными, отточенными по форме и выражающими обобщенную мысль изречениями.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976

Итак, именно благодаря общему главному свойству пословиц и поговорок вы, не смогли однозначно определить жанр, наиболее уместный в  высказывании  А.С.Пушкина. Давайте дальше проводить наши наблюдения за текстами пословиц и поговорок.

Как вы считаете, в чем состоит задача жанра? 

Каждый жанр  имеет содержание и форму выражения этого содержания. Поэтому следующим нашим шагом будет определение обобщенного содержания в каждом из жанров. Содержание пословиц и поговорок обладает идейно-эмоциональной насыщенностью.

Как вы считаете, в чем будет отличие? (Если пословица  содержит определенную идею, которая выражается через наставление, поучение, мораль и при этом дает оценку действиям человека, то поговорка просто констатирует свершившийся факт или выражает чувства)

Следовательно, поговорка превращается в устойчивое выражение, а пословица  - в мудрое выражение.

Еще В.И.Даль писал о пословице:    «… Свод народной премудрости …, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешенье в лицах; это цвет народного ума…. Это житейская правда…»

Обратимся к форме выражения содержания пословиц и поговорок.

Поговорка имеет одночастную форму, т.е. состоит из одной части, в которой отсутствует суждение, есть только выражение чувств, эмоций, настроений или констатация фактов

Пословица имеет двухчастную форму: в первой части, как правило, рассказывается об условии совершения действия, а во второй содержится вывод, который является поучением. Таким образом, и пословица, и поговорка – это малые формы, при этом ритмически организованные.

Какие приемы используются для придания фразе ритма, рифмы? АНИМАЦИЯ Многие русские пословицы и поговорки построены в звуковом отношении на аллитерации (повторение согласных звуков) и рифме, которая вышла из аллитерации, находящейся под ударением: щи да каша – пища наша; как возьмет голод, появится голос; тише едешь, дальше будешь. 

Не менее важным является фигура речи  параллелизм, когда части высказывания построены одинаково, например, как в пословице: ученье – свет, а неученье – тьма.

Не случайно, еще в 19 веке Федор Иванович Буслаев сказал, что пословица создавалась взаимными силами звуков и мысли. Важной формой выражения содержания в малых жанрах фольклора  являются тропы и фигуры. Для многих пословиц и поговорок характерны  выразительные средства. Например, пословица может быть построена на основе такой фигуры речи как антитеза, т.е. противопоставление понятий или образов.

В каких словах заключена антитеза в пословице корень учения горек, да плод его сладок? Конечно же, это пары слов: корень - плод, горек – сладок. А какие тропы могли быть использованы? Часто используется метафора. Метафора – это переносное значение выражения, в основе которого лежит сходство. Муж и жена – птицы из одного гнезда. Гнездо – дом, семья.

Может встречаться синекдоха  - это употребление названия части вместо целого и наоборот. Например, в пословице «По Сеньке шапка» общее заменено именем собственным Сенька. 

Следующим, часто встречающимся тропом в пословице является олицетворение – перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленный. Молчать может только одушевленный предмет: Хмель шумит – ум молчит. 

Сравнение – это троп, который представляет собой сопоставление двух предметов или состояний, имеющих общий признак. В пословице клевета как уголь: не обожжет, так замарает понятие  "клевета" сравнивается с углем. 

Пословицы и поговорки легко запоминаются, в повседневной речи часто встречаются. Но и здесь возможны различия.

Поговорка самостоятельно не употребляется в речи, т.к. поговорка не содержит логически законченного суждения. Ее можно легко заменить другими словами. Например, При царе Горохе (очень давно); Шаром покати (пусто). 

Пословица самостоятельно употребляется в речи, т.к. она содержит логически законченное суждение: 

Лес рубят – щепки летят (нельзя сделать делать, не совершив при этом маленьких погрешностей)

По лексическому значению пословицы могут  выражать прямое значение и переносное. Давайте обратимся к пословице: Цыплят по осени считают. Какое значение имеет это высказывание в прямом смысле, а в переносном?

Прямой смысл: цыплят действительно надо считать осенью, когда они уже окрепнут и  подрастут. Переносный смысл: об итогах, успехе какого-либо дела можно говорить только когда, оно свершится, будет выполнено. 

 Итак, теперь подведем  итоги. 

Что общего у пословиц и поговорок?

Пословицы и поговорки – это народные афористичные изречения, которые имеют малую ритмически организованную форму. 

Чем отличается поговорка от пословицы? (Наличием или отсутствием вывода-поучения).

Пословица – это малый жанр устного народного поэтического творчества, который представляет собой афористичное (краткое, лаконичное) суждение с поучительным смыслом в ритмической форме

 Поговорка – это малый жанр устного народного поэтического творчества, который представляет собой афористичную часть суждения в ритмической форме. 

Для того чтобы обогатить свой словарный запас, научиться уместно использовать пословицы и поговорки в своей речи можно воспользоваться  сборником  Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Собрание было опубликовано в «Чтениях Общества истории древностей российских при Московском университете» (1861-1862). В сборник вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. В. И. Даль сгруппировал пословицы и поговорки и получил 179 тематических групп. 

А еще можно почитать басни Ивана Андреевича Крылова, которые в конце текста содержат вывод-поучение:

  • Хоть видит око, да зуб неймет «Лисица и Виноград»
  • Недаром говорится, что дело мастера боится «Щука и кот»
  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь «Квартет»
  • А воз и ныне там «Лебедь, Щука и Рак»
  • Сильнее кошки зверя нет «Мышь и крыса»
  • А Васька слушает да ест «Кот и повар»
  • У сильного всегда бессильный виноват «Волк и ягненок»
  • Слона-то я и не приметил «Любопытный»
  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться «Зеркало и обезьяна»
  • Кукушка хвалит петуха за то, что  хвалит он кукушку «Кукушка и Петух»

А когда Вы станете постарше, то многим из вас понравятся произведения Александра Николаевича Островского, названия которых записаны в виде пословиц и поговорок. Например:

На всякого мудреца довольно простоты, 

Свои люди – сочтемся,

 Бедность не порок, 

Старый друг лучше новых двух,

 Не все коту масленица, 

Не было ни гроша, да вдруг алтын, 

Не сошлись характерами, 

Не в свои сани не садись

 Сердце не камень. 

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.