logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) повторить малые жанры фольклора; 2) объяснить поучающий смысл сказки; 3) показать сходство и различие жанровых форм; 4) способствовать умению анализировать, сопоставлять учебный материал; 5) способствовать развитию творческих способностей учащихся через задания интеграционного характера.

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 – понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

 Здравствуйте!

На предыдущих уроках вы окунулись в увлекательный, загадочный, красочный мир русского народного фольклора. Увидели и почувствовали его богатство и разнообразие. Поверили в то, что этот мир до сих пор жив. Помните, как пела вам мама колыбельную перед сном? А когда вы выбираете воду для игры, какие считалки используете? А какие загадки загадываете друг другу для проверки сообразительности? Вот они – малые жанры фольклора в вашей жизни.

Сегодня у нас встреча с крупным его жанром – сказкой. В сказке есть уже настоящие герои, с ними происходят интересные события, даже чудеса. Сказкой как жанром вы займетесь на других уроках. Сегодня у нас другая цель. Мы построим мостик от малых жанров фольклора к крупному. Мы будем читать совершенно необыкновенную сказку, которая похожа на шкатулочку со многими секретами. Загадки, небылицы, пословицы спрятаны внутри нее. И вам предстоит их отыскать. Сказка называется «Дочь-семилетка».

2.   Читаю сказку. 

3. Вот такая сказка, надеюсь, она вам понравилась. Мы помним, что наша задача – отыскать спрятанные в этой сказке малые фольклорные жанры. Один из жанров налицо – вы, конечно, все его заметили, - это загадки. Что делает царь? Он загадывает загадки двум своим героям. Другие жанры не столь очевидны. Давайте вспомним, с чего сказка начинается. С ситуации обычной – родился жеребенок, но подкатился под телегу богатого брата. Посмотрим, как богатый брат говорит об этом событии. «Ночью у меня телега родила жеребенка». Может такое быть? Нет, конечно, не может. Это пример другого малого жанра фольклора – небылицы.  Я вам дам сейчас еще один пример небылицы, посмотрим, как они (небылицы) работают. Следите за мной на доске. Вот такие слова: Ехала телега мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота. Посмотрите, что здесь происходит: если два слова поменять всего лишь навсего местами: вдруг из-под ворот лает собака – получится уже обычный смысл, как мы говорим. И в другом случае  ехал мужик  на телеге –  обычный смысл, никакой  небылицы нет.  А если как я написала – то смысл исковеркан. Все наоборот, как не бывает. Смешно? Смешно. Разные могут быть цели у небылицы. В нашей сказке богач таким образом привлекает внимание к ситуации с жеребенком.

Бедному обидно, начинает спорить – как такое может быть. Его прибыль уходит, а он итак бедный. И зачем богатый так сказал?  Богатство свое, наверное, жадностью нажил, не хочет  упускать еще случай нажиться.

В споре всегда бывает третий, кто рассудит – кто-то старше и мудрей. Братья  пошли до начальства, до судей. У богатого есть способы своего добиться – подкуп деньгами, а у бедного, кроме правды, нет ничего за душой. 

Как поступает царь, когда до него доходит дело братьев? Разрешает он их спор? 

Нет.  Он загадывает им загадки.

(Текст загадок на экране): Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче?  Что всего милее?  

Как вы думаете, почему так поступает царь?

Скорее всего,  ему не хочется ничью сторону принимать. Он пытается  по их будущим ответам  понять, кто из братьев какой, чтобы  признать правду одного или другого, встать на чью-то сторону. 

Или же он сам не знает, как рассудить, и отвлекает  братьев  своими загадками от начальной темы. Тянет время, чтобы поразмыслить самому. Интересно, что он «зеркалит» - они его озадачили своей ситуацией и он их тоже озадачивает. Этот прием мы  еще раз встретим в сказке дальше. Царь дает братьям сроку три дня. Вспомните, в каких других сказках  загадывали загадки. Зачем в     сказках загадывают загадки?

Обычно это способ проверки на прочность. На ум, изворотливость, смекалку. Соревнование, в котором один из героев должен победить, чтобы получить желаемое. Наши братья призывают помощников. Давайте посмотрим кого. Богатый вспомнил про свою куму. Кумовья – крестные родители,  которых выбирали  ребенку как восприемников при крещении. Подразумевается, что люди достойные, мудрые.  Он решил спросить совета у мудрой, опытной  женщины. Хороший выбор! Что же она ответила ему?

Сильнее и быстрее – кобыла, которая даже зайца догонит, жирнее всего – их боров (свинья), мягче всего – пуховая перина- пуховик, а милее всего – внучек Иванушка. Для прожившего жизнь человека вполне логичные, вразумительные ответы. «Научила уму-разуму» - благодарствует богатый брат. 

Бедному брату не у кого спросить. Нет у него мудрых, достойных знакомых. Он залился слезами и пошел домой. Там маленькая девочка – дочка 7 лет. Вот какие ответы дает она: Сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля, мягче всего рука, милее всего сон. 

Жирнее - в смысле питательней, мягче – в смысле смягчает все жесткое, милее – в смысле – самое желаемое и необходимое. Как вы думаете это ответы, которые может дать маленький ребенок? Нет. Ответы мудры не по годам. 2-е название сказки – Мудрая дева. Здесь важен возраст девочки, 7 лет,  это первый год отрочества,  она уже не младенец, а  начинающий взрослый. Но то, что она еще ребенок тоже важно -  древние знали, что истину лучше всего видит ребенок, чье сознание еще не замутнено житейской мудростью.

Приходят братья с ответами к царю. Интересно, что он сразу обращает внимание только на ответы бедного. Почему? Удивили его своей глубиной, они не просто логически объясняют, но выводят на новый уровень смысла. Эти ответы ему интересны и они даны на его языке, царь как и девочка обладает этим высшим, не житейским знанием, знанием сути вещей.

Мы помним, что герои-братья  соревнуются. Бедный  вышел вперед, но продолжает проходить  проверку – царь выясняет, сам ли  тот додумался, или кто научил. Бедный признается, откуда мудрость. С этого момента начинается соревнование 2 мудрецов – царя и девочки.  И это соревнование идет уже по другим правилам. Царь дает девочке непосильные для выполнения задания. Посмотрите в тексте какие. 

Где мы еще сталкиваемся с  непосильными заданиями? В «Василисе Прекрасной», «Царевне-лягушке» , почти во всех волшебных сказках. Проверка героя на прочность. 

Кто в волшебных сказках выполняет непосильные  задания? Волшебные помощники. А тут?  Не волшебный, конечно, но явно необычный, чудесный помощник. И выполнение заданий тоже необычное. Она их вообще не выполняет. А что делает?  Задает подобные невыполнимые задания царю. Помните, как в начале сказки «зеркалил» царь? Этот же способ применяет девочка.  Например, на задание вывести за день цыплят из яиц, отвечает просьбой достать одноденное пшено – то, которое вырастет за один день на поле, ведь только им можно накормить таких цыплят. После нескольких таких заданий царь признает себе ровню. Приглашает  девочку во дворец, давая ей самую сложную загадку – прийти «ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка». Видите, жанр небылиц все время присутствует в сказке в заданиях царя и ответах девочки. Она выкручивается из сложной задачи,  надевая сетку, оседлывая зайца, преподнося в подарок перепелку, которая  сразу выпорхнула из рук царя. Она все доказала и выполнила как приказано (проявила еще и послушание). Царь доволен и задает ей уже прямой вопрос – чем они кормятся, раз отец ее беден.  Царь должен закончить дело суда, убедиться, что бедняк был честен с ним. Но на этот прямой уже вопрос дочь-семилетка отвечает опять  в стиле небылиц: «отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит…» И тут уже царь ставит точку  в их поединке  мудрецов, опускаясь на уровень здравого смысла (или разозлился) – «что ты глупая, когда рыба жила на сухом берегу? Она в воде плавает». И его невыдержанность дает девочке шанс ответить тем же – а ты умен? Не мог сразу сообразить, что телега не рожает жеребят? Все на поверхности – правота бедняка доказана. А царь нашел себе будущую жену, так как она единственная равна ему умом и может быть царицей.

Подведем итог.

1. Какие малые жанры фольклора мы нашли в сказке? Небылицы: с нее начал богач, ими говорил царь и отвечала девочка, загадки: их загадывал царь. Открою вам секрет – в сказке есть еще пословицы. Ваше домашнее задание – выписать их из текста в тетрадь.

2. Наш сегодняшний урок, надеюсь, показал вам, что мир фольклора един, малые его жанры связаны с большими и могут причудливо сочетаться и переплетаться в одном произведении. А главное, мне хотелось бы, чтобы вы поняли на примере царя и дочери-семилетки, что знание фольклора и умение пользоваться его богатством присуще мудрым, незаурядным  людям. И неплохо бы нам брать с них пример!   

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.