logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: 1) формировать представление о сказках как жанре фольклора; 2) рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 – понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

 Ход урока 

1.    ЭПОС - Эпическая проза: Предание – мифологический рассказ - легенда - СКАЗКА (прозаический жанр). Установка на вымысел.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин).

Сказка отличается от  песни большей свободой, не такая устойчивая, множество вариантов, очень менялась от эпохи к эпохе.

«Песня-правда, сказка-ложь» (Ончуков Н.Е.- ученый - фольклорист).

2. Есть характерные сказочные приметы или приемы сказителей, по которым мы всегда узнаем сказку, например: зачины  В некотором царстве… В некоем королевстве… Жил один старик…присказки:  Не знаю, в царстве-то каком жили-были мы втроем: я дедушка с бабушкой. Жили-то мы богато. Деньги загребали лопатой…

 3. Сказка – первая  в истории человечества «художественная» литература- «изящная словесность»), потому что уже древние понимали, что «неправда»-вымысел , «художество». В отличие от мифа - как мы помним- в него верили и он был абсолютная правда- «так было» и он не требовал объяснений. Но все же сказка - это жанр еще фольклорный, устный, записаны сказки были  много времени спустя.

МИФ говорит о вечном, идеальном времени и пространстве, где живут боги, герои, духи. Человек там живет в обычном мире, где могут появляться боги, но самому человеку пути за пределы реальности закрыты. 

Сказка - это рассказ о путешествии героя в иной, вечный мир и об общении  там с духами.

Сказка -от «казать» - т.е. показывать и в то же время это то, что «рассказывают»- «сказывают».

Когда же на Руси зафиксированы первые упоминания сказок? Когда и где их рассказывали?

Первые упоминания – в Киевской Руси, в летописях. Царь Иван IV, по свидетельствам современников, не мог заснуть без сказок. У него в опочивальне находилось 3-4 слепых сказителя.  Сказочники жили при барских усадьбах. Иностранные путешественники 17 в. отмечали, что у русских на пирах принято забавляться сказками. В старину сказки были приняты на свадьбах, на праздничных собраниях, пирах. Сказка входила в репертуар скоморохов (артисты-плясуны-ряженые-потешники).

В 19 в. еще были профессионалы, которые рассказывали сказки на свадьбах.

Что мы понимаем уже в этом месте нашего рассказа? Что в древности сказка - жанр не только - «для детей».

Кто же они - эти сказочники древнерусские? Обычно мужчины, то умение часто переходило от отца к сыну.

И скоморохов бывали сказочниками: в их исполнении всегда было много юмора,  шуток - прибауток, чтобы сказка развлекала, а еще и сказителям заработать давала. 

 «Тут и сказке конец,

сказал ее молодец,

и нам  молодцам

по стаканчику пивца»

 Женщины-сказочницы: предпочитают сказки о женщинах (девушках), подробно рассказывают эпизоды, связанные со свадьбой, родинами, крестинами. И появляются они позже.

 4. В каких ситуациях рассказывали сказки в XIX?

Зимними вечерами;

За  работой (валянье валенок, портняжное дело);

Когда ночуют у чужих людей (портные, пастухи и проч.);

На охоте, рыбной ловле – когда работают артелью;

Везде, где вышло свободное время - интересно было бы сравнить варианты сказок, записанных в столь разных компаниях.

5. Какие мы знаем виды сказок?

Классификация сказок

1. Волшебные – ядро жанра.

В народном сознании сказка – прежде всего волшебная, чудесная. Она же самая древняя (Именно в ней обязательно есть герой, которому надо преодолеть страшный лес, очутиться за тридевять земель..., но главное - вернуться оттуда.)

Бытовые  – нет волшебства.  (о мужьях и женах, о барине и мужике, о попах, о дураках, чертях и др.) Самый поздний вид сказки - потому что в них  уже есть общество и семья, следы исторического времени. (примеры)

2. О  животных.

Часто сюжет движется как «нанизывание» следующего сюжетного звена - («Теремок», «Репка») - бабка за дедку, внучка за бабку и т.д.-кумулятивные сказки- «Яичко», которую мы чаще называем «Сказка про курочку Рябу».

Но вот пример сказки о животных другого плана: Лисичка-сестричка и волк (вар. 2 по Афанасьеву): Ехал лесом мужичок со снетками(мелкая рыбешка). Лисица накрала снеточков у мужика, склала в кувшинчик, да и села под стог пообедать. Бежит голодный волк. «Кума, кума, что ты ешь?» – говорит он, увидав лису. «Снеточк.и», – отвечает она. «Дай-ка мне!» – «Сам налови». – «Да я не умею», – говорит волк. «А вот кувшин, надень на хвост, да и пусти в прорубь». Послушался волк, а лисица говорит про себя: «Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, волчий хвост!». Сама побежала в деревню, попалась в одной избе в квашню головой и подняла тревогу. Бежит лисица из деревни прямо на волка, а за лисицей народ. Волк от страху ну рваться, а хвост- от примерз; насилу полхвоста оторвал. Нагоняет волк лисицу в лесу, а та прикинулась хворой. «Ах, кум! – говорит. – Всю головушку избили, мочи нет идти». – «Так садись, кума, на меня», – говорит волк. Вот и едет лисица на волке, сама попевает: «Битый небитого везет!» – «Что ты, кума, говоришь? – спрашивает волк. «Брежу, куманек!» – отвечает лисица, а сама, воровка, допевает: «У битого хвост болит».

Что мы видим в этой сказке со знакомой нам хитрой лисой?

Как и в мифе, мир людей и животных един, и звери ведут себя подобно людям, но в отличие от волшебной сказки, здесь настоящего чудесного нет.

Когда вообще возникают сказки?

В глубокой древности, но  когда уже  возникает семья,  а человек все-таки отделяет постепенно себя от мира природы.  Волшебная сказка - посвящена  испытаниям, прежде всего.

У всех древних народов был ритуал посвящения юношей во взрослых членов племени. Мальчики должны были пройти испытания и доказать, что они могут участвовать в жизни племени (рода) наравне со взрослыми мужчинами. В этом ритуале (инициации - ?) - корни волшебной сказки. В ней – главное - путешествие героя (в «тредевятое царство - тредесятое государство», «пойди туда - не знаю куда»), в котором он тоже проходит испытания, встречает  препятствия, ему помогают волшебные помощники (часто в виде говорящих животных),  а вернуться  он должен обязательно победителем.

В сказке не может быть ПЛОХОГО финала. Если нам встречаются какие-то более древние и довольно  страшные, пугающие, с нашей точки зрения, варианты- то это только то и значит, что мы уже не понимаем, в чем их положительный смысл.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.