logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) дать понятие о волшебной сказке как жанре фольклора; 2) показать структурные особенности волшебной сказки, своеобразие героев волшебной сказки; 3) показать условность вымысла и традиционные формулы в сказках как жанровый признак.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– проявлять любовь и уважение к языку и культуре;

– формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

 – развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную);

– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы.

Предметные результаты:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

– различать фольклорные и литературные произведения;

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

Ход  урока

Мы с вами будем знакомиться с волшебной сказкой на примере очень известной сказки «Василиса Прекрасная».  А затем и со сказкой «Финист Ясный Сокол». 

(Если мы посмотрим практически любую сказку, обнаружим что набор ситуаций, сюжетных эпизодов будет повторяться). 

Обычно волшебная сказка развивается по следующей схеме. Мы посмотрим на нее и будем искать в наших сказках соответствия.

Схема сюжета волшебной сказки:

1.  Отлучка (смерть старших) или вредительство (из-за нарушения запрета). Герой сказки вынужден отправиться в путь, нарушение запрета ведет к беде.  Ликвидировать беду можно только пройдя испытания.

2.  Путешествие героя и испытания. Встреча с волшебными помощниками.

3.  Борьба с вредителем (силы зла- Баба-Яга, Кощей...)

4.  Герой  ликвидирует беду. Это испытание он может пройти только с помощью волшебного средства, волшебных способностей, помощи волшебных существ.

5.  Победа героя над злом, свадьба и воцарение.

Вот сказка «Василиса Прекрасная».

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Мать перед смертью, благословив дочку, подарила ей куколку, которая должна была охранять девочку и помогать ей. Но прежде каждый раз Василисе надо было не забыть накормить ее и спросить совета. 

Далее в сюжете сказки речь о злой мачехе и завистливых ее дочерях, а Василиса только краше становилась, несмотря на тяжелую работу.

А почему? Ей помогала куколка.

- На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису».

Мы понимаем, что эта куколка не простая. И совсем не игрушка, а ВОЛШЕБНЫЙ ПОМОЩНИК.

И все время мачеха отправляла Василису в дремучий лес, где жила Баба-Яга, но девушка справлялась с заданиями и возвращалась.

Кто ей помогал?

И вот как-то в отсутствие отца, злые сестры специально задули свечу единственную, и не было другого источника огня и вытолкали Василису прочь- искать идти огонь, а найти можно было только у Бабы-Яги.

Покормив свою куколку и услышав от нее слова ободрения, отправилась Василиса в лес. Идёт она и дрожит. Вдруг скачет мимо неё всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, — на дворе стало рассветать. Идёт она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, — стало всходить солнце. Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами.

 Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет во всем чёрном и на чёрном коне; подскакал к воротам Бабы-Яги и исчез, как сквозь землю провалился, — настала ночь.

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-Яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:

Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

Хорошо, — сказала Баба-Яга, — знаю я их, поживи ты наперёд да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!

Войдя в горницу, Баба-Яга растянулась и говорит Василисе:

Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу.

Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать Яге кушанье. Василиса себе оставила только совсем чуть-чуть еды. Перед сном дала задание Баба-Яга Василисе. Та не ела, не пила - все куколке оставила. Та ее успокоила и к утру всю работу сделала.

 — Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолися да спать ложися; утро мудреней вечера! 

Все сделала Василиса. К вечеру вернулась баба Яга, как крикнет:

Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. Баба-Яга наелась, стала ложиться спать и опять дала очередной приказ Василисе. И опять куколка помогла, а Василиса, помолившись спать легла, а на утро все уже было сделано.

Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло!

Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Баба-Яга села обедать; она ест, а Василиса стоит молча.

Что ж ты ничего не говоришь со мною? — сказала Баба-Яга. — Стоишь как немая?

Не смела, — отвечала Василиса, — а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведёт: много будешь знать, скоро состареешься!

 — Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой? 

 И о других всадниках спросила Василиса и получила ответ от Бабы Яги. 

Василиса вспомнила о трёх парах рук и промолчала.

Что ж ты ещё не спрашиваешь? — молвила Баба-Яга.

Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь — состареешься.

Хорошо, — сказала Баба-Яга, — что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?

Мне помогает благословение моей матери, — отвечала Василиса.

Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.

Бегом пустилась Василиса при свете черепа. Добежала и подумала: «Верно, дома уж больше в огне не нуждаются». Но вдруг послышался глухой голос из черепа:

— Не бросай меня, неси к мачехе!

Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили её ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня.

Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.

Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житьё к одной безродной старушке.

— Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду.

Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так и горит у неё, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Куколка помогла полотно выткать. К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили, и Василиса говорит старухе:

Продай, бабушка, это полотно, а деньги возьми себе.

Старуха взглянула на товар и ахнула:

Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому; понесу во дворец...

Царь приказал впустить к себе старуху и как увидел полотно — вздивовался.

— Что хочешь за него? — спросил царь.

Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар его принесла.

Поблагодарил царь и отпустил старуху с подарками.

 Но не смогли его портные сшить из этого дивного полотна ничего. И все вернулось к Василисе. Долго и кропотливо она работала, сама сшила дюжину рубашек. А царь захотел сам посмотреть на такую умелицу. Приехал-увидел, влюбился и женился.

Давайте представим, какие важнейшие этапы сюжета (последовательности событий в ней) мы заметили. Вот  можно их обозначить так:

1. Смерть матери, а затем отъезд отца.

2. Выполнение наказа (получение волшебного помощника)

3. Вредительство сестер (затушили единственную свечу)

4. Путешествие ночью через лес Василисы и встреча с непонятными (волшебными существами) со всадниками.

5. Испытание у Бабы-Яги. Проверка на знание правил поведения в ином мире, проявление смекалки, доброты и вежливости, храбрости (правда о благословении матери).

6. Выполнение главной задачи - добывание огня (горящий череп, который дала Баба-Яга).

7. Победа над злом (наказание огнем мачехи и сестер)

8. Награда за терпение, труд (выткала полотно - с помощью куколки, сшила рубашки  сама) Свадьба.

Много общего эта  сказка имеет с  «Финистом Ясным Соколом»

Здесь нет мачехи, но есть завистливые сестры, которые и решили извести Финиста, когда воткнули ножи острые в раму оконную, чтоб вылетая, поранился Финист. Это вредительство и явилось побуждающей причиной путешествия Марьюшки да еще наказ самого Финиста о трех железных парах башмаков, трех посохах, колпаках- что должна она износить, когда будет его искать.

И эта героиня оправляется в путь, для нее волшебными помощниками окажутся и звери, и три Бабы Яги. И будет она добра и терпелива, как Василиса Прекрасная, найдет своего милого, будет служить царице, исполняя все ее задания (как Василиса у Бабы Яги). И помогут волшебные предметы, что дали ей три Бабы Яги- исполнит их наказ Марьюшка - и трижды ей разрешит увидеть спящего непробудным сном Финиста злая царица. Но в последний раз расплачется Марьюшка - не пробуждается возлюбленный, а волшебных предметов больше нет, и пробудит ее горючая слеза,  упавшая на грудь спящего Финиста.

Восстанет он и спадут чары - и уедут они в свое царство - домой вернутся и свадьбу сыграют.

Посмотрим, каковы же функции героев - участников всех  эпизодов? Сличим с традиционными.

 Дополнительный блок

Функции (роли) героев в сказке

Герой - отправляется в путешествие (нарушение запрета или необходимость найти пропавшее). Чаще всего  герой-это младший брат, Иван-дурак, Емеля, падчерица...

Герой всегда чем-то обделен-деньгами, удачей, умом...В финале Герой становится, благодаря и своим успехам и смелости, и участию волшебных помощников -  молодцом, удальцом, красавцем, получает богатство (царство) и женится.

Отправитель: тот, кто отправляет героя в путь (отец или оба родителя, царь).

Вредитель или антагонист: в начале, наносит вред герою, потом борется с героем и даже вступает в бой. Преследует уже победившего героя.

Даритель: испытывает героя, готовит волшебное средство, дает волшебное средство герою (баба-Яга, Морозко, покойный отец или мать).

Помощник (или волшебное средство): помогает герою преодолеть расстояние (конь, серый волк,; ковер-самолет, клубочек), помогает решить трудные задачи (, волшебный конь допрыгнул до окна царевны, лягушка к утру шьет рубашку, печет хлеб ), спасает от преследования (печь, яблоня).

Вот еще одна знаменитая сказка - «О царевне-лягушке».

Герой - младший брат из трех, неудачник-у старших «нормальные невесты», у него - лягушка. Но говорящая. Проявляет он чувствительность  и жалость - берет с собой.

Часто в сказках трижды совершаются действия-и здесь три раза дает задания царь-отец.

Собственно основной сюжет начинается с нарушения запрета - сжег Иван лягушачью кожу и улетела, обернувшись лебедушкой, его жена-Василиса Премудрая. 

Отправляется в путь Иван. Встречает старичка (дарителя),который дарит ему волшебный предмет-клубочек-путеводную нить и объясняет, что Василиса дочь Кощея, заколдована им за премудрость ее . Кстати говорит Иван со всеми вежливо и по-доброму, почему все и помогают. На пути встретит трех волшебных помощников, которых пощадит и за это они окажут ему все услуги именно в тот момент, когда только их помощь может решить дело-это  медведь, заяц и щука.

Баба Яга, как правило,  в сказках где главный вредитель (антагонист)- Кощей Бессмертный, выступает в качестве волшебного помощника. И здесь так. Она и объясняет, где Кощеева смерть. Тут пригождаются все звери, которых пожалел Иван, теперь они ему помогли добыть иглу - на конце которой смерть Кащеева. Освободил Василису Премудрую и сыграли они свадьбу.

 Во всех трех сказках, при всем их различии, мы видим явно повторяющиеся и сюжетные ходы, и типы персонажей.

Это исследовал замечательный русский ученый В.Я. Пропп и составил классификацию функций (так он их назвал) героев и закономерности сюжетов- в двух своих поистине великих книгах «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки».

Очевидно, что сходство связано с тем, что и Василиса Прекрасная,  И Марьюшка, и Иван-царевич должны пройти целый ряд испытаний, чтобы добро восторжествовало. Им помогают волшебные помощники, когда они оказываются в «другом» мире, где обитают духи, всякая нечистая сила. Фактически в волшебных сказках герой попадает в загробный мир и возвращается оттуда (благодаря своей смекалке, благородству и человечности- именно это вызывает желание ему помочь у волшебных помощников).

 Как мы уже говорили выше, все волшебные сказки в основе сюжета имеют историю путешествия  и испытаний во время него главного героя, возвращение его из иного мира знаменует победу Добра над Злом.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.