logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: исследовать истоки становления и особенности развития жанра басни в литературе; проследить общие и национально-специфические особенности возникновения и развития жанра басни; выявить некоторые параллели басенных сюжетов с произведениями разных писателей и поэтов; определить специфику, место и роль басни в современной системе культуры.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– проявлять любовь и уважение к языку и культуре;

– формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

 – развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную);

– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. 

Предметные результаты:

– осознанно воспринимать и понимать художественный текст;

– различать фольклорные и литературные произведения;

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать басни, сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания». 

 

Ход урока

 

Сегодня мы поговорим о хорошо известном всем с детства жанре, который называется басня. В русском языке был старинный глагол “баять” - это значит говорить или рассказывать. Т.е. басня - это небольшой рассказ, в котором в поучительной форме нам объясняется как хорошо и как плохо поступать. Обычно в баснях действуют герои-животные. Однако эти животные очень похожи на людей. Лисица - хитрая, ворона - глупая и доверчивая, волк - кровожадный. Они разговаривают и действуют так же, как люди. Это нужно для того, чтобы мы посмотрели на себя со стороны. Такой прием называется аллегория - иносказание. Иносказание, аллегоричность - один из основных признаков басни. Басня родилась из устного рассказа. Однако, мы с вами все знаем, что теперь басня это жанр литературы. Так посмотрим, как из фольклорного басня стала литературным жанром..

Самая древняя известная нам записанная литературная басня принадлежит перу греческого поэта Эзопа, который жил в VII в до н.э. Он был рабом одного богатого человека, который часто призывал Эзопа, чтобы выслушать от него какой-нибудь совет. Однако Эзоп, не желая говорить неприятные вещи в лицо, очень часто облекал свои советы в такую иносказательную, аллегорическую форму. Пример – басня “Лисица и виноград”. Эта басня еще прозаическая. В ней нет ритма, а это просто маленькая история, в ней мало сюжета, но есть яркий образ обиженной лисицы. Вот это последнее высказывание “зелен виноград” очень часто приписывают  людям, которые гордо говорят, что им что-то не нужно, хотя понятно, что оно просто недостижимо.

В Древнем Риме тоже был поэт-баснописец - Федр. Он жил на рубеже I в до н.э. и I в н.э. История его жизни нам известна не очень подробно. По всей видимости он тоже был сначала рабом, а потом стал вольноотпущенником и очень хотел учиться. Надо заметить, что он довольно быстро нашел себе богатых покровителей и поэтому мог себе позволить довольно свободно и безбедно жить. А собственно покровительство богатых римских граждан ему привлек его талант стихотворца. Федр использует сюжет, который  басни Эзопа, которая называется “Петух к жемчужине”. И какова же мораль? Мораль в этой басне довольно неожиданная: «Пишу для тех, кто не умел понять меня», - говорит Федр. Т.е. обращаясь к своим слушателям, он намекает на такую неприятную для поэта ситуацию, когда то, что он делает, на самом деле его слушателями понято неправильно.  И хотя главное действующее лицо в этой басне петух, мы понимаем, что на самом деле для Федра важнее жемчужина, которой он себя чувствует. Очевидно положение Федра, несмотря на то, что он жил достаточно безбедно, было ему не очень приятно. Он чувствовал себя той самой жемчужиной в навозной куче, которая не востребована, которая никому не нужна. Но Федр выбирает довольно остроумную форму, для того, чтобы донести свое ощущение, свое положение до мира, до своих слушателей. Эта басня тоже получила в русской литературе свой отклик. И Крылов перелагает басню Федра “Петух к жемчужине” под названием “Петух и жемчужное зерно”. Какую мораль выбирает Иван Андреевич Крылов, для того, чтобы, для своего слушателя? «Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк». Крылов выводит себя самого, как поэта из этой ситуации и в целом осуждает невежество. Здесь нет никакого личного, биографического ощущения себя внутри этой ситуации. Так один и тот же сюжет поворачивается у разных поэтов.

Теперь мы поговорим о другом поэте-баснописце, поэте французском XVII в Жане де Лафонтене, авторе многих басен. Люди, знавшие Лафонтена, писали, что он был довольно нелюдимый и не очень общительный человек, по крайней мере, довольно осторожно относившийся к человеческому обществу. Тем не менее, Лафонтен оставил нам довольно много разных историй о нравах человеческого общества, воплощенных в образы басен. Вот одна из самых известных басен Лафонтена. Называется она “Цикада и муравей”.(Отрывок из басни) “Подул Борей” – значит, наступила зима и одна соседка идет к другой попросить ее поделиться запасами. Вы, конечно, узнали в этой басне русскую басню тоже авторства Ивана Андреевича Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Мы видим, что эта история очень похожа на басню Крылова. Попробуем увидеть, в чем тут различие? Во-первых, как Лафонтен выстраивает отношения этих двух героинь? И это первое важное развитие, потому что в басне Крылова “Стрекоза и муравей” есть Стрекоза, которая воплощает легкий женский образ, и муравей -  домовитый хозяин, явно мужского пола. Здесь встречаются две женщины, две соседки. Мамаша Муравей, хозяйственная муравьиха, которая копила запасы все лето. И цикада, видимо, ее соседка, никак не сказано,  есть ли у нее семья. Цикаду автор не раз называет ее бедняжкой, бедной, описывает, как она жалобно просит одолжить ей хоть крошку, хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтобы дожить до солнечных и теплых деньков. И мы начинаем испытывать сочувствие к цикаде, которая все лето, вместо того, чтобы собирать запасы, пела. Мы не чувствуем, что ее занятие хоть сколько-нибудь предосудительно.  Но очевидно, что мамаша Муравей ее очень осуждает. В сюжете этой басни  с одной стороны, сталкивается легкомыслие, которое воплощает собой цикада с  жадностью Мамаши Муравей.  Легкомыслие и скупость, неготовность помогать другим равно предосудительны с точки зрения Лафонтена. В басне Лафонтена нет положительного героя. здесь нет ярко выраженной морали. Читатель сам должен сделать вывод.

Итак, мы посмотрели, какой путь проделала басня как литературный жанр от короткого высказывания, похожего на притчу, к произведению, в котором есть развернутый сюжет и характеры, а мораль уходит на второй план.  Подведём итог: что же такое басня как литературный жанр? Во-первых, басня –  малый литературный жанр, небольшое произведение, чаще всего стихотворное, но иногда бывает и прозаическое. Обычно события и герои изображаются в басне иносказательно. Завершается басня моралью, кратким поучительным высказыванием. У басни как  жанра есть две важные составляющие – иносказание и мораль, поучение.
Басня - малый литературный жанр, небольшое произведение иносказательной формы, завершается кратким поучительным высказыванием.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.