logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока:

подведение итогов, систематизация полученных знаний по теме;

показать связь литературы с фольклором;

закрепить понятие о мифе;

повторить жанры фольклора.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в  самостоятельной деятельности; умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход  урока 

Древние верили, что мир стоит на трёх китах. Наш учебный курс тоже стоит на трех «китах»: миф, фольклор, литература. Вокруг – безбрежный океан, который называется словесностью. В этом океане есть острова, и главные из них – священные книги человечества. Здесь, в этой точке, на этой твердой почве встречаются и  миф, и фольклор, и литература. 

Что такое миф? Зачем создавались мифы?

Миф – это история о таинственных непознаваемых вечных силах, управляющих миром. Они олицетворены в образах богов и героев. Любой миф, к какой бы эпохе он ни принадлежал и каким бы народом ни был создан, объясняет сложные идеи простым способом, с помощью наглядных образов.

Что в мифологии означают слова «космос», «хаос»?

Прежде всего, миф призван объяснить, как из хаоса родился космос, из беспорядка образовался порядок. Мы говорили о том, что порядок, космос, может быть и несправедливым, и даже жестоким, но древний человек считал, что любой порядок лучше хаоса. В свою очередь, и боги, действующие в мифах, могут быть справедливыми, а могут быть и несправедливыми. Вспомните олимпийских богов, которые не знают, что такое мораль! Более того, они на самом деле не всесильны, потому что есть силы более мощные, чем они. Это рок, судьба. И боги, которые вознесены над людьми, и люди – все подчиняются их воле.

Дополнительный материал

Познакомиться с историей и мифологией Древней Греции, проверить свои знания с помощью различных интерактивных игр.

Вы уже знаете, что миф перетекает и в фольклор, и в литературу. Вы рассмотрели особенности устного народного творчества и уже изучили многие жанры  детского и взрослого фольклора.

Как вы понимаете слово «жанр»? А зачем нам вообще про жанры нужно знать?

Жанр – это устойчивая форма словесного творчества.  Как камертон в музыке, он помогает нам сразу настроиться на правильное восприятие произведения. Или возьмем другое сравнение. В искусстве есть место и смешному, и грустному. Но мы не пойдем в цирк для того, чтобы поплакать. Цирк обещает нам веселый смех, настраивает на него. И наоборот, если мы отправимся в театр на серьезный, сложный спектакль, а актеры решат нас веселить цирковыми шутками? Нам это тоже не понравится: наши ожидания будут обмануты. Так жанр заранее настраивает нас на правильное восприятие.

Жанры складываются в определенную систему. Чтобы понять, что такое система жанров, мы используем еще одно сравнение. Представьте себе матрёшку. Маленькая матрёшка прячется в матрёшку побольше, та в матрёшку совсем большую и так далее. Примерно так устроена и система фольклорных жанров.

Задание
Чтобы наглядно представить систему жанров фольклора, попробуйте изобразить её графически. В центре листа напишите главное понятие - «Фольклорные жанры». А затем запишите все жанры устного народного творчества, какие вы знаете. Знакомясь с материалами урока, проверяйте свои записи: исправляйте ошибки или добавляйте необходимое.

Среди фольклорных жанров есть совсем простые, «малые», и мы  этими жанрами владеем и до сих пор пользуемся, например, скороговорка. Смысл скороговорки заключен в её форме, содержанием скороговорки является её форма. Вроде сложное определение, но самом деле все очень просто и понятно. Произнесите скороговорку: «Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок». В чём тут смыл? В трудном звучании. Произнося эти звуки, как бы побеждая их, мы выполняем жанровое задание скороговорки. Ее форма – звукопись – и есть содержание.

Дополнительный материал 
Жанр скороговорки продолжает развиваться и в наше время. Если вы хотите научиться  владеть своей речью, то можете найти много интересных заданий для подготовки дикторов.. Здесь собраны скороговорки на русском, английском, французском и других языках. Вы найдете советы, как тренировать дикцию при помощи скороговорок, пословиц и других упражнений.
Попробуйте себя в роли диктора телевидения и произнесите современные скороговорки, подготовленные для тренировки техники речи:

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

А теперь посмотрим, как звукопись используется в пословицах, поговорках и в загадке.

Что такое пословица? Чем от неё отличается поговорка? Какую роль играет звукопись в этих фольклорных жанрах?

У всех этих жанров есть смысл, который не сводится к звукописи. Пословица и поговорка содержат в себе мудрое изречение. Пословица – законченное высказывание, в котором выведена, объявлена мораль. Поговорка – ходовой оборот речи, в котором нет итогового вывода. Это просто попутное замечание, связанное с народным представлением о том, что такое хорошо и что такое плохо. При этом и в пословице, и в поговорке часто используется звукопись, чтобы мудрое изречение легче запоминалось и воспринималось. То же и в загадке. Значит, то, что было содержанием в скороговорке, для пословицы, поговорки и загадки стало формой. Маленькая жанровая «матрёшка» спряталась в большую.

Дополнительный материал

А в каких фольклорных жанрах могут использоваться загадки? Что такое загадка?

Загадка  – это малый жанр фольклора и литературы, в котором слово или образ заменяются другими словами или образами, и нам предлагается отыскать правильный ответ на обманчивый вопрос.
Загадка может встречаться в песнях, например, в колыбельных. Здесь часто используется вопросно-ответная форма, как в загадке.
Но то, что в загадке является её содержанием, в песне становится формой, потому что содержание песни гораздо более сложное и гораздо более глубокое, чем у загадки.

А героиня сказки может загадывать загадку? Сплошь и рядом! Загадка – это почти обязательный элемент сказочного сюжета. А песню спеть? 

Помните ли вы сказочных героев, которые отгадывали загадки? А какие песни и зачем поют сказочные герои? Приведите примеры.

Значит, всё умещается во всё: смыслом скороговорки является ее звуковая форма, смыслом пословицы, поговорки, загадки является сложная мысль, облечённая в условную форму, а звук становится формой. Дальше, загадка поглощается песней, песня поглощается сказкой и все жанры фольклора, как матрёшка, встраиваются один в другой и превращаются в систему. Это правило действует и применительно к детскому фольклору, и применительно к взрослому фольклору.

Проверка знаний
Проверить знания по теме «Малые жанры фольклора» поможет тест.

Мы сказали, что самый крупный жанр фольклора, – так сказать, главная его «матрёшка»,  –  это жанр сказки. В свою очередь, и мы об этом говорили, сказки бывают нескольких типов.

Какие типы сказок вы знаете? Приведите примеры.

Это сказки о животных, волшебные и бытовые. Сказка служит мостиком от мифа и фольклора к миру литературы.
Но есть ещё один жанр–посредник, жанр склейка, жанр который соединяет фольклор и литературу – это басня, жанровое определение которой мы давали на прошлом уроке.

Задание

Продолжим работу со схемой. Вы записали много названий различных жанров. Попробуйте объединить  фольклорные жанры в  смысловые группы. Сколько групп у вас получилось?

Так вот, когда мы переходим из мира мифов, мира фольклора в мир литературы, книжной письменности, многие правила отчасти меняются. В мифе жанров еще нет; в фольклоре они очень четкие, определённые; а в литературе жанры есть, но границы между ними гораздо более гибкие, переменчивые. Это как с правилами одежды в современном мире: когда-то существовали строгие предписания, как человек должен одеваться в театр (обязательно пиджак и галстук), как ему можно нарядиться в цирк (гораздо проще), как – в кино, как – в гости. Если кто-то этим строгим предписаниям не следовал, его могли не пустить в театр, поднять на смех в цирке и не понять в гостях. А сегодня мы одеваемся гораздо более вольно. Так меняются и жанровые правила при переходе от фольклорной эпохи к литературной. Они становятся все мягче и мягче. Жанр у литературного произведения может быть, а может и не быть. Нас могут настроить на один тон, а потом вдруг, внутри литературного произведения, поменять тон на другой, а можно сочетать сразу множество тонов. Но если бы не было разветвлённой, чёткой и ясной системы фольклорных жанров, не сложилась бы и вольная система жанров книжной литературы, к изучению которой мы с вами и переходим.

Итак, сегодня мы говорили о взаимосвязи мифологии, фольклора и литературы, познакомились с системой фольклорных жанров.

Что такое жанр? Как связаны между собой жанры фольклора?

Проверка знаний.

Проверить знания по теме урока поможет тест.

Задание

Продолжим работу со схемой. Если соединить прямыми линиями центральное понятие со смысловыми группами и с названиями жанров, то получится схема, которая называется кластер. Кластер в переводе с английского означает «гроздь, скопление». Это хороший способ графического представления информации.

Если у вас возникли трудности при составлении схемы, обратитесь к Приложению 4. Заполните пропуски, и у вас получится кластер по теме «Фольклорные жанры». 

Домашнее задание (по выбору):

Отгадайте зашифрованные пословицы. Составьте свой ребус, зашифровав народную пословицу.

Закончите составление кластера.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.