logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока

систематизировать знания учащихся о прочитанных литературных  сказках;

рассмотреть известные литературные сказки русских и зарубежных писателей, где действуют или упоминаются игрушки;

выяснить, какую функцию выполняют персонажи-игрушки в литературных сказках.

Ожидаемые результаты 

личностные:

– интерпретировать текст;

 – высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

 – анализировать характер и поступки героев;

– формулировать концептуальную информацию текста;

 – соотносить прочитанное с собственной жизненной позицией;

– самостоятельно работать со словарями, справочным аппаратом книги.

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

искать и собирать дополнительную информацию.

 предметные:

в познавательной сфере:

извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

  самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

 – интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

 в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

 в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Ход урока

Игра - свобода и порядок. Литература подобна игре и наоборот - ограниченность времени и пространства. Установка на вымысел. Существование по правилам. Но и «понарошку». Близость фольклору - правила изначально нигде не записаны - передавались от поколения к поколению- поэтому менялись. Так и детские игры. «Честная игра». Игра не должна выходить за свои пределы, ее законы действуют только в ограниченном времени и территории, смешивать опасно.

Игра предполагает отмену повседневной жизни на время, будь то цирк, театр, игральный стол (карты, настольные игры), кино... В это время и в этом пространстве отменены законы обычной жизни.

Можно сказать, что игра в истории человечества существовала в двух ипостасях (видах):

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ (СОСТЯЗАНИЕ)     И     ИГРА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Средние века — поединки рыцарей.                                                                                            

ТЕАТР                

Игрушка у древних. А потом и у детей - равноправный  и  живой участник совершаемой игры (ритуала)- это идолы, священные предметы – первично - оберег.(русская игрушка- промыслы -дымковская игрушка, например).

Уже и в волшебной сказке мы встречаем игрушку - куколка из «Василисы Прекрасной», с которой не играют, она-волшебный помощник.

Ребенок, играя, понимает, что  «не взаправду», но внутри игры - все настоящее - иллюзия- «секрет».

Дети играют, представляют себя кем-то, кто кажется им лучше,  интереснее, сильнее. Красивее, возвышеннее или, наоборот, ужаснее, страшнее, поэтому они - «принцессы», «тигры», «воины», «супергерои» и проч.

В мире детей ИГРУШКА замещает НЕДОСТАЮЩЕЕ для ребенка. Она оживает - как ЖИВАЯ. Поэтому в литературных сказках игрушка из предмета превращается в ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

Примеров тому не счесть. Самые любимые и известные:

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик».

 Г.Х.Андерсен «Оловянный солдатик».

А.Милн. «Винни Пух и все-все-все»  и многие другие.

Что это значит - игрушка- литературный герой?

В самом слове «герой» уже не один смысл: с одной стороны, в древних эпосах это всегда тот, кто совершает героические подвиги, у греков он еще зачастую и полубог(вспомните всех героев мифов,  например,- Геракла, Тесея, Ясона..) Это всегда тот, кто сильнее, могущественнее простых смертных. 

Но со временем в литературе все больше описывают жизнь людей - обычных или облаченных властью и силой, но все же людей - и они становятся героями литературных произведений-просто персонажами - мы их так называем - и сильных, и слабых, и мудрых, и глупых, и тех, кто образец доблести, и наоборот-порока. Все это действующие герои - те, кто действует, участвует в сюжете.

Но героем может оказаться даже не только человек, но и животное, предмет, и игрушка.

Гофман в своей рождественской сказке «Щелкунчик» противопоставляет два типа игрушек - механический замок, который дарит детям их крестный советник Дроссельмейер - замок прекрасен, в нем своя жизнь - все куколки, одетые в роскошные наряды, двигаются по заданному маршруту внутри него, но детям быстро он надоедает, т.к. Все там запрограммировано и нет места фантазии.

Совсем другим оказывается Щелкунчик-игрушка-кукла, который окажется совсем живым, с человеческим характером. Совершает подвиги и заслужит не только внимание, но и доверие, а потом и любовь главной героини Мари. В сказке Гофмана все происходит в двух мирах - реальном и мире сна и воображения героини, но автор сознательно в какой-то момент убирает границу между мирами. И читатель, прежде всего ребенок  так и остается в прекрасном мире волшебства и воображения, где царят настоящие чувства и побеждает Добро. Это история о том, что настоящее благородство и чувствительное сердце творят чудеса, которые становятся настоящим.

Вторая сказка, где человека вообще почти нет, вернее от него одни неприятности - это «Оловянный солдатик» Андерсена. Здесь главный  литературный герой - полноценный персонаж — игрушка- одноногий оловянный солдатик. Мы забываем, что он не человек, потому что он переживает, радуется или страдает, проявляет стойкость и мужество, как человек. Это пронзительная, трогательная и одновременно грустная и светлая история победы над обстоятельствами злой судьбы, верности, преданности и любви, которая сильнее воды и огня.

 И кто посмеет усомниться, что солдатик - не литературный герой, мы бы сказали, что он еще и Герой! И пример - для людей!

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.