logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести;

научить анализировать поступки и характеры героев, отдельные эпизоды; 

вынести нравственные уроки из произведения, показать ценность таких качеств, как толерантность, сострадание, доброта;

Планируемые результаты:

Личностные:

–  формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

–  формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

–  формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

искать и собирать дополнительную информацию.

 предметные:

в познавательной сфере:

извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

  самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

 – интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

 в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

 в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 

 Ход урока

 

1.  На прошлом уроке мы вспоминали сюжет повести Короленко «В дурном обществе», основные события и их взаимосвязь. Сегодня наша задача – лучше понять характеры и взаимоотношения героев.  Как писатель создает образ литературного персонажа? У настоящего художника нет случайных деталей.

Что представляет собой наш рассказчик – герой? Ведь важно, чьими глазами мы видим события. Портрета его нет –  повествование от первого лица. Но мы узнаем историю его детства, начинаем понимать совсем не детские проблемы, с которыми он сталкивается. Как непросто складываются его отношения в семье. Вася страдает от непонимания.

Его считают бродягой, негодным мальчишкой с дурными наклонностями, не дают общаться с сестрой. Мама его умерла, отец замкнулся в себе после такого глубокого горя, не видит переживаний сына. Но мы, читатели, понимаем, что сердце мальчика вовсе не черствое и эгоистическое, как считает отец. Автор дает нам возможность это почувствовать, изображая внутренние переживания героя. Характер героя раскрывается, конечно, и в его поступках, отношении к людям. Вот сцена знакомства с Валеком и Марусей. Мальчишки готовы подраться, но когда к Валеку прижимается сестренка, Вася благородно отступает. А как Вася умеет чувствовать чужую боль и беду! Он впервые столкнулся с проблемой нищеты и голода детей, поражен обстановкой, в которой они живут «Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без дома». Он приносит больной Марусе куклу, понимая, чем ему это грозит, он твердо держит слово не рассказывать никому о своей дружбе с «дурным обществом». Он сын судьи, а его новые друзья – воры… Вася понимает, что воровство – страшный грех. Но виноват ли Валек, украв булку для голодной сестры? Мальчик впервые задумался о несправедливости мира. Автор раскрывает проблему трудного взросления ребенка. Прав Тыбурций, говоря «хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». 

2. Кто же они, эти отверженные несчастные люди? Что собой представляет «Дурное общество»? 

Вот как автор описывает внешность Тыбурция Драба:«Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных им несчастий; крупные черты лица были грубо выразительны… Низкий лоб, несколько выдававшаяся вперед нижняя челюсть придавали всей физиономии что-то обезьянье, но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились острая проницательность  и недюжинный ум». Нашему герою жутко смотреть на этого странного человека. «Под ним как будто струилась глубокая неустанная печаль». Какие выразительные детали! Этот психологический портрет многое помогает понять в судьбе и личности героя. Тяжелая жизнь не озлобила и не ожесточила его. Он вор, преступник, бродяга, живет вне закона – юридического. Но как умеет он соблюдать законы человеческие, как трогательно заботится о бедных детях, как благородно бросается на помощь Васе, придя в дом судьи с куклой. Как мудро звучит его речь – а речевая характеристика очень важна для понимания характера героя : «Малый был в дурном обществе, но видит Бог, он не сделал дурного дела, и если его сердце лежит к моим оборванным беднягам, то, клянусь Богородицей, лучше велите меня повесить, но я не допущу, чтобы мальчик пострадал из-за этого».  Благодаря Тыбурцию разрешится проблема непонимания между отцом и сыном, рухнет стена отчуждения между самыми близкими людьми. Отец наконец увидел истинную душу своего ребенка. 

3. А теперь познакомимся ближе с Валеком. Вот его портрет: «…худой и тонкий, как тростинка. Одет в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Он держал себя солидно и внушал Васе уважение своими манерами взрослого человека. Да, ему рано пришлось повзрослеть, он разбирается в жизни и людях гораздо лучше наивного Васи. Перед ним стоит проблема выживания в этом жестоком мире, поэтому он по- другому относится к воровству, он объясняет другу, что воровать по нужде можно, а у родителей нельзя. Именно Валек объяснит Васе, что его отец – «самый лучший человек в городе». Для сына судьи это было открытием. Ему приятно слушать похвалы отцу, это задевает в его сердце «струну сыновней гордости»,  но в то же время Васе больно осознавать, что никогда отец не любил его так, как Тыбурций любит своих детей.  Валек сыграл очень важную роль во взрослении главного героя. «Наши беседы с каждым днем все больше закрепляли нашу дружбу, которая росла, несмотря на резкую противоположность характеров. Моей порывистой резвости он противопоставлял грустную солидность и внушал мне почтение своею авторитетностью и независимым тоном… Кроме того, он часто сообщал мне много нового, о чем я раньше и не думал». Он побуждает мальчика размышлять над серьезными жизненными проблемами. И главное – Вася избавляется от мучительного чувства одиночества, чувствует себя нужным. 

4. А вот как трогательно описана сестра Валека, Маруся: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои 4 года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика». 

С помощью ряда сравнений автор пытается вызвать сочувствие к маленькой больной девочке. Почему она такая? – наивно спрашивает Вася у Валека. «Серый камень высосал из нее жизнь» - объясняет Валек. Домом для нее стало подземелье склепа. Глазами героя-рассказчика мы видим это страшное подземелье и начинаем понимать обреченность судьбы девочки. Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже 4 года. «Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Контраст в описаниях внешности девочек усиливает трагизм ситуации. 

Повзрослевшие Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них судьба ее стала символом страдания, научила милосердию и любви. Надеюсь, что и вас эта печальная повесть заставила о многом задуматься.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.