logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

обобщить знания обучающихся о произведении В. Короленко, показать роль куклы в формировании сюжета повести;

работать с текстом Короленко «В дурном обществе»;

 

углубить представление о доброте, сострадании, милосердии.

Планируемые результаты:

личностные:

–  формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

–  формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

–  формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

искать и собирать дополнительную информацию.

 предметные:

в познавательной сфере:

извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

  самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

 – интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

 в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

 в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 Ход урока

1. Владимир Галактионович Короленко. Рассказ учителя о личности и судьбе писателя.

Смысл названия. Короленко назвал свою книгу «В дурном обществе». Странное название для детской книги, не правда ли?  Хотя она не самая детская… Зачем писатель отправляет читателя и героя в такое общество? Попробуйте объяснить  смысл эпитета «дурное»,подберите синонимы. А я обращусь за толкованием  к словарю Даля. А вспомните, из чьих уст мы слышим эту оценку нищих и обездоленных людей? Ведь так сказал старый Януш, человек подлый и жестокий. Далее это слово всегда в кавычках. Читая книгу, мы попробуем понять замысел автора. Как повлияло на главного героя это «дурное» общество нищих, бродяг  и воров? Что изменило в жизни его, его отношении к  людям, что помогло понять? Ведь сын «пана судьи» ничего дурного из этого мира не вынес, встретил здесь высокие образцы любви и преданности.

Писатель после названия книги дает подзаголовок «Из детских воспоминаний моего приятеля». Зачем? Дело в том, что перед нами не автобиография. Да, в образе отца главного героя есть черты отца писателя, честного и неподкупного судьи, и город, описанный в повести, похож на родной город , где вырос Короленко.  Автор не равен рассказчику.

Автор – Короленко, мудрый взрослый писатель, а рассказывает нам эту историю от первого лица герой, мальчик Вася. Почему именно такую форму повествования выбрал автор? Может быть, взгляд ребенка более непосредственен, эмоционален, он больнее чувствует несправедливость. Неслучайно в повести так много страниц, передающих душевные переживания героя – ребенка. Но кто он – рассказчик - герой? Взрослый или ребенок? Ведь перед нами воспоминания взрослого человека. События часто даны глазами взрослого, который многое уже в жизни осмыслил. Голос его прорывается сквозь повествование.

2. Место действия. Описание города. Пейзаж. Почему такие темные, мрачные детали? Они как бы настраивают на трагический лад. Ведь нас ждут действительно очень печальные события…

3. Как развиваются события в повести? В какой последовательности? Повесть довольно большая, она состоит из восьми глав. В первых главах завязываются основные сюжетные линии, развитие которых позволит нам понять характеры и взаимоотношения героев, главных и второстепенных. Познакомившись с городом, узнав историю замка и его обитателей, мы  вместе с рассказчиком погружаемся в мир его детства, узнаем о смерти мамы Васи и непростых отношениях с отцом.

«Моя мать умерла, когда мне было 6 лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню… в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».  Герой не встречал привета и ласки дома, одиночество толкает его на улицу, в нем живет жажда познания и общения. «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно». Он попадает в часовню и там приобретает новое знакомство. Прочтите этот эпизод, он очень интересен и важен для повествования. Ведь так завязывается новая сюжетная линия – дружба с Валеком и Марусей. Переплетение жизни сына судьи и нищих бездомных детей многое меняет в нашем герое. Он впервые почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы. Он впервые задумался о несправедливости жизни, о детях  подземелья, живущих среди серых камней и вынужденных воровать, чтобы не умереть с голоду. Он искренне переживает за Марусю, больную слабенькую девочку, и даже решается отнести ей куклу сестры, чтобы его маленькая подруга могла порадоваться игрушке – первый и последний раз в жизни. 

4. Роль игрушки в построении сюжета, в жизни любого ребенка. Почему кукла так хорошо подействовала на девочку? Можно ли сказать, что Вася куклу украл? Правильно ли поступил мальчик, ведь это подарок покойной мамы? В эпизоде с куклой раскрывается наиболее полно характер главного героя. Он пожертвовал своим благополучием, навлек на себя подозрения в воровстве . Тот самый старик Януш, который назвал общество его друзей дурным, клевещет на него и отец верит этому подлому человеку. А Вася не может сказать правду – он дал слово.

Глава  «Кукла» - самая, пожалуй, трогательная и печальная в повести, наиболее острый и напряженный момент повествования. Ведь Васе предстоит объяснение с отцом. С помощью этой важной детали -  куклы - разрешается наконец конфликт с отцом.  Мы близки к печальной развязке.

В заключении автор рассказал нам о дальнейших судьбах героев. Задумайтесь, какие обеты могли давать наши повзрослевшие герои на могилке Маруси и как теперь, после таких печальных событий, сложится их жизнь. Финал повести трагичный и в то же время светлый. Автор оставляет нам надежду, что мир изменится к лучшему, если в нем живут такие добрые и милосердные люди, как наши герои, как писатель Короленко. 

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.