logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

совершенствовать умение понимать главную мысль литературного произведения;

показать роль важнейших эпизодов произведения в раскрытие мотивов поступков героев и главной мысли;

показать роль художественной детали в раскрытии характеров и поступков героев;

развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором;

формировать нравственные понятия – отвага, благородство, честь.

Планируемые результаты:

личностные:

–  формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

–  формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

–  формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

искать и собирать дополнительную информацию.

 предметные:

в познавательной сфере:

извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

  самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

 – интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

 в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

 в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 Ход урока

Сегодня мы поговорим о рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1. Что читали в начальной школе. В начальной школе вы читали рассказы Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филиппок», «Акула», «Прыжок».

2. Интерес к детям. Вы  помните, что писателя интересовала  жизнь детей. Он считал, что каждый человек должен получить  образование, поэтому в своем имении Ясная поляна открыл школу для бедных детей. Сам преподавал в этой школе и написал для нее учебники: «Азбуку» и «Новую азбуку». Впоследствии писатель создал 4 тома «Русской книги для чтения», куда вошли более 100 сказок, новелл и басен и откуда многие из прочитанных вами в начальной школе рассказов.

3. Рассказ написан с образовательной целью. В  4 томе «Русской книги для чтения» помещен «Кавказский пленник».

4. Простой язык/ритм. Именно потому что рассказ написан для детей, его язык предельно прост. Здесь нехарактерный для «взрослой» прозы  Л.Н. ритм – краткие, в основном, простые предложения, простые описания.  Мы слышим, что у прозы тоже бывает ритм. Вот как звучит начало рассказа: Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.  Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать…

5. Недетскость темы. Язык рассказа близок детям, а события, о которых идет речь, далеки от детства. Разговор идет о войне. О том, как разные по характеру люди, выживают в экстремальных условиях, кто-то остается сильным духом, а кто-то оказывается сломлен. Об отношении к врагу. Об отношении друг к другу. Почему такая недетская тема? Л.Н. Толстой считал, что детей нужно вводить в жизнь, знакомить с ее реалиями, ничего не преукрашивая и не облегчая. Все должно быть честно. Задача педагога и писателя подготовить ребенка к жизни в этом непростом мире.

6. Злободневность темы. Тема войны на тот момент была злободневной.   

В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. Предысторией было присоединение Грузии к Российской империи в 1801 г. В итоге к России были присоединены и Армения, и Азербайджан – все Закавказье оказалось под властью русского царя. Только горные народы Северного Кавказа отстаивали свою независимость.  В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Горные народы (горцы) не из смиренных, готовых подчиниться чужой власти, это люди гордые, независимые.  Кавказская война была очень жестокой.

7. Участие писателя в войне. 23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ.(1851 г. )  31 год войны. Рассказ «К. п.» Толстой написал 20 лет спустя.

8.Быль. Толстой назвал свой рассказ былью. Что это значит?

Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни. Она была. Часть фактов (о дружбе пленного офицера и татарской девочки, о мастере-резчике по дереву, о собаке, которую пленник прикормил) Толстой взял из воспоминаний офицера Ф.Ф. Торнау. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как чеченцы гнались за ним и чуть не взяли его в плен. Авторский вымысел писатель также использует: в рассказе два пленника и два побега.

9. Почему  Кавказский пленник, если пленников двое? Жилин – пленник по обстоятельствам, но не духом, а  Костылин - и по обстоятельствам, и внутренне: в  плену у своего страха и эгоизма.

10. Главные герои.  Два офицера русской армии – Жилин и Костылин. Встреча с ними происходит в самом начале, когда они оба решают отделиться от обоза.  Показывая эти два характера  в сопоставлении друг с другом (прием – антитеза), Л.Н. Толстой дает читателю два варианта поведения пленников, две модели  выживания. Мы помним, что рассказ обращен к детям. Кто же из героев достоин подражания? 

Сравним образы героев с помощью таблицы

Качество

Жилин

Костылин

Смысл фамилии

Жилы —кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый —сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами

Переносный смысл - выносливый

Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги

Переносный смысл – сам не может, зависит от обстоятельст

Внешность

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Род занятий

Офицер

Офицер

Материальная обеспеченность

Беден

Богат

Доброта

Думает о матери, жалеет ее

Прощает Костылина за слабость

Отношение к другим людям

Интересны ему, любит детей, всем помогает, даже врагам

Сосредоточен на себе и своей беде

Отношение к лошади

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)…»
«…Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

Храбрость — трусость

«— …Не дамся же живой…»
«— …С ними что робеть, то хуже»

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху»

Поведение в плену

 Сам думает: „Я уйду“».


«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать.

 Ходит по аулу, насвистывает,

 а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»

Мнение татар о пленниках

«Джигит»

«Смирный»

Наблюдательность, любознательность

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»

Выносливость, мужество

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»

«Костылин все отстает и охает»

Верность, преданность

«…не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Итак, подведем итог  – слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина.  Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.

11. Дина.  А какую роль в рассказе играет татарская девочка Дина? Вспомним, как она впервые увидела Жилина. Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ущли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого. Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. …. И опять села, изогнулась, глаз не спускает – смотрит. Поначалу она, конечно, его боится – и враг, и непонятен (смотрит как на зверя какого). Но она по-детски доверчива и любопытна. Она чует  своей «звериной» интуицией (не зря Толстой описывает  ее как грациозное животное) доброту Жилина. И как только он идет на контакт, сразу откликается.  А как Жилин налаживает контакт? Он не налаживает специально, а от безделья мастерит кукол, которые дружат его сначала с Диной, а потом и со многими другими жителями аула.

12. Куклы. В этой были четыре упоминания о куклах. Какую роль играют куклы в рассказе, вы узнаете из дополнительного блока к этому уроку. А пока давайте подведем итог.

13. Итог. Читая рассказ, мы поняли, как прекрасно дружить, любить людей, жить не для себя. На примере Жилина мы увидели, что человеком можно оставаться даже в самых нечеловеческих условиях. Через дружбу Жилина и Дины мы понимаем, что дружба людей – это норма человеческого общения, а вражда между народами бессмысленна. Давайте закончим наш урок словами известного литературоведа В. Шкловского:

Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза — спокойная, никаких украшений в ней нет. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину — хорошему человеку, и того, что мы про него знаем, нам достаточно, да он и сам не хочет знать про себя многого.

Дополнительный блок:

Вспоминаем произведения об игрушках

Игрушки бывают героями  сказок. Автор оживляет игрушку. Игрушка оживает и как бы оживает – понарошку. В игре.

Но встречаются игрушки и в несказочных произведениях - как предметы, упоминаемые, важные и не очень. 

«В дурном обществе» Короленко – значение куклы.  Важный предмет, вокруг которого во многом крутится сюжет, – но не герой.

«Кавказский пленник» - Жилин делает игрушки. Они  не являются героями.

Зачем здесь игрушки? Что огни помогают понять?

Здесь 4 упоминания  об игрушках.

1 - Жилин от скуки начал мастерить кукол и корзины – Дина изменила своё отношение к нему, заметила, поняла, что он человек, а потом и полюбила.

2 – Механическая  игрушка, мужик да баба - изменение отношения к пленнику, инородцу и иноверцу жителей и хозяина

3 -  Третье упоминание могли заметить только самые внимательные: Жилин ходил с мальчиком на гору, высматривал путь для побега: «Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно,— бабы сидят, полоскают.» Здесь уже жители аула похожи на забавных и милых кукол. Жилин, которого они мучают и готовы убить, смотрит на людей без злобы, почти по-детски. Это - важное упоминание, важная ДЕТАЛЬ.

И через эту деталь мы глубже понимаем характер пленника.

4 - Жилина готовятся убить - он снова делает кукол для Дины. Но Дина их не берет, она помогает Жилину БЕСКОРЫСТНО.

Новая важная деталь - на прощание Дина сует Жилину припасенную заранее лепешку.

Мы с вами несколько раз употребили новое слово — деталь. Это важный литературоведческий термин, и вы теперь понимаете, в каких случаях его можно применить.

Художественные детали — это упомянутые в произведении предметы, вещи, подробности  пейзажа и портрета, незначительные особенности поведения героя,  которые  помогают глубже понять  замысел автора.

Художественные детали — это упомянутые в произведении предметы, вещи, подробности  пейзажа и портрета, незначительные особенности поведения героя,  которые  помогают глубже понять  замысел автора.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.