logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

формирование умения и навыков составления сравнительной характеристики произведений разных авторов;

показать, как тема Кавказа отражена в произведениях Пушкина, Лермонтова и Толстого;

развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот;

 развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности; – искать и собирать дополнительную информацию.`

предметные:

в познавательной сфере:

– извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.`

Ход урока

На прошлом уроке мы говорили о рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», об истории его создания, о его героях. Сегодня поговорим о проблематике рассказа. Но начнем урок с рассмотрения темы Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого.

1. Тема Кавказа у Лермонтова и Толстого

2. А.С. Пушкин. Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А. С. Пушкин.

С появлением его поэмы  «Кавказский пленник» темы из кавказской жизни прочно входят в русскую литературу, приобретая значение литературной традиции.

 3М. Ю. Лермонтов считает Кавказ своей поэтической родиной. В детстве болезненный мальчик ездил на воды с бабушкой и уже тогда полюбил этот край. «Синие горы Кавказа,… вы взлелеяли детство мое;… вы меня к небу приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе». В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» Лермонтов называет себя «сыном» Кавказа:  «Я сердцем твой, всегда и всюду твой».
 «Синие горы», «гордые снежные вершины» в сознании Лермонтова становятся символом свободы. Природа края – «жилище вольности простой» - противостоит «неволе душных городов», «стране рабов, стране господ» и «голубых мундиров». Мы помним, что Лермонтова сослали на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» и он принимал участие в военных действиях.

Гордый нрав горцев близок Лермонтову. Вот как он пишет в поэме «Измаил-Бей»:

Светает. Горы снеговые
 На небосклоне голубом
Зубцы подъемлют золотые;
Слилися с утренним лучом
Края волнистого тумана
И на верху горы Шайтана
Огонь, стыдясь перед зарей,
Бледнеет…
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…

Но и казаки вызывают его восхищение. В сознании поэта казак - это бесстрашный воин, удалец, лихой наездник. М.Ю.Лермонтов был очень хорошо знаком с историей  казачества. И хотя среди поэм Лермонтова нет ни одной целиком посвященной казакам, во многих донские казаки – главные действующие лица: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул-Бастунджи», «Герой нашего времени».

Совершенно особое место в его творчестве занимает «Казачья колыбельная песня». Она  была написана на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка.   В песне поэт создал глубокий лирический образ беззаветно любящей матери-казачки. 

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать  я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Отец ребенка, которому поют песню, - старый воин, закален в бою. Когда ребенок вырастет,  он и сам смело вденет ногу в стремя.  Он будет богатырь и казак душой. Он никогда не испугается злого чечена, ползущего на берег, хоть тот и точит свой кинжал.

В этом произведении  чечен и казак – непримиримые враги. Их вражда исконна, каждый защищает свой народ.

Лев Николаевич Толстой.

Чем был Кавказ для Льва Николаевича Толстого?

1. Военная служба. Как мы уже говорили на прошлом уроке, в 1851г. Толстой уезжает на Кавказ, чтобы принять участие в военных действиях. Недовольство собой, желание круто переменить жизнь, сменить пустую болтовню светских гостиных Москвы и Петербурга на настоящее дело привели его к этому внезапному решению. Возвращение брата Ник Ник в полк способствует тому. 30 мая 1851 года Толстые прибыли в казачью станицу на левом берегу Терека – Старогладковскую. Здесь началась военная служба Льва Николаевича. В те времена служба на Кавказе была опасной: шла война с отрядами горцев, объединившихся под предводительством Шамиля. Однажды Толстой чуть не попал в плен к чеченцам, когда их отряд двигался из крепости Воздвиженскую в Грозную. Под Толстым была очень резвая лошадь, и он мог легко ускакать. Но он не оставил приятеля Садо Мисербиева, мирного чеченца, лошадь которого отставала. Они удачно отбились и прискакали в Грозную за подкреплением. Этот момент и нашел свое отражение в рассказе «Кавказский пленник». 

В офицерском обществе, не отличавшемся высокими духовными интересами, Лев Николаевич чувствовал себя одиноко. Его больше привлекали солдаты, в них он сумел оценить простоту, доброе сердце, стойкость и мужество. Эти качества мы найдем в нашем герое – Жилине из рассказа «Кп» Но особенно привлекательна была для него вольная жизнь казаков. Он подружился со старым казаком-охотником Епифаном Сехиным, слушал и записывал его рассказы, казачьи песни.

2. Военная служба не могла занять Толстого всецело. Чувство смятения, недовольство собой не покидают его и на Кавказе. В день рождения 28 августа 1852 года, Толстой записывает в Дневнике: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет, борюсь с сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность». Случилось так, что на следующий день он получил из Петербурга письмо Н. А. Некрасова, содержащее похвалу рукописи его первой законченной повести «Детство»: «Я прочел вашу рукопись. Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе есть талант. Во всяком случае направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения».

3. На Кавказе Толстой сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Кавказские впечатления на протяжении его жизни становились поводом для создания  рассказов и повестей.

Толстой, как и Лермонтов, покорен природой Кавказа. После отъезда с Кавказа он запишет  в дневнике: «...хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи: война и свобода».

4. Именно эти два понятия война и свобода дают нам ключ к пониманию проблематики рассказа. Она, по моему мнению, построена на двух антитезах война и мир, плен и свобода.

Разберем пару  противоположностей плен и свобода. Кто в рассказе пленник? По обстоятельствам и Жилин, и Костылин. По сути – только Костылин. Он в плену и у татар, и у собственной слабости. Жилин же внутренне свободен, поэтому закономерен его успех в последнем побеге.

Кто еще в рассказе «в плену»? Красный татарин и старик на горе. В плену своих предрассудков и ненависти. А вот хозяин Жилина Абдул- Мурат смог его полюбить (до какой-то степени). В той мере, в какой смог полюбить, он поднялся над национальной враждой и местью.

Наиболее свободна Дина. Ее не сковывают ни национальные, ни исторические рамки. Принадлежа к стану врагов,  она  умудряется стать первым другом Жилина и его спасителем. 

 5. Более сложной представляется антитеза война и мир. Мир мы истолковываем в двух смыслах – 1) «не война», 2)  «сообщество людей».

Мирен Жилин. К своему собрату Костылину Жилин  не проявляет агрессии. Он прощает товарища и за слабость, и за предательство.

Жители аула скоро перестают видеть в Жилине врага, уважают его за характер, за разнообразные умения. Он не озлобляется в неволе, не противопоставляет себя врагу, относится к ним как к другим людям, но глубинно таким же, как он сам. Они в свою очередь часто обращаются к нему за помощью, когда надо что-то починить, доверяют ему даже врачевание соотечественника. Уважение, помощь становятся главнее вражды, стирается понятие врага.

Для сравнения показаны и те, кто не видит человеческих качеств Жилина, только его принадлежность к врагу. Это те же, кто «в плену» - красный татарин (проговорил что-то, будто ругается, и стал, облокотился на притолоку, кижалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина) и старик на горе( оглянулся, как взвизгнет; выхватил из-за пояса пистолет, в Жилина выпалил. Чуть успел он за камень притулиться.) До этих людей уже не достучаться. Жилин удивлен такой злобой.

Самый яркий пример мира – Дина. Ребенок показывает, что нет врожденного чувства вражды к иноплеменнику, даже завоевателю, а есть  только отношение человека к человеку. И если человек добр, он получит  в ответ добро. Но девочка сумела больше, чем отплатить добром за добро – она искренне  полюбила Жилина. И пожалела голодного, страдающего в неволе человека. Она рискует своим благополучием и расположением семьи, помогая Жилину. Если бы родители узнали о ее помощи Жилину, она была бы жестоко наказана.

Итак, мы видим на примерах, что герои, обладающие свободой мирны, а внутренне плененные несут в себе войну. 

И в итоге рассмотрим  слово «мiр». Именно в таком написании оно используется  в названии великой эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мiр». Есть мнение литературоведов, что «Кавказский пленник» - это «Война и мир», написанная для маленьких детей. В рассказе, как в капле, отразилось океаническое содержание романа Толстого. А в романе слово «мiр» имеет значение «сообщество людей».  Почему это так важно для Толстого? И как сообщество людей  может противостоять войне?

В детстве одной из любимых игр маленького Льва была игра в «муравейное братство» и «зеленую палочку»: старший брат Николай рассказал ему, что знает тайну, как сделать всех людей счастливыми, вырезал эту тайну на зеленой палочке и зарыл палочку в овраге. И когда люди найдут ее и прочитают тайну, все они станут радостными, научатся любить друг друга и будут «муравейными братьями».

В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой  показывает нам пути достижения этого идеала в отношениях людей – муравейного братства. Надо дорасти до любви, и прочитаешь тайну зеленой палочки.

За жизнь Льва Николаевича Толстого его мечта о муравейном братстве не осуществилась. Не осуществилась она и до сих пор. И все же хочется надеяться, что хоть в какой-то мере это возможно. 

В наше совсем немирное время хотелось бы, чтобы как можно больше людей  прочли этот рассказ.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.