logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

познакомить с творчеством американской писательницы Элинор Портер, сюжетом повести «Поллианна»;

показать, как игра «Найди радость» изменила жизнь героев повести;

донести детям мысль о том, как помогает в жизни радостное восприятие действительности, научить находить хорошее вокруг себя;

развивать творческое воображение, эмоциональную память и др.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию;

предметные:

в познавательной сфере:

– извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения; в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения; в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 

Ход урока

Сегодня  мы продолжаем рассматривать тему игры в литературе и посмотрим, как эта тема поворачивается в знаменитой книге американской писательницы Элинор Портер «Поллианна». Роман вышел в 1913 году, чуть больше ста лет назад и сразу стал очень известен.

Сюжет романа -  история одиннадцатилетней девочки Поллианы, которую из чувства долга берет к себе строгая, хотя и не злая тетя Полли.

Отец Поллианны Джон Уиттиер был бедным пастором и умер, не оставив практически никакого наследства: Так как мать Поллианны давно умерла, а других родственников у неё нет, она вынуждена переехать к тёте Полли, которая всё это время не поддерживала никаких контактов с семьей Поллианны. Тётя Полли живёт одна в огромном доме, унаследовав крупное состояние после смерти всех её близких. Она педантична, строга и принимает племянницу исключительно из чувства долга. Поллианне она выделяет комнату на чердаке, без зеркала, с голыми стенами и практически без мебели, потому что «ей хотелось по возможности отдалиться от общества ребенка и, одновременно, уберечь богатую обстановку: уж она-то была наслышана, как плохо обращаются дети с хорошими вещами».

История ребенка-сироты, оказавшегося на попечении дальних родственников, которые плохо с ним обращаются – это очень традиционный сюжет для литературы 19 века. Сразу можно вспомнить роман «Джен Эйр» и «Приключения Тома Сойера». И Поллианна похожа на обоих героев этих книг. Особенно сильно сходство с Томом Сойером, их опекунш-теть даже зовут одинаково. Но история Джен Эйр чрезвычайно драматична и жестокость ее тети никак не смягчается со временем,  а тетя Тома Сойера на самом деле искренне старается полюбить и воспитать совершенно непослушного мальчика.  Но в «Поллианне» мы видим, как Поллианна очень старается быть послушной, да и тетя со временем меняет свое отношение к девочке.

Девочка приезжает в дом, где не привыкли к детям, но не хулиганит и очень старается не доставлять хлопот

Постановка вопроса:

А как же она справляется со всеми трудностями? Ответ содержится внутри романа. Ей помогает игра «Найди радость», которую для нее когда-то придумал папа.

В какую игру играет Поллианна?

Правила игры рассказывает она сама, объясняет их служанке Нэнси.

«Да как же можно радоваться, когда ты ждешь куклу, а тебе присылают костыли! Поллианна от радости даже в ладоши захлопала.

-  Можно! Можно радоваться! Можно! Можно! - восклицала она. - Я тоже начала подумала так же, как вы, - честно призналась она,  - но потом папа мне все объяснил.

- Может, поделишься, окажешь милость?  - обиженно спросила Нэнси, ибо ей показалось, что девочка просто смеется над ней.

- А вот слушайте дальше, - как ни в чем не бывало принялась объяснять Поллианна, - именно потому и надо радоваться, что костыли мне не нужны! Вот и вся хитрость! - с победоносным видом завершила она. - Надо только знать, как к этому подступиться, и тогда играть не так уж трудно.»

То есть, как мы можем понять, смысл игры в том, чтобы даже в самой неприятной ситуации находить, чему радоваться.

Есть ли у этой игры строгие правила?

Да, и это очень важно. Так, однажды, когда тетя Поли уехала на похороны, служанка Нэнси очень радуется, что они могут провести время вдвоем с Поллианной. Но вот как она реагирует:

«- Нэнси! - возмутилась девочка. - Как ты можешь такое говорить!

Когда кого-нибудь хоронят, нельзя радоваться.

- Да я же не похоронам радуюсь, я ра... - не договорив, Нэнси украдкой лукаво посмотрела на Поллианну и с подчеркнуто оскорбленным видом добавила:

- Мисс Поллианна, ведь это ты меня приучила к своей игре!

Поллианна в задумчивости наморщила лоб.

- Что делать, Нэнси, - наконец с прежней твердостью возразила она. – Есть случаи, когда в эту игру нельзя играть. Например, когда кого-нибудь хоронят. Потому что в похоронах совсем нечему радоваться.»

Таким образом эта игра не для того, чтобы самоутвердиться засчет других. Да, иногда это просто средство справиться с тяжелыми обстоятельствами. Но не только в закалке характера дело.

КТО может играть?

Не только сама Полианна, но и все вокруг, но и мир вокруг. Постепенно игра Поллианны захватывает весь город, и общее состояние многих людей меняется. Более того, местный доктор начинает прописывать разговор с Поллианной больным в качестве лекраства - Я  прописал  тебя  пациенту, и  он отправил меня за  лекарством,  - объявил он. - Поедешь? -  Вы хотите, чтобы  я сходила  в  аптеку?  - не поняла Поллианна. …

Доктор улыбнулся и покачал головой:

- Нет, я имел  в виду несколько  другое. Просто мистер  Джон  Пендлтон сказал,  что будет рад, если ты согласишься посетить его сегодня.»

То есть результат игры – не просто утешение в трудной ситуации, а исцеление, изменение человека. И это в дальнейшем будет очень важно.

Более того, в игру могут играть не только люди. Оказавшись дома у Джона Пендлтона Поллианна видит, как солнечный луч преломляется в хрустальных подвесках люстры и расцвечивает все пространство разными цветами. «Недавно еще  унылая комната  превратилась в сказочный  дворец. По  стенам  и потолку плясали красные и зеленые, фиолетовые и  оранжевые, золотые  и синие  блики. Стены,  стол,  шкафы  и  даже  постель  -  все  сияло,  словно  праздничная иллюминация.

- Да это просто чудо! - выдохнула Поллианна и радостно засмеялась. - Мистер Пендлтон!  Мистер Пендлтон!  Мне  кажется, даже солнце играет в игру.»

То есть сама природа содержит в себе возможность игры, надо только создать условия, подставить хрусталик под луч, и мир преобразится.

Образ радуги играет очень важную роль в произведении. Позже Джон Пендлтон говорит Поллианне «Я никого не любил и никто не любил меня. Но вот пришел день, и в моей жизни появилась ты. Знаешь, это было похоже на твои хрусталики. В мой мир словно вошла яркая радуга»

То есть мы видим, что игра в романе – не просто смешная, забавная шутка, а очень важный образ. Через игру Поллианна меняет, преображает жизнь других людей, получается, что она сама – тот хрусталик, который преображает луч света и дает ему отразиться в других людях.

Итак, американская писательница Элинор Портер через образ жизнерадостной девочки Поллианны показывает нам такой способ смотреть на мир, которые меняет не сам мир, а наше отношение к нему. Как хрусталики, которые отбрасывают радугу на все поверхности.  Но вслед за этим и мы можем измениться и начать видеть мир иначе, как это происходит с теми героями книги, которые начинают играть в «Поллианнину игру».

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.