logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

познакомить учащихся с биографией А.П. Гайдара;

сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести;

показать роль игры в жизни героев повести «Тимур и его команда»;

формирование и развитие чувства ответственности, гуманного отношения к людям, чувства патриотизма.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию;

предметные:

в познавательной сфере:

– извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 

Ход урока

 

А.П. Гайдар «Тимур и его команда». История создания, сюжет, конфликт, роль игры в становлении героев

Сегодня мы продолжим разговор об игре. Но поговорим об  играх, в которые играют не в одиночку, а совместно.  Это коллективные, командные  игры детей. В них любят играть дети постарше, особенно подростки.

Чтобы с удовольствием играть в командные игры, ребята должны научиться признавать и соблюдать правила, действовать сообща в интересах команды. В таких играх дети приобретают качества, необходимые им во взрослой жизни. Но есть коллективные игры,  которые приносят пользу не только самому ребёнку, но и окружающим.

В такую игру начали играть подростки в начале 20 века в Европе. Её придумал полковник, сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл. Он собрал группу детей из разных семей, богатых и бедных. Все они поселились в летнем лагере,  жили в общей палатке, устраивали соревнования и походы.

Ребята назвали себя скаутами. От английского слова «скаут», что значит «разведчик».

Все участники игры договорились о правилах. Например, честь превыше всего, ни дня без помощи людям, улыбаться, как бы трудно ни было.  Не случаен и лозунг скаутов: «Будь готов!» Будь готов к любым испытаниям.

Эта игра настолько захватила подростков, что скаутские организации стали появляться  во множестве стран, и в России в том числе. Но после октябрьской революции 1917 года движение скаутов в нашей стране было запрещено. Но их правила, и многие   принципы, и девиз были использованы другой организацией, созданной в Советском Союзе. Её назвали пионерской. Пионеры, как и скауты, стремились приходить на помощь тем, кому трудно.

На предыдущем уроке вы говорили о Поллианне, главной героине повести Элинор Портер. Девочка играла в игру, которая не только помогла её, но и изменила жизнь небольшого американского городка.

В советской литературе поднимались те же общечеловеческие проблемы.

Сегодня мы поговорим о том, как игра повлияла на героев повести  А.П. Гайдара «Тимур его команда».

Интересно, что Гайдар – это придуманная  фамилия, литературный псевдоним. Настоящая фамилия писателя  Голиков.
Голиков Аркадий Петрович родился в 1904 году. Детство  прошло в городе Арзамас, под Нижним Новгородом. Еще в школьном возрасте маленький Аркаша мечтал стать военным. Когда  сразу после революции 1917 года в стране началась  Гражданская война, 14-летний Аркадий Голиков, скрыв свой возраст, вступил добровольцем в Красную армию.

А после учёбы на командных курсах в 17 лет был назначен командиром полка.  Но вскоре из-за ранений Аркадию   пришлось расстаться со своей  мечтой и  оставить военную службу. Он решил стать писателем.  Свой первый рассказ он подписал псевдонимом Гайдар.

Откуда возникло это слово сейчас  сказать сложно. Сам Аркадий Петрович ничего не объяснял, отделывался шуткой. По одной из версий, «гайдар» в переводе с монгольского «всадник, скачущий впереди». А школьный товарищ Аркадия Голикова считал, что это сокращенное слово:
Г – первая буква фамилии Голиков;
АЙ – буквы имени;
Д – по-французски «из» (вспомните д’Артаньян);
АР – первые буквы названия родного города.
Слово «Г – АЙ – Д – АР» означает «Голиков Аркадий из Арзамаса». 

Лучшие произведения Гайдара написаны о детях и для детей, среди них  «Чук и Гек», «Военная тайна», «Судьба барабанщика».

Но самая известная книга Аркадия Гайдара – «Тимур и его команда». Повесть  впервые появилась  в сентябре 1940 года на страницах газеты «Пионерская правда».

А когда началась Великая Отечественная война,  Аркадий Петрович  добился, чтобы его вновь взяли в армию. Так он стал военным корреспондентом. В октябре 1941 года, находясь в партизанском отряде, Гайдар погиб в бою с фашистами близ деревни Леплява.

Вспомним, о чём повесть Гайдара? 

Дочери полковника Александрова, Женя и Оля, приезжают на дачу под Москвой, чтобы провести там остаток летних каникул.  Там с младшей сестрой Женей начинают происходить странные вещи: сначала она вынуждена ночевать  в чужом доме, потом потерянная ею телеграмма оказывается отправленной, а в сарае заброшенного  сада обнаруживается  штаб. Там девочка знакомится с Тимуром и его друзьями и становится членом команды, которая помогает тем, чьи отцы, братья и сыновья ушли в армию.

Когда происходят описанные в повести события? На какую войну уезжает полковник Александров и где погиб отец маленькой девочки лейтенант Павлов?  Гайдар рассказывает нам о времени, когда уже началась Вторая мировая война и фашистская Германия уже захватила многие страны Европы. Мы знаем, что через год война коснётся и нашей страны. Вот  в такое тревожное время ребята из команды Тимура придумали игру, которая всем приносит  пользу.

Давайте вспомним, какие  добрые дела совершали герои повести? Защищали сады от набегов банды Квакина, отыскали сбежавшую козу Маньку, носили воду, складывали дрова, раскатали брёвна,  сделали качели для плачущей девочки.

В  игре, придуманной Тимуром и его друзьями, действуют правила:   дисциплина, ответственность, смелость, честность. Но главное правило – Тайна! Ребята тайно собираются в штабе, используют условные позывные сигналы. Знаком их тайного покровительства становится пятиконечная звезда на воротах дома.

Интересно, что описанные Гайдаром  дела тимуровской команды,  напоминают о деятельности  отряда  скаутов, который до революции был в Арзамасе. Скауты занимались помощью семьям Георгиевских кавалеров, погибших в Первую мировую войну. Между прочим, руководителя того отряда звали Тимур.

Как вы уже знаете, после революции в нашей стране появилась пионерская организация. Гайдар  словно подсказывал своим современникам-пионерам: возьмите из прошлого опыта всё самое лучшее,  и подсказка сработала. После публикации повести по всей стране началось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны действовали тимуровские отряды, которые объединяли около 2 миллионов ребят.

Главный герой повести – Тимур. Он обладает замечательными человеческими качествами: мужеством, выдержкой, душевной широтой и чуткостью, жизнерадостностью.  «Простой и милый мальчишка», «гордый, хочет плакать, а  молчит» и «горячий комиссар», «очень хороший товарищ», – так характеризуют его другие герои повести.

Интересно, что героя могли звать и по-другому. Сначала  автор назвал своего главного героя Володя. Володя Дункан. Прозвище Дункан отсылает нас к  роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Так назывался корабль,  на котором отправились искать пропавшего капитана Гранта.  Но затем автор повести изменяет имя.

В повести положительному герою  Тимуру противопоставлен отрицательный персонаж Мишка Квакин. Противостояние команды Тимура и шайки Квакина – это главный конфликт повести.

Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов положенное в основу действия художественного произведения. (С.П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов. 2005)

Команду Тимура автор описывает подробно. Это Гейка, Сима Симаков, Коля Колокольчиков, Нюрка. Автор наделяет их индивидуальными чертами. Мы без труда узнаем этих героев: смешная, загорелая, похожая на цыганку Нюрка, или сын моряка Гейка, который часто бранит хвастунишку Колю, но сам везде за него заступается.

Друзей Мишки Квакина в повести называют шайкой.  Шайка – это разбойничий отряд, банда. Её составляют ребята, которые от безделья хулиганили, лазали по садам, шныряли по дворам. Их времяпрепровождение совершенно бессмысленно. Как бессмысленны и их игры в карты, «на тычка, на щелчка, на оживи  покойничка».

Автор не описывает этих ребят, он лишь обращает внимание на Фигуру, «гнуснопрославленного» помощника Квакина, но это герой почти лишился  имени. Вряд ли кто вспомнит, что зовут его Петр Пятаков. Хулиган Фигура жестокий и злой. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, ему ничего не стоит залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника. Этого парня не уважает и его друг Квакин. «Ты хоть мне и друг, Фигура, но никак ты на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта», – говорит ему Мишка Квакин.  Конечно, организованная и сплочённая команда Тимура побеждает хулиганов шайки Квакина, запирает их в привокзальной будке, и озлобленный Квакин остается один.
Но в повести есть ещё один, не менее важный конфликт – это столкновение мира детей и мира взрослых. Взрослые в повести – это Георгий Гараев, дядя Тимура, старшая сестра Жени Ольга, дедушка Коли Колокольчикова.

Так как все дела ребят окружены тайной, поэтому смысл детской игры взрослым непонятен. И это, естественно, приводит к недоразумениям, к  досадным ошибкам.  Не случайно дядя Тимура говорит: «Наши игры были просты и всем понятны: мы бегали, скакали, лазили по крышам; бывало, что и дрались».

Труднее всего приходится Тимуру. Непонимание и клевета становятся для него испытанием. Дедушка Коли Колокольчикова принимает Тимура за жулика, а Ольга считает его хулиганом. Тимур никому ничего не может объяснить, поэтому с достоинством выслушивает незаслуженные обвинения.  «И лучше бы  меня поймали, исколотили, избили, чем мне из-за вас слушать … вот это», – говорит он Мишке  Квакину  и Фигуре.

Другим испытанием для Тимура, стала просьба Жени о помощи. Дочь командира в беде! Как поступить? Можно ли нарушить правила? Вот вопрос, который встает перед Тимуром. И он принимает решение. Нарушая правила игры, он всё рассказывает Колиному дедушке. Нарушая запрет дяди, берет его мотоцикл и везет Женю в Москву. Отец Жени сразу поверил мальчику. Он встал и, не раздумывая, пожал Тимуру руку. Игра научила Тимура принимать решения.

Дела, которыми заняты Тимур и его команда, вроде бы рядовые, будничные, но они необычайно важны для внутреннего роста  мальчиков и девочек. 

Отец Жени сразу заметил, как она изменилась. «Да, хорошо! Ты молодец человек, Женя!», – говорит он дочери.

А вспомните Колю Колокольчикова. В начале повести Гейка говорит о нем: «Он проспит, он просыпается к обеду». И ведь именно Коле Тимур доверяет ночью охранять спящую девочку.

Читая повесть Гайдара, мы видим, как игра воспитывает в ребятах качества, необходимые во взрослой жизни, в первую очередь, ответственность, верность слову и товарищам.

Повесть «Тимур и его команда»  интересна еще и тем, что создавалась одновременно с фильмом. Точнее сначала А.П. Гайдар задумал сценарий фильма и только затем написал саму повесть. Премьера фильма  состоялась 31 декабря 1940 года. И в наше время  интересно посмотреть это черно-белый фильм. Обратите внимание на актеров, ведь в их отборе принимал участие сам автор. На главную роль в фильме пробовался сын А.П. Гайдара – Тимур. Но режиссёр утвердил другого молодого актера – Ливия Щипачева. Подумайте, есть ли различия между книгой фильмом. Поразмышляйте, что вам понравилось больше  и почему?

А в следующий раз мы поговорим о другой книге, которая была экранизирована. Это рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», в котором тема игры тоже главная. Мы подробнее остановимся на том, что такое – экранизация, каковы ее законы, чем различаются литература и кино.

А сегодня мы говорили о повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

Мы узнали  об игре, которая объединила детей в команду. В ходе  игры ребята  меняются: они становятся взрослее.
Всё потому, что это  не обычная игра,  не пустое развлечение. Это игра, которая неразрывно связана с жизнью. Команда Тимура в тревожное предвоенное время тайно совершает добрые дела, помогает тем, кто нуждается в помощи.

 Вот почему повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда» стала так популярна в нашей стране. Она повлияла на жизнь миллионов подростков и  положила начало тимуровскому движению в нашей стране.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.