logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

дать представление о проблематике рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»;

показать, как раскрывается тема игры и послевоенного детства в произведении;

на примере литературных образцов сформировать у школьников понятие о доброте как основе нравственности, пробудить потребность творить добро;

воспитывать у учащихся эмпатию, чувство благодарности учителям и потребность в социально значимой деятельности.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию;

предметные:

в познавательной сфере:

– извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации (фактуальной, подтекстовой и концептуальной);

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Ход урока

Игра сопровождает человека буквально с первых дней его жизни и не прекращается даже тогда, когда детство, казалось бы, кончилось. А само слово «игра» в русском языке используется в самых разных ситуациях и имеет невероятное количество производных.

Игра может быть связана с предметами. 

Можно играть с людьми. Начиная с простейших младенческих игр в «Сороку» и «Ладушки» и кончая спортивными, например, Олимпийскими играми, или сложными интеллектуальными играми вроде «Что? Где? Когда?» - всё это мы называем игрой. Игры с людьми – это обычно игры по правилам. В них всегда есть элемент соревнования, борьбы. Игроки здесь скорее соперники. Можно играть в одиночку, а можно в команде – и это потребует совершенно разных навыков. Для того чтобы выигрывать в таких играх, нужны способности и тренировка. Такого рода игры интересны не только участникам – они нередко превращаются в зрелище, а зрители – в азартных болельщиков. Мастерство, риск, зрелище, соблюдение правил - атрибуты такой игры – и детской, и взрослой.

С древнейших времён люди играют и в азартные игры,– такие, где исход меньше зависит от мастерства игрока, а больше от случайности, удачи, как, например, при игре в кости.  Тот, кому повезёт, оказывается в выигрыше. Азартный игрок всегда находится между шансом лёгкого, нетрудового и моментального обогащения и риском внезапно проиграться. Уровень азарта в таких играх очень высок и влечёт за собой и жульничество, и отчаяние, а порой и зависимость. Вот почему во все времена азартные игры пытались так или иначе запрещать и ограничивать.

Игрой мы называем также то, что делается «понарошку», не на самом деле.

Но и об актёре, исполняющем роль, мы тоже скажем, что он «играет». В нашем языке есть даже слово «наигранный», то есть неискренний, фальшивый, ненастоящий.

Таким образом, разные виды игры сопровождают всё человечество и каждого человека на протяжении всей его жизни, становясь всё более сложными. Участвуя в играх, мы  можем приобретать полезные  качества и навыки, а можем поддаваться соблазнам. Посмотрим теперь, как русский писатель Валентин Распутин  описал игру, ставшую школой жизни, в своём рассказе «Уроки французского»

Рассказ написан в 1973 году. Действие происходит в 1948 году в далёком селе, где люди питаются только плодами собственного труда и никогда не видели ни яблок, которые не растут в этом климате, ни макарон.

Всего три года назад закончилась Великая Отечественная война, жизнь очень бедная. Тема игры и денежного выигрыша начинает звучать в рассказе с первых страниц – с рассказа про облигации.

И вот мать отправляет героя (автор ни разу не называет в рассказе его имени) в районный центр, за 50 км от родной деревни, чтобы он продолжал учиться, живя у чужих людей.

И тут снова возникает тема игры - сын квартирной хозяйки приводит нашего героя на тайную полянку, своеобразный сельский игорный клуб, где играют в чику – азартную игру на деньги и, можно сказать, в деньги, игру, в которой многое зависит от сноровки и ловкости игрока.  Главному герою она чем-то напоминает народную игру в бабки, где необходимо метко бросать кости домашних животных.  Мальчик понимает, что выигрыш в чику – доступный ему способ самостоятельно раздобыть денег на еду. Честный способ, ибо он требует мастерства и меткости. Вроде бы не столько азартная игра, сколько молодецкая забава. Но внимательный герой сразу же замечает, что  игра не вполне честная, однако всё же верит в возможность выиграть честно, полагаясь на точность глаза и тренировку. Так Распутин связывает с темой игры понятия честности и лукавства, жульничества и порядочности. Попытка выиграть по-честному дважды заканчивается дракой, так что азартная игра становится для мальчика школой жизни, жизни, в которой нет места справедливости, в которой человек человеку – враг и конкурент, а у сильного всегда есть возможность нарушать правила.

О драке и об игре на деньги быстро становится известно учительнице Лидии Михайловне, которая, нарушая, казалось бы, все правила игры, не сообщает о возмутительном поведении директору.

Дальнейшие события показывают, что Лидия Михайловна приняла решение помочь недоедающему ребёнку. Сперва она пытается просто усадить его за стол во время дополнительных занятий французским языком у себя дома. Но главный герой одновременно горд и стеснителен и отказывается от еды, несмотря на голод и уговоры учительницы. Тогда учительница, которая совсем недавно осуждала азартную игру,  предлагает ученику сыграть на деньги.

Лидия Михайловна, казалось бы, нарушает все возможные правила:

Она играет с учеником на деньги – и поплатится за это увольнением из школы, когда директор случайно застанет их за игрой в пристенок и расценит её поступок как преступление.

 Она играет в пристенок нечестно, поддаётся и хитрит, чтобы её соперник этого не заметил. Но вот вопрос: зачем она нарушает эти правила? Как относится к этому писатель? Осуждает ли он свою героиню? Нет, запрещённая, нечестная, притворная игра  во второй раз становится для героя и читателя школой жизни, но на этот раз жизни, в которой в которой человек человеку – друг,  а нарушать правила можно.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.