logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

познакомить школьников с идейно-тематической направленностью стихотворных произведений;

расширить и углубить сведения о творчестве Некрасова;

показать учащимся отношение автора к крестьянским детям и крестьянскому труду;

дать представление о трехсложном размере на примере стихотворения Некрасова, стихотворном ритме как средстве выразительности.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию;

предметные:

в познавательной сфере:

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 

Ход урока

 

Стихотворение Некрасова знакомо почти каждому по фрагменту, который часто печатают отдельно под заголовком «Мужичок с ноготок».

В стихотворении, первоначальное название которого было «Детская комедия», Некрасов рисует яркие и красочные картинки из жизни крестьянских детей. В стихотворении мы видим их разнообразные удовольствия, слышим их речь. Крестьянские дети в изображении Некрасова обладают недоступной для дворянского ребёнка свободой.

При этом поэт обращает внимание и на раннее приучение детей к труду как осмысленную педагогическую систему: детям труд преподносится как радостная и почётная возможность поучаствовать во взрослой жизни.

При попытке выяснить, кто являлся адресатом стихотворения Некрасова, становится понятно, что «Крестьянские дети» были адресованы образованному взрослому читателю. Целью стихотворения было изменить стереотипные представления о крестьянах и их жизни.

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано…

На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!

 Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они. 

…Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого сорта людей», -
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.

Дополнительный блок: Трёхсложные размеры. На примере стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»

Стихотворный ритм – одно из самых важных выразительное средств. От того, как звучат стихи, многое меняется в нашем восприятии.

Ритм в поэзии создаётся из правильного, регулярного чередования ударных и безударных слогов. Комбинацию ударного и безударных слогов, которая постоянно повторяется в стихотворении, называют стопой. Стопа в строке повторяется несколько раз – так образуется размер – идеальный рисунок стихотворного ритма. 

Существует два двусложных размера: хорей – стихотворный размер, в котором чередуются двусложные стопы с ударением на первом слоге, и ямб - стихотворный размер, в котором чередуются двусложные стопы с ударением на втором слоге. 

При попытке определить размер, которым написано стихотворение Некрасова «Крестьянские дети», выясняется, что в нём повторяется группа из трёх слогов с ударением на втором, среднем, слоге. Такой размер называется амфибрахий. В каждой строке у Некрасова четыре ударения, четыре стопы – перед нами четырёхстопный амфибрахий

Этот размер идеально подходит для стихотворного рассказа.

В группе из трёх слогов с одним ударением возможны ещё две комбинации: с ударением на первый слог – такой размер называется дактилем и с ударением на последнем, третьем слоге – такой размер называется анапестом.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.