logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

расширение представления о “чудесном” через анализ художественного произведения;

дать представление об особенностях жанра «святочный рассказ»;

закрепить навыки приемов исследовательской работы на уроке;

продолжить работу по совершенствованию анализа художественного произведения.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция);

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию;

Предметные:

в познавательной сфере:

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения; в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 

Ход урока

 

Александр Иванович Куприн. Личность и судьба писателя. Рассказ учителя.

1.   Смысл названия рассказа. Толкование эпитета «чудесный». Рассказ учителя.

2.   Анализ рассказа. Чтение пролога.

Автор подчеркивает, что то, о чем он собирается рассказать – не вымысел, а реальная  история, которая произошла в канун Рождества в Киеве. Нас ждет чудо, но чудо , совершенное руками человека. На свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом.

Представьте себе замерзших бедно одетых мальчиков у роскошной витрины с обилием вкусных вещей  - а они голодны, дома их ждет горе и нищета…  Мы вместе с ними возвращаемся по улицам города. Город описан по принципу контраста, противопоставления. Яркие, радостные детали сменяются мрачными и трагическими 

Антитеза – контраст, противопоставление в описании городского пейзажа

Освещенные ярким светом витрины
Праздничное оживление толпы
Сияющие елки
Прекрасные магазины
 
Смеющиеся лица нарядных дам  
Звуки веселой польки

Мрачные неосвещенные косогоры
Пустыри, кривые узкие переулки
Тесный грязный двор
Покосившийся ветхий дом, подвал,
Подземелье, закоптелые стены
Изможденное, усталое, почерневшее от горя лицо матери
Кричал, надрываясь, грудной ребенок

Два таких разных мира. Чужой мальчикам, блестящий и счастливый, закрытый от них стеклом витрин и окон. И такой близкий  - мир нищеты и горя. Автор рассказывает о бедах, обрушившихся на семью.

Отец мальчиков, потерявший всякую надежду, бесцельно бродит по городу и окажется в городском саду. Автор вводит в повествование прекрасный зимний пейзаж.

Чтение описания. Опять антитеза – торжество гармонии в мире природы и озлобление, жестокость и отчаяние в мире людей. Мерцалову приходит мысль о самоубийстве, он уже хотел исполнить свое страшное намерение. Но в великую ночь Рождественского чуда не должно оставаться неутешенных и неспасенных.  По милости Провидения чудо входит в жизнь людей. Чудеса должны совершаться не только на небе, но и на  земле. Чудеса милосердия и доброты.

Вот как описано появление чудесного доктора в рассказе. И читатель вместе с героем начинают доверять ему, надеясь на помощь. И помощь приходит. Доктор спасает семью. Как в сказке? Но ведь в самом начале автор предупредил, что это реальная история. Значит и доктор – реальное лицо? Это так. Имя благодетеля – Пирогов.

Рассказ учителя о личности профессора.

Обратите внимание – чудесный доктор не назвал своего имени. Добро свершается не ради благодарности. Благодетель – не современный спонсор, который перед камерой вручает игрушки сиротам в детском доме. Мерцаловы узнали имя доктора только по аптечному ярлыку на лекарстве, и деньги Пирогов тайком положил под блюдце.

3.  Финал рассказа. В произведении два рассказчика – автор и герой. В финале писатель предоставляет слово повзрослевшему Григорию Мерцалову, тому самому мальчику, что стоял когда-то у витрины на морозе. Мы не можем согласиться с его последними словами. Не угасло невозвратимо со смертью чудесного доктора то добро, что он нес людям, избавляя от хворей телесных и душевных, свято исполняя клятву Гиппократа на поле боя и в мирной, наполненной трудом врача, жизни. Сколько спасенных жизней на счету у профессора Пирогова, по его книгам до сих пор учатся студенты-медики.

4.   Выводы. Нравственные уроки рассказа. Особенности жанра святочного рассказа.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.