logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

дать представление о жизни и творчестве писателя Б. Шергина;

раскрыть нравственный смысл рассказов Шергина;

способствовать расширению словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо - и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное;

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию;

предметные:

в познавательной сфере:

– извлекать с помощью приёмов комментированного чтения, диалога с автором через текст и др. текстовой информации;

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения; в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

 

Ход урока

 

Бори́с Ви́кторович Ше́ргин  (1896 – 1973).

Фрагмент из «Гандвик – Студеное море» - о городе Архангельске.

Прозаик Борис Шергин тоже, как и Бажов,  был ценителем и собирателем фольклора. Он с самого детства начал записывать сказания русского Севера, песни, былины, а став взрослым даже исполнял их со сцены. Но если Павел Бажов обрабатывал готовые народные сюжеты, соединял их в большое повествование, то Борис Шергин старался придумывать свои собственные истории – по законам народного творчества. Ведь он и сам ощущал себя настоящим помором – так называют себя русские люди, уже много веков живущие на побережье Белого Моря.

Отец Шергина был мореходом и корабельным мастером; он научил сына не только искусству кораблестроения, но и мастерству и художеству, он  писал иконы,  рисовал орнаменты.  А мать  была настоящей сказительницей, сама  исполняла русские песни и былины. В тяжелые годы первой первой половины 20 столетия ему пришлось уехать из родного города. При прощании он рыдал в голос. В Москве Шергин поступил в Строгановское художественное училище по отделению реставрации. И потом  восстанавливал старинные иконы. Не забыл он и родины, и того богатого наследия. Которое получил от родителей. Он  выступал на радио и в концертных залах , исполнял северные народные песни, былины. Постепенно он и сам стал писать книги  - о моряках, старинных жителях  Архангельска, героях легенд и преданий северной земли. Книги о мужестве. Труде и мастерстве.

Когда читаешь  сочные рассказы, жизнерадостные сказки Шергина, кажется, что жизнь у писателя была легкой и счастливой. Они пронизаны светом, в них столько душевного здоровья. А на самом деле жизнь Шергина была полна трудностей, бед и испытаний. В молодости он попал под трамвай, лишился ноги. И после этого по собственной воле расстался с любимой невестой. Потом он почти ослеп, не мог читать и писать.

Но у него помогали любовь и фантазия. Он мог ничего не видеть, но ярко представлял себе жизнь своих героев. Он с трудом передвигался, но воображение возвращало его в страну детства, к Белому морю.

Читаю рассказ -  Б. Шергин.  «Миша Ласкин» - с небольшим сокращением.

Разбираем сложные слова. Комментируем ситуацию.

Показываем особые добродетели Миши. За которые его ценят даже взрослые. Говорим о том, как автор рисует характеры мальчиков, их взаимоотношения.

Говорим о ценностях жизни поморов, о радости труда и мастерства, радости творчества и взаимовыручки. 

Рассказ кратко и о других произведениях Шергина – приглашение к прочтению.

Шергин   - особый писатель. Лучше читать вслух. Всей семьёй. Немало создано и хороших мультфильмов. 

В рассказах и сказках Шергина много народных словечек, отголосков северного говора. В текст включены произведения фольклора. Здесь тоже очень важна сказовая интонация – поэтому его рассказы, как и сказы Бажова, очень хорошо читать вслух. Но главное, к чему стремится автор – это донести до нас свою любовь. К красоте родного языка. К северному простору. К людям, среди которых он вырос. То есть к родине, родной земле. Проза Шергина -  пир Слова и Духа.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.