logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

продолжить знакомство школьников с авторской сказкой;

дать представление о жизни и творчестве Ю. Олеши;

познакомить учащихся с сюжетом и героями сказки «Три толстяка»;

показать школьникам «истинное волшебство» в понимании писателя Ю. Олеши.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо - и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное;

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию;

предметные:

в познавательной сфере:

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус. 

 

Ход урока

 

Литературная сказка в XX веке. Ю.К. Олеша «Три Толстяка»

Невозможно представить ребёнка без игры, а игру без игрушек. Особенное место среди игрушек занимает кукла. Ребёнок воспринимает её  как живое существо. Играя с куклой  ребенок, сам того не замечая, учится заботиться о других, сочувствовать, брать на себя ответственность.  Кукла становится  неотъемлемой частью  детства.

Конечно, литература, рассказывающая о детях, не может обойти вниманием  образ куклы. Вы встречались с ним в произведениях Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и В. Г. Короленко «В дурном обществе». В них игрушка является  важным элементом сюжета. Так, кукла, сделанная Жилиным,  помогла ему подружиться с девочкой Диной и с её помощью сбежать из плена. А как радовалась кукле с ярко раскрашенным лицом и льняными волосами умирающая девочка Маруся. Зато для Васи, который тайком принес из дома куклу, это стало серьёзным испытанием на взрослость.

Но есть в литературе произведение, в котором  кукла занимает самое важное место, становится главным героем повествования. Это роман Юрия Карловича Олеши «Три Толстяка».

Юрий Карлович Олеша родился в 1899 году в г. Елизаветграде, но своей родиной считал Одессу, где провёл детство и юность. Семья была родом из Польши, поэтому родным языком маленького Юры был польский. Насыщенная культурная жизнь Одессы способствовала воспитанию будущего писателя. Юра увлекался театром, а в старших классах гимназии начал писать стихи, одно из которых было напечатано в газете «Южный вестник».

После окончания университета он переехал в Москву, где для газеты железнодорожников «Гудок»  пишет статьи под необычным  псевдонимом Зубило.  Свое первое большое прозаическое произведение Юрий Олеша написал в 1924 году. Это была сказка «Три Толстяка».

Интересна история появления сказки. Однажды в окне соседского дома Ю.К. Олеша увидел девочку-подростка, которая увлеченно читала сказки Андерсена. Ю.К. Олеша  пообещал, что напишет для нее сказку не хуже великого датчанина. И тут же принялся за дело. Прямо на полу типографии газеты на рулонах бумаги  он сочинял историю о трех жестоких Толстяках, отважном гимнасте Тибуле и кукле Суок. Первое издание книги вышло с удивительными рисунками художника Мстислава Добужинского.  Художник-иллюстратор создал 25 цветных рисунков, практически детально прорисовав сюжет. Книга с этими иллюстрациями имела невероятную популярность.

Но Юрий Карлович, с юности влюблённый в театр, мечтал, чтобы сказка стала театральной. В 1930 году он делает инсценировку «Трех Толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Ю.К. Олеши поставлен балет, сняты мультипликационный и  художественный фильмы.

 «Три Толстяка» – это сказка литературная, авторская. Это значит, что писатель использует фольклорные сказочные традиции, но при этом изменяет их, чтобы предать своё авторское отношение, свою авторскую позицию.

Ю.К. Олеша переносит читателей в вымышленную страну, где правят Три  Толстяка. Но это не тридевятое царство, а вполне реалистично описанный город.  В нем на главной городской площади горит удивительной величины фонарь, напоминающий планету Сатурн.  А широкие улицы  освещают фонари, похожие на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Через реки перекинуты мосты, похожие на кошек,  выгибающих перед прыжком железные спины. Есть недалеко от города красивейший парк, в центре которого стоит  дворец  Трех Толстяков.

Но неспокойно в этой красивой стране. Народ сражается с угнетателями-богачами за свободу и справедливость. Так в сказке  появляется тема борьбы добра и зла.

Главное зло в сказке – это Три Толстяка. Это именно они «забрали всё железо, весь уголь, весь хлеб, добытый руками бедного, голодного народа». Это по их приказу гвардейцы сжигают дома, стреляют в людей, устраивают казни. А  Три Толстяка  все свое время проводят в развлечениях и обжорстве, поэтому и  растолстели до невероятных размеров. Автор лишает их индивидуальности: мы не можем представить себе их внешность, у них нет имен, только номера – первый, второй, третий. А еще они всегда вместе, прямо как  трёхголовое чудище из народной сказки.

Но есть в сказке  и другие отрицательные персонажи. Это и страшный капитан гвардейцев Бонавентура, и знатная старуха, которая приказала лакеям  избить палками девочку Суок, и еще множество городских  лавочников и прочих толстых жителей. Все они радовались  разгрому мятежников и подготовке к казни,  насмехались над пленным оружейником Просперо, посаженным  в клетку, пытались поймать  гимнаста Тибула. Интересно, что  хотя отрицательных персонажей в сказке много, но они не страшные. Автор намеренно описывает их комически: ведь смешное не может быть страшным. В сказке немало смешных эпизодов. Это, например,  бегство силача  Лапитупа, укушенного собакой, или обморок толстого мельника, упавшего носом прямо в кисель. Вспомним, как один из Трех Толстяков от волнения начал сначала жевать салфетку, а затем ухо соседа, напомнившее ему вареник. С самых первых страниц сказки становится понятно, что власть Толстяков не вечна, что их можно победить.

В сказке со злом борются  простые горожане,  рабочие люди, во главе которых оружейник  Просперо и канатаходец Тибул. Описывая положительных героев, Ю.К. Олеша подчеркивает, что они исключительные,  «самые-самые». Это традиционный сказочный приём.  Суок – «самая лучшая актриса в мире», Тибул – «лучший гимнаст в стране», а Просперо  – «сильнее всех, даже  сильнее льва». 

Многие герои сказки связаны с цирком, с цирковыми представлениями. И это неслучайно: цирк – место свободных и смелых людей. Ни один цирковой трюк невозможен без помощи партнера, без доверия ему. Неслучайно в балаганчике дядюшки Бризака  находит помощь доктор Гаспар Арнери, сюда возвращается Тибул перед тем, как продолжить борьбу.

Многие сцены в романе напоминают цирковые номера с трюками и переодеваниями. Например, попытка арестовать Тибула на площади Звезды и превращение его в негра, или полёт на воздушных шарах и превращение продавца в  фигуру на торте, для чего его украсили кремом и цукатами.

Но читателей, конечно,  больше всего интересует другая подмена: удастся ли  девочке-циркачке  Суок  выступить в роли  куклы наследника Тутти, как две капли воды похожей  на нее.

Смелая девочка соглашается помочь доктору Гаспару еще и для того, чтобы освободить Просперо, захваченного в плен. Суок нисколько не боялась. Ей даже понравилась эта игра. Она освободила Просперо, но сама убежать не успела. Её арестовали и приговорили к смерти.  Момент казни – один из напряженных  эпизодов сказки.

 «Три тигра подбежали к Суок. Она лежала неподвижно, глядя в небо неподвижными серыми глазами. Все приподнялись. Все готовы были закричать от удовольствия, увидев расправу зверей с маленьким другом народа...

Но... тигры подошли, один нагнул лобастую голову, понюхал, другой тронул кошачьей лапой девочку, третий, даже не обратив внимания, пробежал мимо и, став перед трибуной, начал рычать на Толстяков. Тогда все увидели, что это была не живая девочка, а кукла – рваная, старая, никуда не годная кукла». И только в конце сказки автор рассказывает нам, как один из гвардейцев спрятал девочку в часах, а вместо нее положил старую игрушку.

Итак, как и бывает в сказках: добро побеждает, зло наказано.  Благодаря помощи девочки-куклы,  народ под  предводительством Просперо побеждает, Три Толстяка арестованы.

Может ли сказка обойтись без волшебников, без чудес и  превращений? Есть ли волшебство в сказке Ю.К. Олеши?  Вспомним начало произведения.  Автор пишет: «Время волшебников прошло. По всей вероятности,  их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей». Но если нет волшебников, то кто же есть? А есть, например,  учёный,  доктор Гаспар  Арнери, который изучил около 100 наук и делал такие удивительные вещи, которые действительно походили на чудеса. Превращение  канатоходца Тибула в негра происходит не по взмаху волшебной палочки, а при помощи изобретенной доктором  жидкости. А другой ученый по имени Туб создал механическую куклу, способную развиваться внешне как живая девочка. Таким образом, автор говорит нам, если в мире и существует волшебство, то это волшебство  иного рода. Волшебство – это дело человеческих рук.

В произведении Ю.К. Олеши  нет магии как таковой, но некоторые фантастические элементы всё же присутствуют. Например, Три Толстяка от волнений начинают так сильно поправляться, что Государственный совет вынужден придумывать для них средство для прекращения жирения. Вспомним, что ученый Туб, отказавшийся сделать наследнику Тутти железное сердце, провел в клетке зверинца восемь лет и превратился в существо, которое напоминает волка, с длинными клыками, полностью обросшего шерстью.

Среди главных персонажей – Тутти,  наследник Трех Толстяков.  «Худенький, похожий на злую девочку, мальчик, сероглазый и немного печальный». Из него хотели воспитать жестокого и злого правителя.  Наследник Тутти  рос во дворце,  окружающим его людям было запрещено улыбаться. Он читал книги о жестоких царях и полководцах. Мальчика лишили общения с живыми детьми и устроили ему зверинец. «Вот у него есть мёртвая, бездушная кукла, и вот у него будут злые звери», – так рассуждали Три Толстяка. А еще они хотели лишить мальчика человеческого сердца.  И когда ученый Туб отказался, с детства внушали ребенку, что сердце у него железное.

Но мальчик вырос избалованным, но не жестоким. Он общество куклы полюбил больше общества зверей. Кукла хоть неживое, но напомиющее ребенка существо. Когда куклу сломали, Тутти  горько плачет. Эти слёзы показывают, что душа у наследника  живая и план  Трех Толстяков не удался.  Новая кукла, живая  девочка Суок, с её рассказами о жизни и о цирке,  с  умением насвистывать песенки на ключах, сразу понравилась наследнику.  Он так и не понял, что перед ним живая девочка, ведь он никогда не видел детей. Мальчик так привязался к кукле, что пришлось его усыпить,  чтобы Тутти  не бросился на ее защиту. В конце сказки мы узнаем, что они разлученные брат и сестра. Тутти – на языке обездоленных значит «разлучённый», а Суок – «вся жизнь».  Суок  напоминает нам другую смелую девочку, которая спасла своего брата, растопив его ледяное сердце. Это Герда, героиня  сказки Андерсена «Снежная королева». 

В эпилоге «Трех Толстяков» Суок и Тутти вместе выступают перед  детьми на площади Звезды.

Итак, Юрий Карлович Олеша написал необычную сказку. В ней мало фантастического и волшебного.  Герои, место действия и события необычайно реальны. Автор показывает своим  читателям, что справедливость торжествует, что  победа над злом возможна, если  объединить  усилия.

 Писатель считает, что время волшебников прошло, но истинное волшебство – в силе дружбы, его нужно создавать своим руками. В сказке «Три Толстяка» чудеса стали возможны благодаря тем, кто честен, справедлив, кто готов забыть о себе, помогая другим.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.