logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

познакомить школьников с биографией и творчеством Т. Габбе;

раскрыть понятия «пьеса», «драма» как разновидности литературного жанра;

показать, как в пьесе-сказке «Город мастеров» используется характерный для фольклора мотив контраста внутренней душевной красоты и внешнего уродства.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование толерантности, целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира;

– формирование навыков взаимо - и самооценки, навыков рефлексии;

– формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

метапредметные:

– ставить цели, задачи;

– извлекать информацию из различных источников и выделять главное;

– свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение);

– планировать учебную деятельность;

– осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

– искать и собирать дополнительную информацию.

предметные:

в познавательной сфере:

– самостоятельно работать со словарями литературоведческих терминов;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

– интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

в коммуникативной сфере:

– выполнять задания к авторским текстам, формировать свою точку зрения;

в эстетической сфере:

– понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Ход урока

1. Краткие сведения о биографии Т. Габбе: образование, переводы, работа в детской редакции Маршака, арест и освобождение, война.

2. «Город мастеров» - первое самостоятельное драматическое произведение Габбе, созданное в дни Ленинградской блокады. Многие видели в пьесе намёки на Гитлера и фашизм, однако идеи пьесы шире конкретных исторических, сказка посвящена борьбе за свободу против деспотизма.

3. Основные темы, герои и идеи пьесы

Зло в сказке, изображённое в образе чужеземного завоевателя, побеждает при помощи лжи, хитрости, силы и страха. Зло всегда опирается на предательство. Первое средство в борьбе со злом, согласно сюжету сказки, смех: зло всегда боится смеха. В борьбе за свободу важно сохранять верность традициям и солидарность, заботиться друг о друге. Смысл заглавия –  только настоящий мастер своего дела ценит свободу и может её отстаивать.

Смысл второго названия пьесы «Повесть о двух горбунах» - вопрос о физической и душевной красоте.

4. Дополнительный блок. Пьеса как литературный жанр

Драма – особый род литературы, в котором автор рассказывает нам о героях и событиях через диалог. Пьесы предназначены для постановки в театре. Это накладывает определённые ограничения на произведения такого жанра.

В отличие от эпических произведений – рассказов, повестей, сказок и романов – у автора нет возможности описывать героев, рассказать о предыстории изображаемых событий, показывать, что думает или чувствует герой, как относится к происходящему повествователь. Всё это драматург рассказывает через речь героев и специальные средства, которые бывают только в пьесе.

Слова, которые произносят герои пьесы, называют репликами. Перед репликой в пьесе пишут, кто её произносит.

Пьеса разбита на несколько действий. Обычно это связано с изменениями театральных декораций. Действия разбиты на сцены или явления.

Пьесе обычно предпослан список действующих лиц, где автор может прокомментировать возраст, статус героя, его отношения к другим героям, иногда характер.

Попутные комментарии автора, которые при печати набираются другим шрифтом, называются ремарками. В ремарке автор может пояснять, как движутся герои, кто откуда входит, что должен увидеть зритель на сцене. Иногда ремарки показывают читателю, как понимать слова героев или тайный смысл их поступков – так происходит в эпизоде с дрожащими носилками Наместника.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.