logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

1.Образовательные:

учащиеся  рассказывают о фактах биографии В.А.Жуковского;

определяют тему и идею стихотворного текста;

выразительно читают наизусть стихотворения;

находят в стихотворении тропы и объясняют их роль в тексте.

2. Развивающие:

Учащиеся аргументируют свой ответ в рамках данной темы;

пополняют свой словарный запас;

работают со справочным материалом.

3. Воспитательные:

Учащиеся видят и понимают красоту окружающего мира, красоту природы, изображённую в тексте;

оказывают помощь друг другу при выполнении заданий.

Оборудование.

Наглядный материал Презентация, портрет В.А.Жуковского, выставка книг В.А.Жуковского, записи на доске.

Раздаточный материал – ксерокопии стихотворения В.А.Жуковского, справочный материал (Приложение 2), таблица и опорные слова и выражения.

Подготовка к уроку.

Написать сочинение на тему «Рассвет»; повторить определения из «Литературоведческого словарика»; найти в словаре и записать в тетрадь толкование слов «приятный», «благодатный», «младой», «очи», «сманила».

Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений «Взошла заря», «Там небеса и воды ясны».

Задание для творческой группы. Подобрать материал для презентации к стихотворению «Там небеса и воды ясны».

Справочный материал  к уроку по теме: «Родная природа в стихотворениях В.А.Жуковского»

Строфа – группа строк (стихов), составляющих единство, с определенным расположением рифм.

Тропы – слова в переносном значении.

Эпитет  – художественное определение предмета или явления, помогающее  живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном значении вместо другого слова, т.к. между обозначенными предметами есть сходство. (Скрытое сравнение).

Сравнение  –  изображение  одного  предмета   путем  сравнения  его  с другим.

Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ.

Инверсия  –  необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности.

Интонация  – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи.

 Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность.

Ассонанс  –  повторение однородных гласных звуков, чаще ударных.

Эпиграф – краткое изречение (пословица, цитата), которое помещается перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Лирическое произведение – произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.

Эпиграф к уроку:

Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой!
(В.Жуковский)

Ход урока

Учитель (читает стихотворные строки, записанные на доске):

1.
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

2.
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту...

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Вопросы и задания классу.

– О чем строки, записанные на доске?

(Предполагаемый ответ: о природе)

– Определите основную мысль стихотворных текстов.

(Предполагаемый ответ: автор показывает красоту природы)

– Какому поэту принадлежат стихотворные строки?

(Предполагаемый ответ: эти строки принадлежат В.А.Жуковскому)

– Сформулируйте тему нашего урока.

(Предполагаемый ответ: красота природы в стихотворениях В.А.Жуковского)

– Запись в тетрадях темы урока: «Родная природа в стихотворениях В.А.Жуковского». (Слайд 2)

Учитель:

– Давайте познакомимся с отдельными фактами биографии поэта.

Рассказ учащегося с использованием презентации.

Примерное выступление ученика о биографии В.А.Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года

 (Слайд 3)

в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии  (Слайд 4)

Отец – Афанасий Иванович Бунин, дворянин по происхождению, помещик Тульской губернии, владелец села Мишенское.  (Слайд 5)

Мать – пленная турчанка. Родившийся у нее сын по желанию Бунина был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, обедневшим помещиком, жившим у Бунина. Мальчик получил отчество Андреевич и фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянское звание.

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Позднее в Московском университетском пансионе. Жуковский получил серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отличившихся учеников.

Началом своей самостоятельной литературной деятельности поэт считал стихотворение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея). (Слайд 6)

Доброжелательный, веселый, Жуковский оставил нам в наследство произведения для всех возрастов. Для детей он создавал сказки: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее». (Слайд 7)

Ему принадлежат многочисленные баллады: «Светлана», «Кубок»,

 (Слайд 8), «Лесной царь» (Слайд 9) и другие.

Жуковский – автор проникновенных стихотворений о родном крае.  (Книжная выставка)

Туляки хранят память о своём поэте-земляке. (Слайд 10)

 На родине Жуковского организован музей. (Слайд 11)

Училище в Белёве носит имя   В.А.Жуковского. (Слайд 11)

Улицы названы в честь замечательного земляка. (Слайд 12)

Литературное наследие поэта имеет непреходящую ценность.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль, –

 так А.С.Пушкин определил значение Жуковского.

Учитель:

– Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чем красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению замечательного поэта Василия Андреевича Жуковского. Представим автора как человека и поэта и к концу урока ответим на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»

Так что же главное в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, зеленое – зеленым, зарю – зарей. Вот мы наблюдаем за рассветом. Прочтите свои этюды, которые вы написали дома.

Учащиеся читают работы (3-4 работы)

Учитель:

– Ребята, вы замечательно справились с работой, подобрали красивые слова для описания рассвета.

Рассвет

      Таяли последние звезды, рассыпаясь пылью в приближающемся свете нового дня. Чёрные силуэты деревьев вырисовывались на фоне светлеющего горизонта с невероятной чёткостью. Тонкие травинки гнулись к земле под тяжестью изумрудных капель росы. Горизонт побелел, на мгновение наступило затишье, – и вдруг он заиграл теплыми переливами радужных цветов. Первый луч неторопливо, как бы нехотя, выполз из-за леса, пробуждая неподвижные деревья и невесомые паутинки травы. Сумрак только что отошедшей на покой ночи прятался в тенях деревьев и немногочисленных камней, шуршал ветерком в кронах. И лишь старая молочно-белая луна не хотела уходить и продолжала висеть, свернувшись калачиком на светлеющем небе.  (Сухова Юлия)

Давайте послушаем, каким увидел такой же рассвет Жуковский.

Ученик читает наизусть стихотворение «Взошла заря».

Вопросы и задания классу.

– Определите тему стихотворения «Взошла заря».

(Предполагаемый ответ: стихотворение о заре, не раз воспеваемой поэтами)

– Утро, рассвет. Все еще спит. Что можно услышать на рассвете? Прочитаем строчку: «Дыханием приятным сманила сон с моих она очей».

– Слышите ли вы легкое дыхание?

– Сочетание каких согласных рождает звукообраз, передает ощущение дыхания.

(Предполагаемый ответ: сочетание согласных [с, х] передает ощущение дыхания)

– А что еще необычного в этой строке?

(Предполагаемый ответ: автор использует необычный порядок слов)

– С какой целью используется инверсия?

(Предполагаемый ответ: привлечь внимание к признаку предмета)

– Объясните, лексическое значение слова «приятный»

(Предполагаемый ответ: «приятный» – «доставляющий удовольствие»)

– Автор создает ощущение восхода зари, которая своим дыханием пробуждает человека. Мы можем не только услышать это дыхание, но и почувствовать его прохладу: «Приятное дыхание».

Ещё раз прочтите медленно эту строку, и сочетание согласных словно создаст эту волну прохладного воздуха, ощущение приятного пробуждения под воздействием дыхания зари.

– В этом стихотворении всего 2 строфы. Что такое строфа?

Какие картины можно увидеть, читая 1 строфу? 2 строфу?

– Описание природы и внутреннего состояния осуществляется с помощью слов и выражений, употребляемых в переносном значении. Вспомните, как называются слова и выражения, употребляемые в переносном значении?

– Что такое эпитет? Метафора? Сравнение? Олицетворение?

Самостоятельная работа.

– Найдите в тексте тропы и внесите их в таблицу.

Проверка работы проводится с помощью консультантов.

Вопросы и задания классу.

– Мы слушали, осязали, теперь – видим живую картину. Жуковский заставляет нас всем существом почувствовать необыкновенную красоту зарождения нового дня. Прочитайте, каким поэт видит новый день?

(Предполагаемый ответ: «И день взлетел, как гений светлокрылой! И жизнью всё живому сердце было»)

– А что вы можете сказать о словах «благодатный, младым, очи, сманила» с

точки зрения лексики?

Учащиеся читают выписанные дома значения слов.

– Почему же поэт использует именно эти слова?

(Предполагаемый ответ: человек говорит такими словами, когда хочет передать свои чувства от увиденного)

– Какие же чувства он испытывает?

(Предполагаемый ответ: чувство изумления, восхищения, удивления)

– Настроение, чувства передаются в художественном произведении не только

с помощью лексики, но и с помощью интонации. Найдите в стихотворении

восклицательные предложения. Как следует их прочитать?

(Предполагаемый ответ: особенно весело, с восторгом, громче, чем все остальные предложения).

Учитель:

– Обратимся к эпиграфу урока.

Как вы понимаете смысл слов Жуковского?

(Предполагаемый ответ: о чём бы ни писал Жуковский, где бы он ни был, он думал о родине и выражал в своих стихах чувство любви к ней)

Учитель:

– Давайте с вами посмотрим работу творческой группы, которая выполняла

задание по стихотворению «Там небеса и воды ясны».

Отчёт творческой группы.

– Стихотворение В.А.Жуковского «Там небеса и воды ясны» вдохновило нас на создание презентации, которую мы назвали «Как сладко мне воспоминание». В презентации мы постарались показать картины родной природы, которые представляли себе, читая стихотворение.

Ученик читает наизусть стихотворение «Там небеса и воды ясны».

Творческое задание.

Письменно ответить на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»

Для ответа используйте опорные слова и выражения.

Найдите в стихотворении В.А.Жуковского «Взошла заря» тропы  и внесите их в таблицу.

Эпитеты

Сравнения

Метафоры

Олицетворения

Задание.

Письменно ответить на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»

Для ответа используйте опорные слова и выражения:

величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его воображении; богатство переживаний передано в...; особенность поэтики Жуковского; стихотворение поражает своими открытиями.

величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его воображении; богатство переживаний передано в...; особенность поэтики Жуковского; стихотворение поражает своими открытиями.

Учитель:

– Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок! (Выставление оценок)

Домашнее задание.

Из стихотворения «Там небеса и воды ясны» выписать тропы.

Письменно ответить на вопрос: Какое впечатление произвело на вас стихотворение В.Жуковского «Там небеса и воды ясны»?

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.