logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

В ходе уроков ученики:

узнают о трудном жизненном и творческом пути Лермонтова;

узнают об эпохе Ивана Грозного и истории написания поэмы;

 

будут осваивать понятия о поэме, композиции поэмы, о портретной и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа, о роли пейзажа, об авторском отношении и способах его выражения в тексте, о средствах художественной выразительности и их роли в поэме;

Научатся:

характеризовать персонажей и сравнивать их,

в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям,

определять функции пейзажа, роль языковых средств,

определять отношение автора к персонажам,

После анализа текста:

смогут выделить композиционные части поэмы, найти портрет и описание героев;

садут оценку поступкам героев, особенностям их речи и речи гусляров;

стветят на вопросы: "Как автор создаёт образ Руси 16 века?", "Кого из героев можно назвать центральным?", " Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?", "Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?", "Почему поэму Лермонтов назвал песней?";

выразительно прочитают отрывок из "Песни:"

Напишут сочинение-рассуждение на тему: "Почему описание могилы Калашникова завершает поэму?"; "Герой, который мне интересен" или "Какую память о себе оставляют герои?"

3. Считаю целесообразным пообразный и проблемные пути изучения поэмы, т.к. объём произведения небольшой и представляет собой поэтический текст.

1-й урок

Тема урока: Герои поэмы М.Ю.Лермонтова. Основной конфликт

На этом уроке анализируем историческую атмосферу произведения, образную систему поэмы, выявляем основной конфликт, идею произведения и выделяем позицию автора.

Диагностические цели:

Узнают о трудном жизненном и творческом пути Лермонтова,

Узнают об эпохе Ивана Грозного и истории написания поэмы,

Будут осваивать понятия о портретной и речевой характеристике персонажа как способе создания его образа, об авторском отношении и способах его выражения в тексте, о средствах художественной выразительности и их роли в поэме;

Научатся:

характеризовать персонажей и сравнивать их, в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям,

определять роль языковых средств,

определять отношение автора к персонажам,

После анализа текста:

смогут объяснить значение терминов и устаревших слов,

смогут подобрать примеры, иллюстрирующие историческую обстановку в поэме - государственную и бытовую жизнь народа,

смогут выделить в тексте портретные зарисовки и определить их роль в раскрытии образа,

дадут оценку поступкам героев, особенностям их речи,

ответят на вопросы: "Как автор создаёт образ Руси 16 века?", "Кого из героев можно назвать центральным?", " Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?";

выразительно прочитают отрывок из "Песни:"

напишут сочинение-рассуждение "Какую роль играет образ гусляров в "Песне.."?"

Путь изучения - пообразный, т.к. на этом уроке нам важно определить принципы расстановки персонажей и выяснить значимость главного героя в образной системе поэмы.

Ход урока

1. Изучение биографии Лермонтова (10 минут)

Просмотр видеофильма о поэте. Обсуждаем статью учебника о Лермонтове, отмечая особые моменты в жизни, повлиявшие на формирование характера поэта. Такое представление биографии поэта отвечает принципу наглядности, доступности и целесообразности, а также работа с использованием ИКТ разнообразит виды деятельности на уроке, настроит на изучение творчества Лермонтова.

2. Словарная работа (5 минут) Подготавливает к восприятию произведения на историческую тему, расширяет словарный запас ученика и кругозор.

опричнина, гой еси, мёд пенный, стольник, Малюта Скуратов, аргамак, отороченный, фата, яхонтовый, сваха, гостиный двор,приходская церковь, простоволосая, чай, охульник, охотницкий, панихида, бесталанный,

не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит, лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.

3. Выявление восприятия (5 минут)

На первом уроке необходимо выявить первое впечатление от прочитанного, чтобы поставить учебную задачу, поэтому проводим беседу - обмен мнениями, впечатлениями по заранее подготовленной анкете. Ученик делает сообщение об Иване Грозном и его эпохе (5 - 7 минут)

4. Постановка УЗ (учебной задачи)

№ 1. "Как автор создаёт образ Руси 16 века?"

Класс разбиваем на 2 группы (5 -7 минут)

1 группа рассказывает о государственной, общественной жизни Руси, подтверждая примерами из текста.

2 группа рассказывает о повседневной жизни Руси.

1) пир у царя,

1) жизнь купечества,

2) упоминание о казачестве в приволжских степях

2) семейные отношения,

3) кулачный бой,

3) обычаи и нрав народа,

4) описание казни.

4) религиозные обряды и обычаи

 "С какой целью автор изобразил картины быта в поэме?"

Такой порядок изучения необходим, т.к. понимание причин поступков главных героев зависит от знания исторической обстановки, в которой действуют герои. Учащиеся, прослушав сообщение об эпохе Ивана Грозного, смогут в тексте художественного произведения найти отображение исторической действительности. Они самостоятельно в течение 5 -7 минут покажут знание текста, умение выделять главное, анализировать, обосновывать свой выбор и будут совершенствовать умение комментировать отобранные факты, выразительно читать отрывки поэтического текста. Учащиеся отметят значимость исторических сцен в понимании мотивов поступков героев, отметят былинный напев как один из способов создания исторических картин.

№ 2. "Какими изобразил своих героев автор и кого из героев можно назвать центральным?"

"Кто является в поэме "настоящим" героем и почему?"

5. Работа в группах (мини-проект -10 минут)

Ученики сделали вывод о том, что из описания быта людей мы узнаём, по каким правилам, законам, религиозным обычаям живёт народ, что чтит, кому подчиняется, кого боится. А также описание бытовых картин поможет определить нам характер главных героев и его значимость в произведении.

Прежде, чем приступить к характеристике образной системы поэмы, мы вспоминаем план характеристики персонажа.

План:

1) социальное положение, происхождение

2) занятия

3) портрет (отметить средства выразительности)

4) черты характера

5) жизненные принципы

6) речь (отметить средства выразительности, диалоги)

7) отношения с людьми

8) отношение автора (отметить средства выразительности)

Класс делится на 4 группы и готовит рассказ о своём герое по плану. Группа должна не только представить своего героя, но и попытаться найти в нём и хорошее, и плохое, дать оценку его поступкам, поведению (объяснить мотивы).

Калашников

Кирибеевич

Иван Грозный

Алёна Дмитревна

6. Защита мини-проектов (5-10 минут) Выступление групп. Задача каждой группы - представить своего героя.

Такая форма работы нацеливает на решение конкретной задачи - поиска материала для характеристики героя, учит работать в группе, делает работу активной. В ходе этой работы дети строят свои высказывания, аргументируют примерами из текста, выразительно читают, дают оценку поступкам персонажа. Заранее составленный план организует работу. Читая портретные зарисовки, примеры речевой характеристики, дети отмечают языковые особенности, с помощью которых автор оценивает своего героя, выражает своё отношение. При самостоятельной работе делаются необходимые записи в тетради (слова, выражения). Можно предложить сильным ученикам в каждой группе выполнить подборку цитат (цитатный план характеристики героя) на доске. Затем результаты их работы фиксируются всеми письменно. Домой можно предложить индивидуальное задание: выполнить презентацию "Образы главных героев в цитатах" (игра "Угадай героя"). При защите мини-проектов каждая группа может задать 2 вопроса другой. Можно построить работу в группах по заранее подготовленным вопросам, или в зависимости от качества ответов групп задать вопрос, необходимый для выявления замысла автора.

8. Итог урока

Беседа по проблемному вопросу, поставленному как учебная задача № 2.

После представления героев мы задаём снова проблемный вопрос о значимости героев.

В качестве обобщающего этапа можно предложить ребятам необычное задание - выбрать нужную схему расстановки действующих лиц. Проверяется знание текста, результативность аналитической работы по характеристике героев, умение анализировать и строить собственное рассуждение, оперировать полученными знаниями, а также такой вид работы систематизирует полученную в ходе беседы информацию. Конечная таблица записывается в тетрадь.

9. Домашняя работа.

Ответьте письменно на вопрос: "В чём "правда" купца Калашникова?" "Какую роль играет образ гусляров в "Песне.."?" (по выбору)

Выполнить презентацию "Образы главных героев в цитатах" (игра "Угадай героя") - индивидуальное задание.

Найдите в словаре определение "песни", "поэмы", отметьте в тексте средства художественной выразительности (1 вариант - тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболу, 2 вариант - фигуры речи: инверсии, анафоры, антитезу, параллелизмы)

Подготовьте чтение наизусть отрывка - индивидуальное задание

Выполните задание в учебнике под ред.В.Я. Коровиной (2008 г.)стр. 135 №5

(по характеристике, данной Белинским, определите героя)

2-й урок

Особенности композиции. Роль пейзажа. Язык поэмы

На этом уроке выявим роль композиционных частей и пейзажа как способов выражения авторской позиции, определим функцию языковых средств, расширим знания о поэме, определим особенности жанра поэмы на тематическом, идейном, образном и языковом уровне, сделаем вывод о роли стилизации "Песни..", функции фольклорных элементов. При обобщении ещё раз назовём основную мысль поэмы и обозначим её место в современной литературе. Напишем сочинение дома.

Предметом анализа станет художественное своеобразие поэмы (язык) и специфика жанра. Путь, по которому мы пойдём, будет проблемным.

Учебная задача - "Почему поэму Лермонтов назвал песней?"

"Чем схожи и чем отличаются отрывки из народных исторических песен и "Песня…" Лермонтова?"

Итоговой работой станет сочинение-рассуждение на темы:

"Почему описание могилы Калашникова завершает поэму?"

"Герой, который мне интересен"

"Какую память о себе оставляют герои?"

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.