logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели:

Обеспечить актуализацию знаний по теме "Жизнь и творчество А.С.Пушкина".

Формирование навыков выразительного чтения, работы над проектами; умения выражать свои мысли, создавать сочинения в форме эссе.

Прививать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, проекты учащихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы закончили знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня мы еще раз вспомним жизнь замечательного поэта, перелистаем страницы его произведений. Пройдет урок в форме викторины "Умники и умницы".

Знакомство с правилами игры.

Викторина состоит из трёх агонов ("агон" в переводе с греческого означает "соревнование", "состязание"). За каждый правильный ответ агонисту вручается орден. В случае, если агонист не знает ответа, вопрос передаётся "теоретикам" из числа учащихся.

Розыгрыш дорожек

Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на два вопроса.

На жёлтой дорожке участника викторины ожидают три вопроса, зато здесь допускается одна неточность в ответе.

Зелёная дорожка длиннее предыдущих - здесь можно ошибиться два раза.

1 АГОН. Детство. Лицей

Розыгрыш дорожек.

Защита проектов. Сочинения - эссе "Мой Пушкин" (3 ученика)

Учитель: Первые "впечатления бытия" у А.С.Пушкина связаны с Москвой, его всегда окружали дорогие ему люди. Три женщины сыграли большую роль в его жизни. Попытайтесь определить, о ком идёт речь.

 

Викторина

I. (На слайдах изображены предметы. Выбирая тот или иной предмет учащиеся выбирают вопрос.)

1 вопрос (веер) Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. (мать А.С. Пушкина).

2 вопрос (крестьянская шаль): Крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от "господ", вынянчившая их детей, а потом и внуков. (Арина Родионовна).

3 вопрос: (портрет Ганнибала) Она была ума светлого, и по своему времени образованно говорила и писала прекрасным русским языком. (бабушка - Мария Алексеевна Ганнибал).

II. Учитель: Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был награждён Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Трудно вообразить себе "живого" поэта, не зная о его друзьях. Настоящими друзьями стали для него лицейские друзья, которых он любил всю жизнь, чьи голоса постоянно звучали в его сознании. Перед вами портреты лицейских друзей Пушкина (слайд №3). Определите по описанию, о ком идёт речь.

1 вопрос: Долговязый, неуклюжий, он был предметом постоянных насмешек товарищей. Однако все его побаивались, т.к. характер у него был необузданный. Директор лицея против его имени записал: "Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства". (Кюхельбекер ).

2 вопрос: Он жил в комнате №13, Пушкин - №14. Они часто вместе проказничали и за это их наказывали: смещали за последние места за столом, но по истечении некоторого срока возвращали обратно. В 1815 году оба были влюблены в Катеньку Бакунину. (Иван Пущин).

3 вопрос: Добродушный, медлительный фантазер и тоже поэт, который посвятил Пушкину свои стихи:

Я Пушкина младенцем полюбил,
С ним разделял и грусть, и наслажденье
И первый я его услышал пенье
И за себя богов благодарил.
(А. Дельвиг).

III. Учитель: Стихотворения, которые будут сейчас прочитаны, знают все. Они, как и многие другие, посвящены любимым женщинам. Давайте вспомним замечательных русских женщин первой трети XIX века, которые своей красотой, умом или благородством натуры, вдохновляли Пушкина. Им мы обязаны появление пушкинских шедевров лирической поэзии.(на слайде №4) фотографии Е.Бакуниной и А.Керн)

1 вопрос: (стихотворения могут прочитать специально подготовленные учащиеся из числа теоретиков)

О, милая, всюду ты со мною
Но я уныл и в тайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннею луною-
Я всю тебя, прелестный друг ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю-
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь - невольно призываю;
Заслушаюсь - твой голос слышен мне.
(Екатерине Бакуниной).

2 вопрос:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(А.П. Керн).

IV. Учитель: По окончании Лицея, Пушкин спешит в Петербург. Его ждут Карамзин, Жуковский. Его ждёт "Арзамас"?

Вопрос: Что такое "Арзамаз" ? (Литературное общество, выступающее в защиту передовой литературы от консерваторов. Поэты писали эпиграммы на литературных врагов-консерваторов.)

Вопросы для теоретиков.

1) С детства он бредил морем, мечтал стать адмиралом. И стал им, совершив не одно кругосветное путешествие. Был героем морских сражений. Есть на севере Восточной Сибири мыс, названный его именем. А.С. Пушкин посвятил ему стихи:

Счастливый путь ....
С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимой дитя.
(Федор Матюшкин).

2) 0н был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Ему довелось быть его секундантом. (Данзас).

2 АГОН

Розыгрыш дорожек. Проекты "Пушкинские места" (презентации учащихся об одном их пушкинских мест)

Слайд № 5

I.1 вопрос (портрет Байрона) Кто изображён на портрете? Какое он имеет отношение к А.С.Пушкину?

2 вопрос: (фотография Михайловского) В июле 1824 года А.С.Пушкин, миновав губернский город Псков, приехал в село Михайловское, в "далёкий северный уезд". Что послужило причиной этой поездки?

3 вопрос: (изображение Кавказа)

Желая душу освежить,
Бывалой жизнею пожить
В забвенье сладком близ друзей
Минувшей юности моей.

Как вы объясните эти слова и поступок Пушкина поехать на Кавказ?

Слайд № 6

II.1 вопрос: (Мадонна)

По какому поводу Пушкин написал следующие строки?

Исполнились мои; желания, творец
Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна
Чистейшей прелести чистейший образец.
(Помолвка - 6 мая 1830 года).

2 вопрос: (Болдино, осенний пейзаж) "Я женат и счастлив, - писал Пушкин поэту Плетневу, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь" .

Какое не менее значительное событие произошло с Пушкиным до этого радостного события? ("Болдинская осень").

3 вопрос: (Итог "осенних досугов")

Другу П.Плетнёву Пушкин писал: "Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся". О каком цикле произведений идёт речь? ("Повести покойного Ивана Петровича Белкина")

Слайд № 7

III. Определить героев произведений, написанных в Болдино.

1 вопрос: "Это был точно ... , но как он постарел, покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика".

(Самсон Вырин "Станционный смотритель").

2 вопрос: " ...была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску, в своей деревне".

(Мария Гавриловна "Метель").

IV.

... А ныне - сам скажу - я ныне
Завистник. Я завидую: глубоко,
Мучительно завидую - о небо!
(Моцарт "Моцарт и Сальери").

Вопросы теоретикам.

Определить героев произведений:
Живет ... в поповском доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит.
Яичко испечет да сам и облупит.
(Балда. "Сказка о попе и работнике его Балде").

Как молодой повеса ждет свиданья
С какой-нибудь привратницей лукавой.
Иль дурой, иль обманутой, так я
Весь день минутой ждал, когда сойду
В подвал мой тайный, к верным сундукам.
(Барон "Скупой рыцарь").

III АГОН.

Розыгрыш дорожек. Защита проектов "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина".

Слайд №8

I. 1 вопрос: (Три карты) Назовите произведение и "заветную" комбинацию из трёх карт ("тройка", "семерка", "туз", "Пиковая дама").

2 вопрос: (На берегу пустынных волн, стоял он дум великих полн:)

Это величайшее произведение, созданное пушкинским гением, было опубликовано после смерти поэта. У этого произведения есть вступление, которое начинается словами, записанными на слайде.

- Назовите произведение и имя главного героя ("Медный всадник", Евгений).

3 вопрос:(Заячий тулуп). Назовите произведение. Какую роль сыграл данный предмет в судьбе главного героя? ("Капитанская дочка", спас жизнь).

Слайд № 9

II. 1 вопрос: (архив) В конце 20-х начале 30-х годов А.С.Пушкин много работает в архивах, а 11 августа 1833 года подаёт прошение "на увольнение в отпуск на четыре месяца в губернии Казанскую и Оренбургскую"Что ищет Пушкин, работая в архивах, предпринимая поездки в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург? (Материалы о Пугачевском восстании).

2 вопрос: ("дьявольская разница")

"Что касается до моих занятий - сообщил Пушкин 4 ноября 1823 года из Одессы П.А. Вяземскому, - я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница". В чём "дьвольская разница" между традиционным романом и пушкинским романом в стихах "Евгений Онегин"?

3 вопрос: ("Собранье пёстрых глав") "Собранье пёстрых глав" -так оценил роман "Евгений Онегин" А.С.Пушкин. А как критик В.Г.Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" и почему? ("Энциклопедия русской жизни")

III. Слайд № 10

1 вопрос: (портрет А.С.Пушкина И. Линева) Существует много портретов, изображающих А.С.Пушкина в разные периоды жизни. На слайде портрет И.Линёва. Как портрет И. Линева отражает состояние поэта и обстановку, сложившуюся вокруг Пушкина в последние годы жизни?

2 вопрос: (памятник А.С.Пушкину) Кто является автором данного памятника? (Опекушин)

IV.

Все знают строки из этого стихотворения:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Что взято Пушкиным за основу в данном стихотворении?

(Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (Написано на тему оды Горация "К Мельпомене" (XXX ода книги III), откуда взят и эпиграф. Эту же оду Горация перевел Ломоносов; ей подражал Державин в своем стихотворении "Памятник".)

Рефлексия.

Учитель: Чтобы подвести итог нашему уроку, закончите одну из фраз:

Пушкин для меня:

Пушкин - это:

Произведения Пушкина:

Стихотворения А.С.Пушкина:

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.