logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели урока:

– формировать представления учеников о волшебной сказке;
– учить сочинять продолжение сказки;
– развивать логическое мышление, фантазию, воображение;


– развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас;
– прививать детям интерес к чтению;
– воспитывать уважение к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.

Оборудование: плакат “По дорогам сказок”, карточки Проппа, карточки с отрывками из сказок, магнитофон, сборник детских песен

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

Ведущий (входит в костюме Бабы Яги):

– Чую, чую, человечьим духом пахнет. Здравствуйте, здравствуйте, мои конопатенькие. Чего притихли? Наверно, очень мне обрадовались. А кто я, хоть узнали? Правильно, Баба Яга. А откуда я? (из сказки) Тоже верно. А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо….

Сегодня у вас не простой урок, а урок-путешествие в сказку. Меня попросили (как самую умную и красивую) провести вас по дорогам сказок. Только вот дороги эти не просты. Вы должны будете очень постараться, вспомнить много сказок, ответить на хитрые вопросы, помочь сказочным героям, да и самим не оплошать: выступить в роли сказочников. А за это вы будете получать вот таких “смешариков”. У кого их окажется больше – те будут награждены волшебными медалями. Ну, а я, как могу, помогу вам. Для хороших людей ничего не жалко.

Я вот, бывало, встречу Ивана-царевича, так и баньку ему, и стол со скатертью, и беседу поддержу…. Да…о чем это я? Вспомнила.

2. Загадки Страж Ворот.

– Чтобы в сказку попасть и не заплутать, нужно вам, касатики, отгадать загадки Страж Ворот – двух из ларца, одинаковых с лица. Только вот боятся они вам показаться, поэтому сделались невидимыми и стоят тут рядом со мной, ждут своей очереди. Но голоса не утратили, поэтому слушайте внимательно и отгадывайте правильно, поднимая руку. За правильный ответ – “смешарик”.

(Включается запись загадок)

***

Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (Дюймовочка)

***

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)

Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка –
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

(Звучит волшебная музыка)

– Вот вы и справились с первым заданием, яхонтовые мои. Вышли на сказочную тропинку. Открою вам секрет: это ведь Василиса Премудрая послала меня к вам, чтоб я вас испытала, а если не понравитесь вы мне, тут уж мне и карты в руки: люблю я некоторых, ягодки мои, на лопату садить, да в печь высаживать…. Да…о чем это я? Ах, да.

3. Дидактическая игра “Чьи это вещи?”

– Посмотрим, как вы сможете узнать одного забияку, которого я заколдовала за хвастовство и неуважение к старшим: прозвища он, видите ли, придумывает приличным людям.

(На доске плакат с нарисованным Карлсоном, украшенным шляпой Незнайки, носом Бабы Яги, ушами Чебурашки, бантом Кота Леопольда, сапогами Кота в сапогах, с корзинкой от Красной Шапочки)

Задание такое: нужно убирать по одному предмету, отгадывая его по моим историям и песням сказочных героев.

За правильный ответ получаете “Привет”!

1) “Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота.”

– Из какой сказки прочитанный отрывок? (“Кот в сапогах”)

– А какая вещь помогла Коту в сапогах совершить геройские поступки? (сапоги)

(Ведущий снимает с плаката сапоги)

2) Звучит песня Чебурашки.

– Какой герой спел про себя эту песню? (Чебурашка)

– А чем Чебурашка знаменит? (ушами)

(Ведущий снимает с плаката уши)

3) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”

– И кто это у нас такой добрый, сладенькие мои? (Кот Леопольд)

– Ну, а по какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту)

(Ведущий снимает с плаката бант)

4) Звучит песня Красной Шапочки

– Девочка пела в темном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка – словно малина!
Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка)

– И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка)

(Ведущий снимает с плаката корзинку)

5) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:

– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.

– Догадались, кто это? (Незнайка).

– А самая выдающаяся его часть одежды? (шляпа)

(Ведущий снимает с плаката шляпу)

6) Звучит куплет частушек от Бабок Ежек.

– Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? (Бабки Ежки)

– А что придает нам такое изящество и красоту? (нос)

(Ведущий снимает с плаката нос)

– Так, и кто же это у нас получился?

С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно. (Карлсон)

– А чего не хватает Карлсону? (пропеллера)

(Ведущий прикрепляет пропеллер)

– Да…а было лучше…. Ну да ладно, и с этим испытанием вы справились, внимательные мои. Этак дальше пойдет, так я совсем голодная останусь….

4. Дидактическая игра “Мешочек волшебных вещей”.

Задание: по одному достаете предмет из мешочка и отгадываете, как называется этот предмет в сказках.

– Отгадайте их, а нет – голова с плеч…. Шучу, шучу.

(Дети вынимают предмет из мешочка. Если не могут отгадать, ведущий дает подсказку).

– Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд, незаменима в игре “догонялки” (сапоги-скороходы).

– Предмет кухонного убранства, находка для гурманов, необходима для приглашения всего класса на чаепитие (скатерть-самобранка).

– Волшебный головной убор, незаменим в игре “прятки” (шапка-невидимка).

– Самый безотказный меч богатыря, можно подарить маме на 8 Марта для нарезки колбасы (меч-кладенец).

– Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания, нужна всем и всегда (волшебная палочка).

– С помощью этого предмета мастерятся разные разности, но также можно вывести из строя одного закадычного дружка Бабы Яги, часто пропадает в стоге сена (игла).

5. Игра “Сделай предмет волшебным”.

– Ладно, ладно. Больно вы прыткие, умненькие мои.

А вот попробуйте наделить волшебными свойствами обычный предмет. Расскажите, как он сможет нам в дороге пригодиться. (Раздаются предметы: карандаш, резинка, мел, листок, книга)

(Ответы детей)

– Молодцы, сливовые мои. Даже у Василисы Премудрой нет таких советников.

6. Игра “Салат” из сказок”.

(Ребятам выдаются карточки с отрывками из сказок. Они их читают и отгадывают).

В стране сказок принято угощать гостей, но не просто салом со сгущенкой, а салатом из сказок.

Как в любом салате, в нем много разных частей – сказочных историй. Когда они все перемешались, появилась новая сказка. Определите, из каких сказок она составлена. Руку первый подними и “смешарик” получи!

1 карточка. “Жила-была девочка, у которой были такие маленькие, изящные ножки, что она то и дело теряла одну из своих туфелек”. (Золушка).

2 карточка. “И вот однажды девочка нашла в саду бутылочку, на которой не было написано слово “яд”, она выпила ее, и стала стремительно уменьшаться”. (Алиса в стране чудес).

3 карточка. “Но так как девочка была сейчас ростом всего с дюйм, она села на большой лист и поплыла по речке, которая на самом деле-то была маленьким ручейком”. (Дюймовочка).

4 карточка. “И вот показался старый замок, двор которого был полон крыс. Наша героиня при помощи своей туфельки помогла освободить замок. С изумлением девочка увидела себя прежней; нет, не прежней, а сказочно прекрасной, в белом воздушном платье! (Щелкунчик).

5 карточка. “А рядом с ней на коленях стоял мальчик и выкладывал из кусочков льда слово “вечность”. Она узнала в нем своего друга детства и спасла его от грозной королевы (Снежная королева).

– Хорошо, сладенькие мои. Никак вас мне не сбить с верного пути. Придется звать подмогу.

(На доске висит плакат с изображением 5-тиголового Змея Горыныча, у которого головы на шарнирах)

7. Викторина “Угадайте автора объявления”

– Думаю, все вы узнали моего дружка и главного помощника. Змей Горыныч бросает вызов богатырям. Но не спешите демонстрировать свои мускулы. В этом поединке вам понадобится, прежде всего, смекалка! Ответить на вопрос – отрубить Горынычу голову.

– Угадайте автора объявления:

(Объявления лежат в кармашках у Змея Горыныча)

“Туристическая фирма “Дремучий лес” предлагает вам шикарный отдых. Бревенчатая изба приютит вас после прогулки по лесу.Вы можете получить клубок-путеводитель для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме” (Баба Яга)

“Клуб “Садоводы-любители” приглашает спонсоров посетить смотр-конкурс “Суперовощи”. Вы сможете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию овощей в особо крупных размерах” (Дедка, бабка, Жучка и внучка)

“Клуб “Рыболов-любитель” обучает ловле особо ценных щук с целью исполнения желаний. В состав клуба входит один рыбак, готовый за доступную плату поделиться опытом” (Емеля)

“Срочно требуется телохранитель для соблазнительного, но слабого (потому что съедобного) любителя лесных прогулок. Оплата – песнями” (Колобок)

“Опытный суперагент фирмы “Вихрь” в рекордно короткие сроки доставит вам воздушным путем вашу или чужую невесту. За неточность доставки особо красивых невест ответственности не несу” (Змей Горыныч)

8. Сочинение сказки по карточкам Проппа.

– Ой, смекалистый народ.
Знают всех наперечет.
Чтоб нам сегодня не тужить,
Пора и сказочку сложить.
Свечка загорается,
Сказка начинается!

– А сейчас и я вам пригожусь, и вот эти волшебные карты. (Детям раздаются карточки Проппа)

(Ведущий начинает сказку и помогает в дальнейшем)

– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич со своей молодой женой. И все у них было хорошо, пока не собрался Иван-царевич…

– Карточка “Герой покидает дом”.

– А в это время налетел…

– Карточка “Вредительство, Подвох”.

– Вернулся Иван-царевич домой, а там его никто не ждет. И собрался он тогда в путь-дорогу в тридевятое царство тридесятое государство на поиски своей молодой жены. Долго ли коротко ли, а встретился ему на пути…

– Карточка “Даритель испытывает героя”.

– Карточка “Получение волшебного средства”.

– Иван-царевич, немедля ни минуты, пошел дальше. Быстро сказка сказывается, да долго дело делается, но, наконец, добрался он до…

– Карточка “Герой и враг вступают в борьбу”.

– Карточка “ Враг побежден”.

– Иван-царевич и его молодая жена вернулись в свое царство-государство и зажили долго и счастливо. Вот и сказке – конец, а кто слушал – ….

9. Подведение итогов урока.

Звучит музыка победителей (“Изумрудный город”, вступление)

– Эта музыка говорит нам, ласковые мои, что наши испытания закончились, и вы с честью их все преодолели: вспомнили много сказок, их героев, пополнили музей волшебных вещей и даже сочинили свою сказку.

К сожалению, наше путешествие подошло к концу, и я вас должна покинуть. Но прежде, я хочу поздравить самых активных, самых смелых и веселых участников.

(Награждение победителей, занявших I, II, III места по числу набранных “смешариков”)

– Умные книги вы уважайте,
Сказки и песни всегда сочиняйте.
Постарайтесь не лениться,
Хорошо учиться!
До свидания, до скорых встреч!

(Звучит “Песня про облако”)

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.