logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цель урока: сравнить, как ведут себя герои рассказов Дж.Лондона “Любовь к жизни” и В.Астафьева “Васюткино озеро”, оказавшиеся в экстремальной ситуации, и выяснить, что им помогает выжить.

Ход урока

Оргмомент: разделить учащихся на 5 групп, в каждой группе выбирается координатор, секретарь, выступающий.

Создание проблемной ситуации: Обращаем внимание учащихся на тему урока, записанную на доске, и выясняем, какие ассоциации возникают у них при прочтении темы урока. Ребята предполагают, что разговор будет о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию и, возможно, ему придется бороться за жизнь. Формулируется проблемный вопрос: Что помогает человеку выжить в экстремальной ситуации? Сформулированный вопрос учащиеся записывают в тетрадь, а учитель — на доске.

Работа в группах (открытие новых знаний):

Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 20 минут.

Задание 1 группе

Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа Джека Лондона “Любовь к жизни”, является экстремальной.

Как это произошло?

Какие трудности пришлось преодолеть?

Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.

Задание 2 группе.

Докажите, опираясь на текст, что ситуация, в которую попадает герой рассказа В.Астафьева “Васюткино озеро”, является экстремальной.

Как это произошло?

Какие трудности пришлось преодолеть?

Составьте план “хождения по мукам” героя рассказа.

Задание 3 группе.

Как меняется поведение, настроение. ощущения героя рассказа Дж.Лондона “Любовь к жизни”, попавшего в экстремальную ситуацию?

В какой момент герой понимает, что остался один?

Что чувствует в этот момент?

Какие действия предпринимает герой рассказа, чтобы спастись?

Задание 4 группе.

Как меняется поведение, настроение, ощущения героя рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”, попавшего в экстремальную ситуацию?

В какой момент герой понимает, что остался один?

Что чувствует в этот момент?

Какие действия предпринимает герой рассказа, чтобы спастись?

Какие знания и умения помогают герою?

Задание 5 группе.

Чем похожи и чем отличаются экстремальные ситуации в рассказах Дж. Лондона “Любовь к жизни и В. Астафьева “Васюткино озеро”?

Каков возраст героев рассказов?

Как они попали в экстремальную ситуацию?

Как они себя ведут в сложившейся обстановке?

Как удалось спастись?

Что движет человеком в единоборстве с судьбой?

По истечении 20 минут учащиеся презентуют свою работу, выводы записываются в тетрадь (можно оформить в виде таблицы, приложение): Героями рассказов, попавшими в экстремальную ситуацию, движет любовь к жизни, которая сильнее одиночества, болезни, страха, поэтому в схватке с дикой природой человек побеждает.

Подведение итогов: ребята оценивают работу каждого в группе, заполняя оценочную карту:

Фамилия имя

баллы

примечания

Рефлексия: Что для себя открыли нового, работая на сегодняшнем уроке? О чем заставило задуматься поведение героев? Как вы оцениваете свою работу в группе?

Домашнее задание: творческая работа: Какие уроки жизни можно извлечь из рассказов Дж. Лондона “Любовь к жизни” и В. Астафьева “Васюткино озеро”?

Приложение

План рассказов.

«Любовь к жизни»

 « Васюткино озеро»

 Мытарства героя рассказа

1. «…я вывихнул ногу!»

2.Билл ушел.

3.Он ничего не ел уже два дня,…

ночь у костра.

4.Пустыня не отнимет золота!

6. попытки добыть пищу.

7. Золото брошено.

8. Встреча с медведем.

9. «Наступили страшные дни дождей и снега».

10.Солнце и корабль среди блистающего моря.

11. волк и человек.

12. «Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота».

13.Человек убивает волка.

14 Из последних сил к кораблю.

15 «Его мучил страх, что еды не хватит.»

1.Рассуждения об озерах и названиях.

2. ..Скучное житьё васютки.

3. Поход Васютки в тайгу за орехами

4. потеря затесей после охоты на глухаря.

5.Страх и отчаяние Васютки.

6. Решительные действия по своему спасению.

7.Просвет в пути.

8.Появление бота и возвращение героя домой.

9.Путь к озеру и его освоение.

!0 . Пятнышко на карте- «Васюткино оз.»

2. Докажите, опираясь на текст, что герои рассказов, действительно оказались в экстремальной ситуации? Приведите примеры из текста. Как это произошло?

 « Любовь к жизни»

   « Васюткино озеро»

3. Как постепенно  меняется описание героев, их ощущения..?

  « Любовь к жизни»

   « Васюткино озеро»

«..картина была невеселая»..

«Он выбрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом»…

«..проснулся озябший и больной…»

« ..наступил день – серый день»…

« Мальчик остро почувствовал свое одиночество»…

« ..было жутко..»

«.. показалось, что кто-то страшный рядом…»

«.. Тоска и отчаяние охватило мальчишку»

4. Физическое состояние героев ухудшается, но жажда выжить не оставляет  их, ведь даже природа является их врагом.

  но потом она как будто чувствует, что ничем не возможно сломить этих сильных духом и совершенно разных людей. Природа дает каждому из них шанс:

« Любовь к жизни»

 «Васюткино озеро»

«..появляется солнце, становится тепло..»

 «..человек видит корабль и ползет к нему из последних сил..»

« Васютка увидел озеро проточное…»

«..Енисей..!»

«..мальчик увидел пароход, который проплывал мимо..»

« Под утро он услышал звуки бота. Неужели дождался!»…

5. Докажите примерами из текста , как в честном единоборстве с судьбой человек сумел превозмочь слабость и страх?

6. Что оказывается сильнее смерти?

7. Что помогло героям спастись?

 8. Как вы думаете, что волновало обоих писателей, с какой целью они написали свои рассказы? Как они относились к своим героям?

Вывод: Авторы рассказов восхищаются своими героями, их выносливостью, выдержкой, решительностью.

Памятка

«Как работать в группе»

Распределите обязанности в группах (выберите координатора, выступающего, секретаря)

Внимательно прочитайте задание. Уточните, все ли вам понятно.

Обсудите поставленный вопрос, сформулируйте ответ точно, грамотно и запишите.

При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю.

Будьте уважительны и добры к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.