logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Тип урока: открытие новых знаний

Цель. Познакомить с идейно-художественным своеобразием рассказа Л.Н.Толстого «После бала»; продолжить работу над развитием речи учащихся: формирование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса; способствовать развитию мыслительной деятельности: умение анализировать прозаический текст, сравнивать, обогащать, делать выводы; воспитывать чувство достоинства.

Методы обучения: Частично-поисковый, исследовательский, сравнения.

Ход урока

Мотивация.

–Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами на уроке будем анализировать рассказ Л.Н.Толстого «После бала», который вы должны были прочитать к уроку. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц? (Потому что именно после бала герой принял главное решение в свое жизни)

Постановка цели урока

- Как вы думаете, какова основная идея этого произведения, что хотел до нас, читателей, донести автор, показав этот случай? (Мы пока не можем ответить на эти вопросы)

- Что же нам предстоит сегодня выяснить на уроке? Основная цель нашего урока –        разобраться в том, какую идею хотел донести писатель и какие приемы он использовал для ее раскрытия.

     3. Погружение в анализ.

            - Кто является главным собеседником и о чем он хочет поведать?

        - Как давно происходило событие, о котором хочет рассказать Иван Васильевич? (40 лет назад, автор соединяет прошлое и настоящее героя)

          - Как называется такое построение рассказа? («рассказ в рассказе»)

     4. Работа в группах

Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. 1ая группа- «На балу», 2ая группа – «После бала»

1ая группа- Приятная атмосфера, музыка, располагающая к веселью. Роскошная, богатая обстановка. Светлые тона-цвета чистоты, счастья.

2ая группа – Серое, туманное утро. Темные тона. Музыка, не предвещающая ничего хорошего.

(Автор как бы противопоставляет одну часть рассказа другой)

- Скажите, какой художественный прием использует автор?( Такая резкая противоположность называется контрастом-антитезой)

Словарная работа

Контраст- резко выраженная противоположность.

- А с какой целью использует Толстой в рассказе антитезу? (Контраст помог показать перелом в душе героя)

- Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа

- А сейчас посмотрим описание полковника на балу и после бала.

(На балу- высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец)

( После бала-« статная фигура двигалась рядом с наказываемым»; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте)

- Какое впечатление создается о полковнике на балу и после бала? (На балу создается впечатление как о милом , добром старике, заботливом отце. Вызывает чувство умиления)

(После бала- это был воинский начальник николаевской выправки. Безжалостный , жестокий полковник, уверенный в своей правоте)

-В тексте полковник неоднократно произносит фразу «Надо все по закону». По каким же законам он жил, давайте разберемся.

-На экране вы видите  портрет. Чей это портрет?(Это портрет императора Николая 1.)

-Кого он вам напоминает?(Полковника)

Историческая справка. Период правления императора Николая 1 совпадает с событиями рассказа «После бала». Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли  Николаем Палкиным, уж очень любил наводить «порядок» в стране, применяя шпицрутены. Крепостное право еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина.

-Это же наказание было применено и к татарину.

Наказание шпицрутенами заключалась в том, что солдаты выстраивались в 2 шеренги, образуя «живой коридор». По которому вели осужденного, и каждый из солдат  наносил удар, когда осужденный проходил через строй.

Таковы были законы русской армии. И полковник беспрекословно им подчинялся.

         5. Подведение итогов.

-Ребята, как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? ( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль)

-Значит наш герой  сделал нравственный выбор. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.Он отказался не только от Вареньки, но и от карьеры военного. Почему?( Он увидел, какие беспорядки царят в николаевской армии и что он не в силах этого изменить, он принимает решение отказаться от такой карьеры)

-Скажите, какова же идея рассказа? Против чего протестует автор? ( Л.Н.Толстой протестует против жестокости и унижения достоинства человека)

        6. Рефлексия.

- Вы знаете, что Л.Н. Толстой вел дневниковые записи, записывал мудрые мысли не только свои, но и великих людей. На экране вы видите некоторые из них. Какой афоризм понравился? («Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)

(«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством»)

         7. Домашнее задание.

- Попробуйте составить синквейн: Варенька или полковник»

Напишите эссе «Утро, изменившее жизнь»

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.