logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских; показать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— По каким нравственным законам должен жить человек? (Из «Поучения...»)

Чтение и обсуждение «Поучений», составленных учащимися.

III. Изучение новой темы.

1. Аналитическая беседа по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

— Какой закон нарушил Петр?

— Каково наказание? (Нарушил данное слово, и болезнь возобновилась. «Если же нам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, (клятву давать,) целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу». Из «Поучения...»)

— Что потребовали от Петра бояре? ( «Более же всего чтите гостя... простолюдин ли, или знатный, или посол... (Из «Поучения...»), 1-й абз. снизу Не родом человек славен, а своими делами.)

Задание: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу...» Из «Поучения...».

— Что же случилось с боярами, когда Петр отрекся от престола (княжения)?

— Что можно сказать о характерах главных героев, об их чувствах, судьбе? (В названии «Повести о житии новых муромских святых чудотворцев...» Петр называется благонравным, и преподобным, и достойнейшим похвалы. Петр, узнав о Змии, сразу вызвался помочь брату Павлу. Женился он на Февронии ради мудрости ее. Он «дал ей твердое слово, и выполнил его. А потом любовь к ней заполнила всю его душу и, чтобы не потерять ее, отказался от княжения.

Феврония мудра, умна, бескорыстна. На предложение бояр взять богатства и оставить Петра ответила: «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра». В названии повести Феврония наделяется теми же эпитетами, что и Петр: «благонравная», «преподобная», «достойнейшая похвалы». Петр и Феврония любили детей («чадолюбивые отец и мать», «всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей». Разве не заслужили они всеобщего поклонения? Бог наделил их святостью, а в народе они слыли «новыми муромскими чудотворцами». И покоятся эти чудотворцы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы «внутри града» «на просвещение и во спасение граду тому».)

Вывод. Жизнь Петра и Февронии чистая и светлая, без лести и хитрости, без лукавства и обмана; христианские заветы исполнялись ими; любя друг друга, любили всех равно; сказатель — авторхотел, чтобы герои повести послужили примером в жизни, «в отношении к людям, и тогда они удостоятся божеской милости, благости».

2. Словарная работа.

Чадолюбивые (устар.) — любящие своих детей.

Искони (высок.) — издавна, с незапамятных времен.

Поведать (устар.) — сообщить.

Пронырливый — ловкий, проникающий всюду путем хитрости, ловкости, происков.

Дивиться (прост.) — приходить в удивление.

Наветы (устар.)— клеветы, ложные обвинения.

Блаженный — 1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).

IV. Подведение итогов урока.

— Какой теме посвящена «Повесть...» и какими чувствами пронизан каждый поступок главных героев?

Домашнее задание: приготовиться к выразительному чтению «Повести...» по ролям.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.