logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цель:

познакомить с жизнью и творчеством поэта;

способствовать пробуждению у подростков интереса и любви к поэзии, понимания особенностей художественного, образного отражения жизни в лирике;

воспитывать школьников на примере мужественной жизни и поэзии Мусы Джалиля;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического произведения.

Оборудование: портрет поэта (1906—1944), под портретом два плаката (на одном приведены слова Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 г: «За исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, звание Героя Советского Союза присвоить поэту Мусе Джалилю (Залилову Мусе Мустафовичу) посмертно»; на втором плакате: «Ленинская премия в области литературы за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» присуждена поэту Мусе Джалилю (посмертно)» — 22 апреля 1957 г.), сборники стихотворений Мусы Джалиля.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мероприятие начинается словом учителя о поэте. В Казани, неподалеку от Кремля, где всегда оживленно и многолюдно, стоит памятник человеку, воину, поэту Мусе Джалилю. Замедляется у памятника шаг школьника, ветерана войны, гостей города. Замедляется, чтобы не нарушить той особой торжественности, которая как бы окружает и охраняет памятник. Кто же этот человек, воплощенный скульптором В. Цигалем в бронзе? Чем он снискал уважение людей, их признательность?
Всего 39 лет прожил Муса Джалиль, но сумел оставить о себе добрую память, которая идет от поколения к поколению. Как видим, не количеством прожитых лет значителен человек, а содержанием своей жизни, тем, что он сделал для людей, что им оставил.

Рассказ учеников о Мусе Джалиле.

Муса Джалиль — татарский поэт, который до войны воспевал красоту своего края, свой трудолюбивый народ, свою дочь Чулпан, желая им счастья, мирной жизни. Но 22 июня постучалась в наш дом война. 23 июня Муса Джалиль отнес заявление с просьбой отправить его на фронт. 13 июля он стал рядовым Великой Отечественной. Не только с винтовкой в руке воевал поэт, его оружием по-прежнему оставалось перо. «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, да и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть»,— пишет Муса Джалиль с фронта. Письма с фронта шли до июля 1942, а потом — известие, что Муса пропал без вести. И только в апреле 1945 стали известны факты героической жизни поэта. При подходе к рейхстагу советские воины проникли во двор тюрьмы Моабит. Порыв ветра прибил страничку, на которой прочли запись: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье».

Как впоследствии выяснилось, в июле 1942 г. Муса попал в плен, его переводили из одного лагеря в другой. В августе 1943 г. поэт оказывается в тюрьме, оттуда, и он это знал, выхода нет. Это была тюрьма Моабит. А теперь представьте, что должен испытать человек, у которого отняли все, а главное — надежду, человек с переломанной рукой, с перебитыми и распухшими пальцами, избитый электрическим шнуром и резиновыми шлангами, обреченный на смерть. Какие мысли и чувства одолевали его? Безысходность, безнадежность, отчаяние? Это одно лишь мгновение, а потом — полная уверенность в том, что и здесь, в застенках Моабита, можно и должно быть полезным своей Родине. Он продолжает борьбу с фашизмом оружием песни. В неволе, далеко от Родины, рождается сборник стихов «Моабитская тетрадь» — свидетельство величия духа советского человека. Когда читаешь стихи сборника, каждому слову веришь, потому что хорошо осознаешь, что человек, ежедневно смотрящий смерти в глаза, не будет лукавить, каждое слово поэта взвешено и проверено, любовь к Родине выстрадана в бою, в сражении. Вот почему особо волнуют стихи Мусы Джалиля.

Чтение стихотворения Мусы Джалиля «Другу».

Беседа. Анализ изобразительно-выразительных средств, художественных приемов.

Конкурс на лучшее чтение стихов Джалиля.

Звучат стихи «Моей дочери Чулпан», «Мои песни», «Последняя песня», «Один совет» и др.

Выявляется лучший чтец.

Беседа по прочитанным стихам.

Стихотворение «Моей дочери... Чулпан».

Стихотворение посвящено дочери, оно очень личностное, потому что здесь переданы сокровенные мысли, чувства отца, уходящего на фронт. Найдите, где и как передаются эти мысли и чувства героя.

Ученики читают стихотворение от слов:
Но фашист наше счастье не отберет,
Я затем и ринулся в бой...

до слов:

Я отдам тебе трепет своей любви,
Чтоб спокойно спать под землей.

Можем ли мы утверждать, что эти мысли, чувства присущи только автору стихотворения?Конечно же, нет. Это мысли и чувства многих отцов, ушедших на фронт защищать счастье и покой своих детей. Под этими строками мог подписаться каждый, кто приближал День Победы. (Для лирического произведения характерно обобщение, поскольку поэт стремится передать в своих переживаниях то, что волнует многих людей.)

Несмотря на трагическую судьбу поэта — плен, нечеловеческие пытки, ожидание казни, его стихи по своей тональности оптимистичны, автор верит в победу, в правое дело. Эта вера давала силы Джалилю.

Как вы думаете, нужна ли людям поэзия во время войны? Какое значение она имеет? В каком стихотворении автор размышляет над этим вопросом?

В стихотворении «Песни мои»:

Слов родных кружащаяся вьюга,
Ты мне больше жизни дорога.
Нежной песней — утешал я друга,
Грозной песней — побеждал врага.

Разве можно песней победить врага?Конечно же, можно. Поэзия Мусы Джалиля объединяла всех людей в едином порыве борьбы против фашизма, она была своеобразным призывом не жалеть своей жизни ради победы, носила агитационный и мобилизующий характер. И в этом смысле советская поэзия была в годы войны грозным оружием для врагов.

В каком стихотворении Джалиля звучит наказ будущим поколениям — как жить?

В стихотворении «Один совет» мы читаем:

Жить бесполезно — лучше уж не жить.
На ровном месте кочкою служить.
Свети потомкам нашим, как маяк,
Свети как человек, а не светляк.

Находясь в лагере смерти, Муса Джалиль подавляет мысль о ней, он думает о будущем, и в этом светлом будущем, по его глубокому убеждению, должны жить красивые, духовно богатые, достойные люди.

Подумайте, почему мы верим каждому слову Мусы Джалиля, что придает им особую достоверность.

Стихи Джалиля похожи на исповедь человека, которому выпала трудная судьба. Они очень лиричны, личностны. Автор делает читателя свидетелем огромной внутренней работы своей души.

Подведение итогов. Обобщение.

Чем вас взволновали личность и поэзия Мусы Джалиля?

Следует подвести учеников к выводу, что личность гражданина, патриота Мусы Джалиля и его поэзия мужества — неделимое целое.

Предложим ребятам еще раз всмотреться в лицо Мусы Джалиля, Мужественное, уверенное, лицо настоящего мужчины, воина, который прожил всего лишь 39 лет. До обидного мало было в его жизни соловьиного пения, майского солнца. Но этот человек сам сделал свою судьбу, его воинский и поэтический подвиг увековечены. Муса Джалиль – один из тех, кому отлиты памятники в бронзе и песне, в стихах, книгах за то, что своей короткой жизнью он показал великое предназначение человека на земле.

Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, продолжает жить в сердцах людей...

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.