logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели урока.

Раскрыть место образа Евгения Базарова в развитии литературного процесса второй половины XIX века. Показать многообразие мнений русской критической мысли о роли литературного типа, его влиянии на формирование мировоззрения молодого поколения.

Отрабатывать умения и закреплять навыки работы с критической статьей.

Совершенствовать навыки ораторского искусства, формировать собственное мнение, собственную позицию.

Форма занятия: суд над литературным героем.

Участники процесса: судья, прокурор, присяжные заседатели, адвокат, обвиняемый, свидетели (роли распределяются между учащимися, которые тщательно готовятся к процессу).

Ведет процесс судья, он направляет всю работу, предоставляет слово, следит за порядком в зале (классе).

I. Слово учителя.

Появление романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” вызвало огромный успех среди всех слоев русского читающего общества. Книга была обсуждена всеми – от революционных кругов до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Журнальная критика своей изумительной противоречивостью по отношению к главному герою вводила читателя в недоумение. Наша задача - во время импровизированного процесса сформировать собственную точку зрения на роль и значение образа Базарова.

II. Суд.

1. Судья:

- Слушается дело Базарова Евгения Васильевича, который обвиняется в том, что распространением своих идейных убеждений посягнул на устои государственного строя; а также пренебрежительным отношением к “отцам”, старшему поколению, неверием в дружбу, любовь, отрицанием искусства, природы как источника наслаждения будоражит общественное мнение, отрицательно воздействует на формирование мировоззрения молодого поколения. Кто он, Базаров? Идеальный герой или нравственный калека? Достоин подражания или осуждения? Цельная, сильная личность или “Асмодей своего времени”?

Слово для обвинения предоставляется прокурору.

(Вся обвинительная речь строится на основе статьи М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени” (ж-л “Современник”, 1862 г., № 3.) Выступающий выбирает материал, характеризующий героя с отрицательной стороны).

2. Прокурор.

- Базаров “есть существо беззащитное и безответное…”.

- “Человек не глупый, - напротив, очень способный и даровитый, … много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму”.

- “О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей”.

- “Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит”.

- “…подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенные чувства он убивает своей презрительной насмешкой…”.

- “Женщина, добрая и возвышенная по натуре, сначала увлекается им; но потом…с ужасом и омерзением от него отворачивается, отплевывается и “обтирается платком” и т.д.

3. Слово предоставляется свидетелям.

А) Критик Страхов Н.Н. (выступление строится на основе статьи “И.С.Тургенев. “Отцы и дети”; журнал “Время”, 1862, №4. Основное внимание выступающий сосредотачивает на типичности черт Е.Базарова, любуется им, ему герой нравится).

- “Напрасные обвинения! …Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом”.

- Его речь отличается простотою, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом. …он всех легче сближается с народом, всех лучше умеет держать себя с ним.

- “…первое сильное лицо, первый сильный характер…”.

- “Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова”.

- “Базаров человек вполне живой…Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно”.

- “… к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредоточивает на себе ни одно из действующих лиц романа… мать и отец вспоминают и молятся о нем с бесконечной и невыразимой нежностью; …Катя и Аркадий чокаются “в память Базарова”.

- “Базаров головою выше всех других лиц…”.

- “…любовь (Базарова и Одинцовой) вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, …неотразимо хватающие за душу” и т.д.

Б) Выступает поэт-сатирик Д. Минаева со стихотворением “Отцы и дети”.

В) Слово предоставляется автору романа “Отцы и дети” И.С. Тургеневу.

Выступление строится на основе статьи “По поводу отцов и детей” и направлено в защиту обвиняемого. В разделе “Документы свидетельствуют” автор представляет “Письмо К.К. Случевскому, 14 (26) апреля 1862 г.”, фрагменты кинофильма “Базаров и Кирсанов”, “Смерть Базарова”.

Г) От читателей выступают 2-3 человека.

Выступления должны носить характер публицистической убежденности. Выступающие выражают свое мнение ”за” и ’’против” Базарова, аргументируют наблюдения.

4. Слово для защиты предоставляется адвокату.

(Речь должна быть яркой, эмоциональной, она строится на тезисах статьи Д. Писарева “Базаров”).

- “Тургенев… вдумался в этот типии и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов”.

- “…у Базарова есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”.

- “…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким”.

- “Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения”.

-  “…в этих людях таятся колоссальные силы”.

- “Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу…”.

- “Базаров – человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально”.

- “Базаров не фразер… В Базарове есть сила, самостоятельность, энергия, которой не бывает у фразеров и подражателей”.

- “…смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера” и т.д.

5. Последнее слово предоставляется обвиняемому Е.Базарову.

Выступает ученик, который глубоко понял натуру Базарова, симпатизирует ему.

6. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Во время перерыва возможен обмен мнениями тех, кто присутствовал на процессе.

7. Оглашается приговор суда.

Судья.

Суд решил:

- оправдать Евгения Базарова за отсутствием всякого рода преступления;

- признать тип литературного героя нужным современному читателю;

- утвердить “высокое предназначение Базарова и его героической судьбы для жизни бесконечной”;

- взять на вооружение жизни каждого молодого человека нравственные уроки, преподнесенные Базаровым:

а) самоограничение и самоотдачу героя;

б) страстность и убежденность натуры борца;

в) единство слова и дела;

г) презрение к фразерству;

д) работоспособность, стремление к знаниям, поклонение уму;

е) проявление мужества, сильной воли в трагические моменты жизни.

III. Заключительное слово учителя

IV. Итоги урока

V. Домашнее задание.

Написать репортаж из зала суда по теме: “Базаров: за и против”.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.