logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями описания местности;

Ввести в речь учащихся искусствоведческие термины: пленэр, тон, тональность, оттенок, полутон, полутень;

Дать понятие о пейзажном настроении картины;

Активизировать в речи употребление выразительных средств языка;

Воспитать эстетическое восприятие произведения искусства и прекрасное в жизни.

Оборудование урока: портрет В.Г. Цыплакова, репродукция картин “Мороз и солнце”, “Церковь Благовещения в Борисоглебске”, “Ленин в Смольном” и другие пейзажи.

Методические приемы: лекция о художнике, аналитическая беседа по содержанию картины, работа со словарями, подбор выразительных средств, описание картины.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1) Приветствие и вступительное слово учителя

2) Объявление темы и целей урока

2. Изучение новой темы

1) Лекция

2) Вопрос к учащимся

3) Рекомендация учителя

4) Работа по картине «Мороз и солнце». Слово учителя

5)Аналитическая беседа

6) Словарная работа

7)Особенности работы над картиной: передний план, задний план картины

8) Составление таблицы для подбора материала к микротемам

9) Слово учителя: введение понятия о движении в картине

10) Слово учителя: введение понятия пейзажное настроение

11) Слово учителя: введение понятия пленэрная живопись

12) Слово учителя: составление плана сочинения

3. Закрепление. Слово учителя

4.Подведение итогов, выставление отметок

5. Домашнее задание

Ребята, мы сегодня познакомимся с картиной Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце», увидим прекрасное. А красота, прекрасное воздействуют на нас, создают хорошее настроение, радостные чувства.

Ребята, внимательно прослушайте лекцию о художнике, делайте записи, конспектируйте в тетради. Эти записи вам пригодятся при написании вступления.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в Москве в 1915 году в простой крестьянской семье. Он народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии СССР, профессор. Вошел в историю искусства как мастер больших тематических картин: «А.М. Горький на Волге», «В.И. Ленин с крестьянами». Несмотря на достаточно широкое признание, его творчество не находило серьезного отклика в работах по истории советского искусства. Положение изменилось только в 1986 году, когда прошла большая персональная выставка его работ в Академии художеств. Эта выставка стала подлинным новым открытием художника, но, к сожалению, сам художник так ее и не увидел. У него много портретных образов крестьян: «Весенний день», «После трудового дня», много работал с натуры (террасы с разными видами – в сад, на улицу, в лес). Очень интересны весенние пейзажи «Последний снег», «Снег сошел», в которых передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Образ укрывающего землю снежного покрова связан с храмами: «Собор Рождества Богоматери в Суздале», «Церковь Благовещения в Борисоглебске». Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ «поющего» солнца («Мороз и солнце»). Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: «Последние дни осени», «Зимушка-зима», «Март-бокогрей». В зимних пейзажах обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника – разнообразная кладка красочного слоя то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд «Мороз и солнце», который ныне находится в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И. Грабаря. Смысл своей деятельности он видел в том, чтобы продолжались традиции лучшей в мире реалистической школы.

Ребята, какое вступление можно написать из прослушанной лекции?

Ребята, у вас получились хорошие вступления. Готовясь к уроку, в упражнении № 74 вы прочитали возможное вступление, предложенное авторами учебника. Прочтите его. В своем сочинении вы можете использовать наиболее понравившийся вариант.

Перед вами одна из самых сказочно красивых картин художника, которая восхищает и умиляет. Эта картина называется «Мороз и солнце».

Что вы видите на этой картине?

Какие чувства она у вас вызывает?

Какова основная тема картины?

У вас не возникло желание продолжить название картины стихотворными строками? Кто написал это стихотворение?

В лекции вы услышали, что Цыплакову понятен образ «поющего» солнца. Каким вы увидели образы мороза и солнца?

Прежде чем перейти к более детальному описанию картины, давайте вспомним какой стиль, тип речи, жанр вы будете использовать в работе?

Какие выразительные средства языка наиболее уместны при описании картины?

Познакомимся с терминами, которые понадобятся в работе:

Тональность – преобладающее сочетание тонов в картине;

Тон – характер, оттенок красок цвета по яркости и колориту;

Полутон – переход от светлого, яркого цвета к темному;

Оттенок – разновидность одного и того же цвета;

Полутень – слабая прозрачная тень.

А что изображено на переднем плане?

А что вы видите на заднем плане?

Для описания картины нам нужно определить микротемы. Какие образы вы увидели? (При подборе тональности картины вы можете использовать словарь синонимов).

Ребята, сейчас мы с вами нарисуем таблицу, где будем подбирать к микротемам рабочий материал

Образы

Как и какими красками показал их художник?

Образ солнца

Образ мороза

Образ снега

Образ неба

Образ воздуха

Образ дороги

Образ деревьев

Розоватый оттенок снега в тени, слабая полутень. Розоватый цвет окутал  деревья, небо

Сильный  обжигающий мороз, красные щеки мужиков, пар, застывающий от дыхания, мороз не дает стоять, щиплет, кусает. Художник использует оттенки белого цвета и полутона от голубого до темно-голубого

Оттенок от седого до сиреневатого цвета, в тени до темно-розового, вдали белоснежный

Снежное, на горизонте блекло-голубое, размытое, переходящее в голубой

Морозный, застывший от сильного холода, воздух чистый, прозрачный

Узкая санная колея, сворачивающая круто вправо, уходящая вниз

Заиндевевшие, воздушные, сиреневатые, царственные, словно невесты, принарядились в белое одеяние

День великолепен! Морозный воздух бодрит. Но не все застыло от мороза. Что показал художник в движении?

Художник использует движение как элемент композиции. Для чего оно нужно?

Перед нами особый пейзаж, который создает определенное настроение. Пейзаж можно рассматривать как образ природы, но и как выражение душевного состояния. Именно такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Какое настроение вызвала эта картина у вас?

Какая тональность картины?

Какой тон картины?

Существует еще один термин, который называется пленэрная живопись. Этот термин означает живопись на открытом воздухе (в противоположность к живописи в мастерской).

Пленэрная живопись стремится к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки света, непосредственно наблюдаемые в природе.

Можно ли назвать эту картину пленэрной живописью? Докажите.

Как решается воздушная перспектива?

Используется ли в картине полутень?

Где используется полутон?

Какой вывод можно сделать?

Ребята, для того чтобы написать сочинение, нам нужно составить план.

Примерный план сочинения: (приложение 2)

Мы с вами собрали материал для описания картины. Постарайтесь в своей работе использовать все виды сложносочиненных предложений. А сейчас мы составим описание картины по микротемам:

1-ый ряд описывают образы солнца и мороза;

2-ой ряд – образы дороги, деревьев и снега;

3-ий ряд – образы неба и воздуха

Понравился ли вам урок? Чем? Что нового для себя вы узнали? По прослушанным микротемам я могу сделать вывод, что вам понятна тема картины и вы напишете хорошее сочинение

Написать сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»

Цыплаков – художник-реалист. Он писал картины на историко-революционные темы, портреты, храмы, пейзажи. Художником написаны весенние, осенние, зимние этюды, среди которых картина «Мороз и солнце».

Я довольно рано проснулся(лась). В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку…

Обыкновенный деревенский пейзаж. Слева дома, в центре дорога, уходящая вправо. Очень морозный солнечный день.

На душе становится радостно, поднимается настроение, когда видишь такой великолепный зимний день.

Красота морозного зимнего дня.

Стихотворение «Мороз и солнце: день чудесный…» написал А.С. Пушкин (чтение стихотворения).

Я вижу красивые, разрисованные инеем деревья, раскрасневшиеся от мороза лица мужиков; розоватый свет, разливающийся вокруг.

Стиль – художественный, тип речи – описание, жанр – эпический (сочинение-описание).

Эпитеты, сравнения, олицетворения.

Запись в тетрадях значения терминов.

Дорога, превратившаяся в глубокую колею, на ней видна солома; слева видны ярко освещенные дома.

Деревья, покрытые инеем; вдали темнеет лес, затем белая земля, сливающаяся с небом.

Образы мороза, солнца, дороги, снега, неба, воздуха.

Учащиеся рисуют таблицу, подбирают оттенки голубого, розового и белого цветов по словарю и записывают в тетрадь.

Художник показал быстро едущих коней. Они спешат домой, а седок, стоя, подгоняет коня, размахивая вожжами. Морозный день заставляет ехать быстрее

Изображенное в картине как бы оживает, все естественно, как в жизни

Картина вызывает радостное настроение, становится приятно в душе от такой красоты. Хочется петь, читать стихи…

В картине преобладают оттенки белого, бледно-голубого и золотисто-розового цветов.

Чаще всего используются краски от белоснежного до седоватого тона и белого, переходящего в голубой и розовый тона.

Да, эту картину можно назвать пленэрной живописью. Мы видим деревья, которые стоят в белом одеянии, словно невесты. Кажется, что можно различить каждую снежинку, каждый ее узор. Очень точно и красиво изобразил художник белый наряд деревьев.

Снег в картине изображен естественно. Этот блеск и сияние до того ярки, что ослепляют взор.

На картине мы видим, как изменяется светотень и цвета на расстоянии. Чем больше расстояние до предмета, тем слабее его окраска.

Да. Мы видим ее в отражении тени от столба, стоящего у дороги, тени от едущих коней…

Полутон используется в изображении белого снега, лежащего на земле недалеко от дороги. А в колее он переходит в темно-голубой цвет.

Картина действительно является пленэрной живописью. Она написана с натуры, где чувствуется и дыхание, и отражение солнечного света и теней. Все цвета естественны для морозного зимнего дня.

Составляют сложный план и записывают в тетрадь

Чтение микротем сочинения: солнце уже встало, и оно светит очень ярко, отражается розоватыми тонами на снегу, а небо кажется розово-золотистым. Нежный розовый тон окутал не только снежную землю, но и воздух, кусты. Это, действительно, поющее солнце!

Мороз принарядил в серебристое одеяние деревья, землю. Кажется, что различаешь каждую снежинку на деревьях. В такой солнечный морозный день мужик лихо подгоняет коня, который едет быстро

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.