logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели:

Познакомить учащихся с поэзией Ф.И.Тютчева;

Развивать культуру речи и культуру мышления;

Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи.

Словарная работа: сопереживание, личность, художественный образ, антитеза…

Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, репродукции картин, сборник инструментальной музыки, учебник “Литература” под ред. В.Я.Коровиной.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Реализация домашнего задания.

Чтение по ролям рассказа А.п.Чехова “Лошадиная фамилия”.

III. Актуализация знаний.

- Что такое лирика?
- Чем поэзия отличается от лирики?
- Давайте настроимся на лирическую волну – послушаем музыку
- Какая связь между музыкой и поэзией?
- Какое настроение у вас вызвала прослушанная музыка? Почему?
- О чем она? Что вы себе представили , когда слушали музыку?

IV. Страницы биографии Ф. И. Тютчева.

1. Рассказывает подготовленный ученик.
2. Беседа.

- Человек и личность – это одно и то же?
- Как понимать такое признание: “Я читаю Ф.И.Тютчева. Не просто читаю хорошие стихи, а стараюсь уловить что-то таинственное, едва осязаемое. Что же я ищу? Может хочу понять силу души человечества? Человечество начинается с человека. Человек с личности. Може я поражен личностью Тютчева?”

V. Стихотворение “Неохотно и несмело...”

1. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учителем.

- Какие картины из жизни природы рисует поэт?

2. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учениками.

3. Анализ стихотворения.

- Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении “Неохотно и несмело...”? Какими словами передаёт он изменения в природе?

Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”. Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Учитель подчеркнёт, что это перечисление явлений именно точное, описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.

- Найдите олицетворения. Какова их роль?

Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно “смотрит на поля” “неохотно и несмело”, в конце “взглянуло // Исподлобья на поля”. Земля сначала “принахмурилась” и после сердитых и смелых громовых раскатов “вся смятенная земля” потонула в сиянии.

Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.

- Какие эпитеты, сравнения передают одухотворенность природы?
- Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.
- В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой?

Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...

И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Тютчев родился в 1803 году в имении Тютчевых селе Овстуге на Брянщине. После окончания Московского университета Ф.И. Тютчев почти двадцать лет служил в русской дипломатической миссии за границей, в Мюнхене и Турине. В Россию он вернулся только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение “Неохотно и несмело...” написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.

4. Работа с репродукциями картин

VI. Стихотворение “Листья”: листья — символический образ яркой, но краткой жизни.

1. Чтение стихотворения “Листья” подготовленным учеником.

Это стихотворение дети уже учили наизусть в курсе начальной школы, поэтому остановимся на выявлении антитезы и озвучим главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.

2. Самостоятельная работа.

Задания для двух вариантов:

- выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении;
- выписать глаголы, сделать вывод о том, какую роль играют глаголы в этом стихотворении.

3. Словарная работа.

Зефuры – легкие, теплые ветры.
Буйные ветры – сильные, стремительные ветры.
С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать).

4. Выразительное чтение.

Завершая работу, предложим определить размер в этом стихотворении. Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм.

VII. Итог урока.

- Сейчас я предлагаю послушать 2 отрывка из музыкальных произведений. Определите, какой из отрывков похож на стихотворение “Листья”, а какой –на стихотворение “Неохотно и несмело”. Почему?

- Чем отличаются стихотворения Ф.И.Тютчева от стихотворений других поэтов?

VIII. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева “Неохотно и несмело”

Выполнить устно 1-е задание рубрики “Совершенствуйте свою речь” (с. 215, ч. 1) .

Индивидуальное задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила...”, “Еще майская ночь”.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.