logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели: сопоставление стихотворений “Пророк” А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова по различным критериям (время написания, общий пафос стихотворения, особенности развития авторской идеи, художественные особенности);

развитие логических общеучебных навыков (выявление различий при сравнении объектов и выделение общих свойств в рассматриваемых объектах);

воспитание активной жизненной позиции, ответственности за свои дела и поступки, уважения к труду поэта и писателя.

Оборудование: тексты стихотворений “Пророк” А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова; таблица для сопоставления стихотворений по различным критериям; презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.

План урока

1. Оргмомент.
2. Определение целей урока.
3. Краткая история возникновения идеи стихотворения “Пророк”.
4. Сопоставительный анализ стихотворений.

4.1 Разбор критериев сопоставления стихотворений.
4.2 Работа с текстами стихотворений (по группам).
4.3 Сообщение результатов работы, их фиксация в таблице.
4.4 Выводы.

5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.

Ход урока

И услышал я голос Господа, говорящего:
кого мне послать? И кто пойдет для Нас?
И я сказал: вот я, пошли меня.

Книга Пророка Исаии, 6-8.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Презентация

Деятельность № 1

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Деятельность № 1

Ученики отвечают на приветствие учителя, приводят в порядок учебные пособия.

Деятельность № 2

Учитель объявляет тему урока, просит записать ее в рабочую тетрадь, комментирует ее, предлагает ученикам сформулировать цели урока.

“…Глаголом жги сердца людей…” - всем известны эти строки из стихотворения А.С.Пушкина “Пророк”. Какая тема нашла в нем воплощение?”

“Тема назначения поэта и поэзии – сквозная в русской поэзии. Наверное, ни один автор не обошел ее своим вниманием. Когда же в русской поэзии появляется сразу несколько стихотворений с одним названием – это свидетельство значимости темы, нашедшей в них воплощение.

Итак, перед нами три стихотворения с одним заглавием – “Пророк”. Тема урока предполагает их сопоставительный анализ. Давайте попробуем определить цели нашего урока.”

Деятельность № 2

Ученики записывают в рабочую тетрадь дату, тему урока.

Они дают ответ на вопрос учителя: “В стихотворении нашла воплощение тема назначения поэта в обществе”.

Ученики обдумывают формулировку целей урока, предлагают свои варианты, с помощью учителя приходят к окончательному решению

Слайд № 1

Тема урока

Слайд № 2

Цели урока

Деятельность № 3

Учитель побуждает школьников поразмышлять над выбором заглавия стихотворения – “Пророк”, обращается к словам эпиграфа к уроку. Можно заранее поручить одному ученику подготовить небольшое сообщение о содержании 6-й главы Книги Пророка Исаии, которая послужила основой для создания стихотворения А.С.Пушкина.

“Заглавие “Пророк” заставляет нас обратиться к духовной, религиозной сфере. Почему же Пушкин избирает это название, чтобы показать роль поэта в обществе? Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку (зачитать). Давайте вспомним содержание фрагмента из Библии, который лег в основу стихотворения Пушкина – главы 6-й Книги Пророка Исаии”

Деятельность № 3

Ученик, подготовивший сообщение о содержании 6-й главы Книги Пророка Исаии, отмечает, какие детали библейского сказания отразились в стихотворении: образы шестикрылых Серафимов, горящий уголь (только здесь он касается им уст будущего пророка, а не вкладывает уголь в грудь вместо сердца). Бог предупреждает пророка о трудности избранного им пути и о непонимании его людьми.

(“Книга Пророка Исаии, глава 6-я”)

Слайд № 3

Художественные изображения Пророка Исаии, фрагменты главы 6-й его Книги.

Деятельность № 4

Учитель обращает внимание учеников на раздаточный материал, лежащий на столе у каждого: тексты стихотворений и таблицы, где представлены критерии сопоставления стихотворений.

Вначале ученикам предлагается подумать, с какой целью в таблице указана дата написания каждого стихотворения.

Деятельность № 4

Ученики рассматривают раздаточный материал, знакомятся с критериями сопоставления стихотворений. Они выдвигают предположение, что дата написания указывает на конкретный исторический период, и в связи с этим можно сделать вывод, какие мысли и чувства одолевали поэта в момент написания стихотворения.

Слайд № 4

Критерии сопоставления стихотворений.

Деятельность № 5

Учитель предлагает ученикам поделиться на три группы и провести сопоставительный анализ стихотворений по трем критериям:

1-я группа – 1 и 2;
2-я группа – 3 и 4;
3-я группа – 5 и 6.

7-й критерий – смысл финала – предлагается рассмотреть сообща.

Работать можно в парах. Результаты анализа записывать в таблицу.

Деятельность № 5

Ученики делятся на три группы и производят сопоставительный анализ стихотворений по указанным критериям, записывая в таблицу результаты наблюдений. Впоследствии эта таблица вклеивается в рабочую тетрадь.

Слайд № 5

Портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова.

Деятельность № 6

Учитель предлагает ребятам поделиться результатами наблюдений.

Деятельность № 6

Представитель от каждой группы зачитывает результаты анализа. Ученики, входящие в состав других групп, заполняют пустые ячейки в своей таблице.

Слайд № 5

Отдельные фрагменты таблицы.

Деятельность № 7

Учитель предлагает ученикам сделать выводы: какая связь выстраивается между рассмотренными стихотворениями? В чем особенности отражения в них миссии поэта-пророка?

Обратить внимание на то, что стихотворение Некрасова содержит посвящение Н.Г., т.е. Н.Г.Чернышевскому.

Деятельность № 7

Ученики по результатам своего исследования делают выводы: идея о назначении пророка в обществе пришла из древних времен и остается неизменной по своей сути, но в то же время каждый исторический период заставляет поэта обратиться к своей интерпретации образа пророка: оптимизм пушкинского “Пророка”, пессимизм стихотворения Лермонтова, вызванный спадом общественной активности в эпоху 30-х годов, общей атмосферой разочарования и социальной депрессии. Стихотворение Некрасова обращено уже не просто к поэту или писателю, а к общественному деятелю, отсюда и посвящение Чернышевскому.

Слайд № 6

Иллюстрации к стихотворениям “Пророк”.

Деятельность № 8

Учитель предлагает ученикам подвести итоги урока. Все ли поставленные цели были реализованы?

Деятельность № 8

Ученики подводят итоги, оценивают, насколько полно были реализованы цели урока.

Деятельность № 9

Учитель предлагает ученикам следующее домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему “Каким я представляю поэта-пророка наших дней?”

Деятельность № 9

Ученики записывают домашнее задание, при необходимости задают учителю уточняющие вопросы.

Слайд № 7

Содержание домашнего задания.

Деятельность № 10

В конце урока учитель предлагает ученикам провести рефлексию своей деятельности, воспользовавшись опорными фразами, которые представлены на слайде.

Деятельность № 10

Обсуждаем результаты урока в малых группах (3-4 человека). 1-2 минуты на обсуждение, и один человек от группы дает ответ, воспользовавшись одной из фраз.

Слайд № 8

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Приложение

Критерии сопоставления

А.С.Пушкин (1799 – 1837)

М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841)

Н.А.Некрасов (1821 – 1877)

Год создания стихотворения

1826 г.

1841 г.

1874 г.

Миссия пророка (цитата)

«Глаголом жги сердца людей»

«Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья»

«Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других!»

Высшее повеление (кто дает поэту пророческий дар)

«И бога глас ко мне воззвал…»

«С тех пор как вечный судия                                                

Мне дал всеведенье пророка…»

«Его послал бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе»

От чьего лица ведется речь в стихотворении?

От лица поэта-пророка (1-е лицо).

От лица поэта-пророка (1-е лицо).

От лица лирического героя, оценивающего роль пророка в обществе.

Чей голос слышен в стихотворении? (Кому принадлежит прямая речь?)

«…Бога глас…»

«…старцы детям говорят…»

Слова обывателя

Противопоставленные им слова поэта

Особенности лексики

Церковнославянизмы, общеупотребительные слова, нет ни одного слова, относящегося к разговорному стилю.

В большей степени общеупотребительные слова, меньше церковнославянизмов.

Общеупотребительные слова, присутствует общественно-значимая лексика (жертвуя, помыслы).

Ведущий эмоциональный настрой (пафос)

Торжествующий, жизнеутверждающий. Через боль и страдания – к новой жизни.

Пессимизм, отсутствие надежды. Несмотря на это, пророк остается верен своим идеалам.

Жизнеутверждающий. Как бы ни сложилась жизнь пророка, она не была напрасной.

Смысл финала

Поэт получает от Бога пророческий дар и отправляется к людям, чтобы нести им истину.

Пророк несет людям истину, но в ответ получает лишь ненависть и презрение. Он не находит места в обществе людей.

Гибель поэта-пророка предопределена, но она не будет напрасной.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.