logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к литературе.

Задачи:

1) поощрять добросовестное отношение учащихся к чтению художественных произведений;

2)  учить культуре общения, сотрудничества, культуре поведения в школе и общественных местах, культуре речи;

3)  развивать познавательные и творческие способности детей;

4) воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, организованности, самостоятельности, инициативу учащихся через активное привлечение детей общественной работе, подготовке классных и школьных мероприятий.

В литературной игре принимают участие четыре команды, состоящие из шести человек. К игре учащиеся получают домашнее задание:

1) составить по тексту повести словарь устаревших слов, оформить его;

2) нарисовать иллюстрацию к произведению, подготовить защиту работы;

3) выучить наизусть отрывок из повести (100 слов), подготовить выразительное чтение.

Ход игры

«Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин», - так писал Александр Александрович Блок, великий русский поэт. Трудно не согласиться с этим высказыванием.

Судьба Пушкина была трагической, но гений поэта – праздничный, солнечный – озаряет жизнь многих поколений, даруя гармонию.

Настоящая игра позволит ещё раз соприкоснуться с этим «весёлым», «лёгким именем» - Пушкин, испить из живительного источника его творчества.

Чтобы выполнить конкурсные задания, ребятам придётся не только продемонстрировать непосредственное знание текстуального материала, но и проявить творческую активность, находчивость.

Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений Пушкина. С одной стороны, это произведение читается легко и, кажется простым и понятным. С другой – это одно из самых загадочных произведений, которое до сих пор рождает споры. А я бы ещё раз обратила ваше внимание, что для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. И дата символическая – 25-летие Царскосельского лицея. Может быть, именно поэтому многие исследователи называют повесть «Капитанская дочка» духовным завещанием великого поэта. Отнесёмся внимательнее к этому замечательному произведению.

В состязаниях примут участие четыре команды.

В жюри войдут…

1) Блиц-опрос  

Насколько внимательными были вы, читая текст повести, подскажет участие в первом конкурсе. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает ответ на вопрос, он переходит другой команде.

1. Чем наградил Петруша Гринёв своего случайного вожатого?   (Заячьим тулупом)

2. За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость?   (За убийство на дуэли)

3. Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей?  (В царскосельском саду)

4. Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина?  (В Симбирске, в трактире)

5. Какую русскую народную песню пели пугачёвцы во время военного совета-пира?   (Не шуми, мати зелёная дубравушка»)

6. Кто напугал Машу Миронову при первой встрече с императрицей?   (Белая собачка английской породы)

7. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным?  (Савельич)

8.Сколько глав в повести?  (14)

9. Как звали Савельича? (Архип)

10.  В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до рождения? (Семёновский, гвардейский)

11. В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани)

12. Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?  (100 рублей)

2)  Узнай себя!

Самым лучшим способом погрузиться в текст литературного произведения – это представить себя на месте одного из героев.

1 команда

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав, широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок.

1. Вы верующий человек? И в церковь ходите? Какого вы вероисповедания?   (Раскольник.)

2. Какую сумму передали Вы Гринёву вместе с овчинным тулупом, да казак растерял её по дороге? (Полтину денег)

3. Припомните сказку старой калмычки. С какой целью рассказали Вы её Гринёву? ( Сравнить себя с орлом, питающимся живой кровью)

2 команда

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность.

1. За кого выдавал себя Емельян Пугачёв и какое это имеет отношение к Вам?  (  За убитого по её приказу мужа Петра III. Екатерина пришла к власти в результате государственного переворота)

2.  В чём состояли Ваши милости дочери капитана Миронова?             (Помиловала жениха, взялась устроить состояние)

3. Отец какого русского поэта послужил прообразом капитана Миронова? Семья этого человека, обратившаяся за назначением пенсии,  в отличие от дочери Миронова, не была облагодетельствована императрицей? (Отец Ивана Андреевича Крылова)

3 команда

Ваших портретов в повести два.

Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.

Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно чёрные как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.

1. Вы человек саркастичный. Так о трогательном любовном стихотворении Гринёва, вы сказали, что «такие стихи достойны учителя моего…, и очень напоминают мне его любовные куплетцы». Кого из известных стихотворцев 18 века Вы язвительно назвали своим «учителем»? (Василия Кирилловича Тредиаковского)

2. Вы человек циничный, не верите в чистую любовь, будучи убеждены, что свидания с девушкой легко добиться с помощью подкупа, подарка. Чем Вы предлагали Гринёву прельстить Машу? (Серьгами)

3. С приходом Пугачёва Вы перешли на службу к нему. Какую же должность пожаловал Вам самозваный государь?  (Комендант Белогорской крепости)

4 команда

Вашего портрета в повести нет и не может быть. Кто бы Вас описал? Но это вовсе не значит, что Вы играете малозначительную роль. Наоборот, Вы – один из самых главных героев.

1. Маше Мироновой  18 лет. А сколько лет Вам? (16-17лет)

2. Сколько раз судьба сводила Вас с Пугачёвым? (4: буран, Белогорская крепость, Бердская слобода, казнь)

3. Назовите хотя бы одно из Ваших воинских званий. (До рождения – сержант Семёновского полка; во время «пугачёвщины» - прапорщик)

3) Чья реплика?

Участникам игры предлагается определить, какому именно персонажу принадлежит реплика. Распечатки задания на каждом игровом столе. Максимальная оценка – 8 баллов (по баллу за каждый правильный ответ).

1. Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое. (Иван Кузьмич Миронов)

2. Нечего мне под старость расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. (Василиса Егоровна Миронова)

3. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. (Емельян Пугачёв)

4. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству. (Пётр Андреевич Гринёв)

5. Для примера и страха ради вели повесить хоть меня, старика. (Архип Савельич)

6. За лаской  не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся. (Андрей Петрович Гринёв)

7. Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят. (Мария Миронова)

8. Я рада, что могла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу. (Екатерина Великая)

4) Толковый словарь

Читать произведения Пушкина легко. И всё потому, что язык его прозы ясен, прост и удивительно изящен. Каждое слово объёмно и выразительно, несёт огромную смысловую нагрузку. И ничего нельзя ни убрать, ни добавить!  Поэтому следующий конкурс, можно сказать, конкурс русского языка.   Этот конкурс состоит из четырёх заданий.

Первое задание – домашнее. Ребята представляют на оценку жюри словарь устаревших слов, составленный заранее. Максимальная оценка – 3 балла.

Второе задание – один участник команды «переводит» на современный русский язык некоторые устаревшие слова. Максимальная оценка – 2 балла (1 балл за каждое слово).

1 команда

Фортеция, чаятельно (крепость, вероятно).

2 команда

Дабы, челобитье (чтобы, прошение).

3 команда

Оказия, ментор (случай или происшествие; воспитатель).

4 команда

Супостат, реестр (враг; список или перечень).

Третье задание – этот же участник получает карточку, на которой записаны слова и варианты их значений. Задача – определить, какое из перечисленных значений правильное. Оценка – 1 балл.

1 команда

Целовальник – это...

а) парикмахер;

б) продавец вина в трактире;

в) настойчивый кавалер.  

2 команда

Инвалид в романе «Капитанская дочка» – это...

а) человек, сражённый физическим недугом;

б) военнослужащий, состарившийся на военной службе;

в) военнослужащий, имеющий увечья.

3 команда

Грош ( в 18 веке)  – это монета достоинством…

а) в две копейки;

б) в одну копейку;

в) в 10 копеек.

4 команда

Цирюльник – это...

а) парикмахер;

б) полковой лекарь;

в) воинское звание.

         

Четвёртое задание – «словесный марафон». Вопросы задаются всей команде.

1. Лицо, награждённое орденом. (Кавалер)

2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. (Недоросль)

3. Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол)

4. Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул)

5. Слуга, ухаживающий за лошадью. (Стремянный)

6. Солдат-новобранец. (Рекрут)

7. Человек, достигший власти вследствие близости к царю или

 царице. (Временщик)

8. Слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье. (Дядька)

9. Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник)

10. Любительница рассказывать новости. (Вестовщица)

11. Лицо, прислуживающее при бильярде. (Маркёр)

12. Арестант, узник в колодках. (Колодник)

5) Пушкин и русский фольклор

Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многие свои произведения он искусно вкрапляет фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой.

Каждой команде предлагается по две пословицы (поговорки), которые звучат из уст главных героев повести. Необходимо растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана. Максимальная оценка – 4 балла (1 балл – объяснение, 1 балл – узнанный герой)

1 команда

Пускай потянет лямку да понюхает пороху.  (Андрей Петрович Гринёв)

Конь о четырёх ногах, да спотыкается.  (Архип Савельич)

2 команда

Так-то: зашёл к куме, да засел в тюрьме. (Архип Савельич)

 Я чаю, небо с овчинку показалось. (Емельян Пугачёв)

3 команда

Послужи мне верой и правдой.  (Емельян Пугачёв)

Не ты первый, не ты последний. Стерпится, слюбится. (Василиса Егоровна Миронова)

4 команда

Будь он семи пядей во лбу, а от меня не уйдёт. (Емельян Пугачёв)

Стыд и срам нашему роду! (Андрей Петрович Гринёв)

6) Иллюстрированное лото

Каждой команде из иллюстраций, нарисованных одноклассниками, составить видеоряд, расположив не менее 5 рисунков в соответствии с сюжетной последовательностью. Максимальная оценка 3 балла (2 балла за правильное расположение, 1 балл – защита) 

7) Читается и учится легко!

Каждая команда готовит выразительное чтение наизусть отрывка, выбранного самостоятельно. Один человек выступает. Максимальная оценка - 3 балла. 

Заключительное слово.

«У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и не покидает нас до конца»,  - вам давно уже знакомы слова поэта Александра Трифоновича Твардовского. Впереди у вас ещё немало встреч с великим поэтом.

Хочется пожелать, чтобы официальных встреч было меньше, а больше – личных свиданий с томиком его прекрасных творений.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.