logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к русской классической литературе.

Задачи:

1) поощрять добросовестное отношение учащихся к чтению художественных произведений, дополнительной литературы;

2)  учить культуре общения, сотрудничества, культуре поведения в школе и общественных местах, культуре речи;

3)  развивать познавательные и творческие способности детей;

4) воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, организованности, самостоятельности, инициативу учащихся через активное привлечение детей к подготовке уроков и мероприятий разного уровня.

В литературной игре принимают участие две команды, состоящие из шести человек. К игре учащиеся получают домашнее задание:

1) выписать из текста подборку афоризмов Базарова;

2) определить значение имён действующих лиц романа;

3) подобрать иллюстрации к ключевым сценам романа, обосновать свой выбор, оформить в виде презентации;

4) выучить наизусть отрывок из романа, подготовить выразительное чтение.

Ход игры

Сегодня мы заканчиваем изучение романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Роман сложный, неоднозначный, написанный в тот момент, когда в России обострилась борьба взглядов и течений. Роман, в котором автор, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. Роман, который вызвал целую волну споров сразу же после появления и который остаётся актуальным и злободневным и в наши дни. И сказать о том, что мы с вами всё поняли, разобрали и уяснили, не сможем, пожалуй, никогда, но в некоторых тайнах и загадках этого произведения мы попытались разобраться. Мы многое обсудили, но ещё больше осталось вне поля нашего зрения. Попробуем это поле сегодня ещё немного расширить. Урок пройдёт в форме вашей любимой теперь уже литературной игры.

В игре примут участие две команды: команда юношей и девушек.

1) Блиц-опрос

Назовите год, когда в России произошло главное событие 19 века,  о

  котором Некрасов так писал в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо":

Порвалась цепь великая,

 Порвалась - расскочилася:

 Одним концом по барину,

 Другим по мужику!   (1861)

2) Труды какого немецкого философа изучал молодой Тургенев, по его словам, “с особым рвением” и знал почти наизусть?                (Гегеля)

3) В каком воинском звании был отец Николая и Павла Кирсановых?  (боевой генерал 1812 года)

4) Во что был одет Базаров во время первой встречи с Николаем Петровичем? (длинный балахон с кистями)

5) Как представился Базаров Николаю Петровичу во время первой встречи? (Евгений Васильев)

6) Николай Петрович декламирует сыну:

Как грустно мне твоё явленье,

Весна, весна, пора любви!

Кто автор, из какого произведения? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

7) На какую деталь портрета Павла Петровича особенно обращает внимание И.С.Тургенев?                                                            (ухоженные руки)

8) Что подарил Павел Петрович княгине Р.?      (кольцо со сфинксом)

 9) Какой тост предложила Аркадию Катя на собственной свадьбе?

                                                                                               (за Базарова)

 10) Какой является композиция романа?                    (кольцевая)

2) Символика имён

Тургенев И.С. – мастер создания человеческих характеров в произведении. И средством создания образа является в том числе и символика имён. Попробуем разобраться. В качестве домашнего задания было предложено проанализировать с точки зрения происхождения и символики имена главных героев. Два участника – словесный поединок (Имя-1 балл, фамилия- 1 балл, отчество – 1 балл)

Подсказка.

Евгений – благородный (роман Пушкина «Евгений Онегин» был популярен как раз во время предполагаемого рождения Базарова)

Павел Петрович Кирсанов (Апостол Павел, апостол Пётр, «кирсан» - крест)

Анна- благодать (евр.)

Феодосия (Фенечка) –дар Бога(греч.)

Анна – благоволение (греч.)

3) Роман в числах

«Время (известное дело) летит иногда птицей, иногда ползёт червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит», - так начинает 17 главу романа И.С.Тургенев.

О времени - не о цифрах, а о числах - поведём мы сейчас разговор. Только самый внимательный читатель заметил некоторые тонкости и подумал о них. Это интересно, это может стать темой самостоятельного читательского исследования, а может быть, просто поводом задуматься о быстротечности жизни человеческой.

1) Когда начинается действие романа? (20 мая 1859 года)

2) Сколько лет отцу Аркадия Кирсанова?  (44 года)

3) Сколько лет Аркадию Кирсанову? (22-23 года)                      

4) Сколько лет прожили супруги Кирсановы «очень хорошо и тихо»? (10 лет)

5) Сколько раз приезжал Базаров в имение Анны Сергеевны Одинцовой? (2)

6) Когда день ангела Базарова? (22 июня)

7) Сколько дней прожили Аркадий и Базаров в имении Одинцовой в свой первый приезд? (15 дней) 

8)  Как долго прожил Базаров в родительском доме после трёхлетнего отсутствия?  (3 дня)  

9)  Как долго раздумывал Павел Петрович после происшествия в беседке, прежде чем вызвать Базарова на дуэль? (2 часа)

10) Сколько месяцев продолжается действие в романе, не считая эпилога? (2месяца)

4)  Узнай себя!

Самым лучшим способом погрузиться в текст литературного произведения – это представить себя на месте одного из героев.

Задание первому участнику

 У вас светлые, продолговатые глаза, волосы отливают серебром, гибкий стан, Вы никогда не ужинаете, от вас всегда пахнет благородными духами, Вы мастерски играете в вист.

Будьте любезны, представьтесь, пожалуйста.

(Павел Петрович Кирсанов)

Сколько Вам лет? (45)

Какую моду ввёл Павел Петрович, славившийся «смелостию и ловкостию», «между светской молодёжью»?  (моду на гимнастику)

Итак, Вы Павел Петрович, противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, Вы эстет.

Споры героев романа “Отцы и дети” велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России, о чем же вы спорили? Найдите лишнее:

- об отношении к дворянскому культурному наследию;

- об искусстве, науке;

- о системе поведения человека;

- о положении рабочего класса;

- об общественном долге, о воспитании.

Ваш спор – схватка с Евгением Базаровым за вечерним чаем. На предмет спора у вас разное мнение. Но в одном Базаров с Вами согласен. В чем же соглашается с Вами Базаров?

(c вашим утверждением о русском народе: русский народ свято чтит предания, он – патриархальный, и не может жить без веры)

Идейные разногласия, ревность к Фенечке, вы с Базаровым друг друга терпеть не можете, дуэль. Расскажите, уважаемый Павел Петрович, о времени, месте и об условиях вашей дуэли с Евгением?

(6 утра, за рощей, на пистолетах, расстояние 8 шагов. Стрелять 2 раза, = каждый должен положить в карман письмо, в котором обвиняет себя в своей смерти.)

Как сложилась ваша дальнейшая судьба после смерти Евгения Базарова?

(Вы уехали за границу в Дрезден для поправки здоровья. Между 2 и 4 часами Вы гуляете. Вы по-прежнему изящно одеты. Держите себя достойно, в Вас уважают джентльмена. Вы придерживаетесь славянофильских воззрений, но русского ничего не читаете. Русского у Вас только пепельница серебряная в виде мужицкого лаптя.)

Задание второму участнику

 Впервые о Вас упоминает в романе Ситников, находясь в гостях у эмансипированной женщины в грязных перчатках. У Вас прекрасная осанка, блестящие волосы, светлые спокойные глаза, белый лоб. Вы обожаете спокойную, размеренную жизнь. Если бы Вы не были богаты и независимы, Вы может быть бросились в битву, узнали бы страсть, но… Вы любите роскошь и ненавидите ветер.

Информация исчерпывающая, чтобы угадать Вашего персонажа. Кто же вы? Представьтесь!

(Анна Сергеевна Одинцова)

Сколько Вам лет?   (28)

Как называлось имение Ваше имение? (Никольское)

Губернаторский бал. Базаров впервые Вас увидел. Вам пошел 29-й год. Вы молоды, хороши собой. Что говорит о Вас Евгений, впервые увидев?

(Это что за фигура? На остальных баб не похожа)

В дворянском обществе все умели танцевать и танцевали. К удивлению Базарова Вы, Анна Сергеевна, танцуете на балу у губернатора. В разные времена в нашей стране танцевали разные танцы: вальс, танго, брейк. А что танцевали на балу у губернатора? Что и с кем танцевали Вы?

(Кадриль – с адъютантом, мазурку – с Аркадием)

Как сложилась ваша дальнейшая судьба после смерти Евгения Базарова?

(Вы вышли замуж, но не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей,…человека ещё молодого, доброго и холодного как лёд. Вы живёте в большом ладу друг с другом и доживёте, пожалуй, до счастья, до любви.)

 5) Афоризмы Базарова

« Я нахожу, что говорить красиво – неприлично», - говорит Базаров. Но сам-то он говорит очень выразительно, его речь- речь умного образованного человека, речь его образна и всё-таки красива. Мы не знаем, о чём Базаров думает (не знал этого и сам Тургенев), но попробуем прислушаться к словам героя.

Не стоит путать меткие высказывания самого Евгения Базарова и многочисленные народные  пословицы, поговорки и выражения, встречающиеся в речи нигилиста. Попробуйте вспомнить, когда и при каких обстоятельствах Базаров употребил данное выражение.

На своём молоке обжёгся, на чужую воду дует… (о любви П.П. к княгине Р.)

Слышали мы эту песню много раз … (о высказывании П.П. об аристократии)

Коли раздавят, туда и дорога. Только бабушка надвое сказала… (о нигилистах)

От копеечной свечи…Москва сгорела… (о перспективах малочисленных нигилистов)

Там хорошо, где нас нет…   (уезжая от Одинцовой к родителям)

Прошедшего не воротишь… (прощаясь с Одинцовой)

Да полно тебе Лазаря петь…(в разговоре с отцом)

Всё равно: вилять хвостом не стану…(перед смертью)

Мы можем не согласиться с мнением Базарова, но узнать его точку зрения очень интересно.

Два участника - словесный поединок. За каждое высказывание – 1 балл. После - демонстрация слайдов, зрителям и участникам необходимо оформить записи в тетради.  

О русском народе

Русский мужик бога слопает.

Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.

Подумаешь, сколько иностранных …и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.

О жизненных принципах

Мне скажут дело, я соглашаюсь вот и всё.

Всякий человек сам себя воспитать должен.

Пусть лучше оно (время) зависит от меня.

В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

Сперва нужно место расчистить.

Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои.

О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно.

Кто злится на свою боль, тот непременно её победит.

Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно.

О человеке и природе

Мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

О человеке и обществе

Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой.

Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой.

Нравственные  болезни происходят от дурного воспитания.

Исправьте общество, и болезней не будет.

Мешкают одни дураки - да умники.

Всякий человек – загадка.

Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

Какую клевету ни возведи на человека, он в сущности заслуживает в двадцать раз хуже того.

О науке и искусстве

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Наука вообще не существует.

Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу.

Важно знать, что дважды два четыре, а остальное пустяки.

Рафаэль гроша медного не стоит.

О женщине и любви

Она мать – ну и права.

Нравится тебе женщина – старайся добиться толку; а нельзя -… отвернись – земля не клином сошлась.

Тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука (любовь) случается.

Свободно мыслят между женщинами только уроды.

Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уже знак хороший.

Любовь…ведь это чувство напускное.

6) Творит художник вдохновенный

С работами некоторых художников, создавших иллюстрации к произведению, вы имели возможность познакомиться самостоятельно. Теперь вы поделитесь своими знаниями с нами. Задача была такая: составить презентацию из иллюстраций (можно одного художника) к самым важным, на ваш взгляд, ключевым моментам романа. А раз это игра, то максимальная оценка – 5 баллов.

7) Поэтика романа

Лирическая нота безусловно присутствует в романе: это и поэтические описания природы, и полные лёгкой иронии зарисовки из быта братьев Кирсановых и стариков Базаровых, это описание чувств, охвативших героев… Тургенев, даже создавая социально-психологический роман, остаётся мастером художественного слова. И прозаический текст часто звучит   как стихотворение.

  Каждая команда готовит выразительное чтение наизусть отрывка, выбранного самостоятельно. Один человек выступает. Максимальная оценка - 5 баллов. 

8) При чём здесь Пушкин?

«Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» - так писал о своём герое сам автор. И вот, как мне кажется,  почему. В романе нигилизм Базарова вступает в противоборство с самой жизнью, которую Тургенев измерял пушкинской мерой. Поэтому и появляется в романе условная сюжетная линия, порой явного, но чаще скрытого характера, а именно: Базаров и Пушкин.

В своем романе Тургенев отразил характерное для революционеров-демократов отношение к Пушкину: Белинский критиковал Пушкина за «отсталость», Писарев считал Пушкина виноватым во всем, за что можно упрекнуть Евгения Онегина, в пошлости и умственной косности высшего русского сословия начала 19 века: «Пушкин оправдывает и поддерживает своим авторитетом робость, беспечность и неповоротливость индивидуальной мысли». Дело в том, что теоретики «чистого искусства» сделали Пушкина своим знаменем, и часть революционной молодежи невольно перенесла неприятие «чистого искусства» на Пушкина.

Может быть, именно поэтому после своего появления роман Тургенева, особенно образ его главного героя, вызвал самые яростные споры и обвинения.

Перед вами два высказывания. Одно из них принадлежит критику М.А.Антоновичу, другое – Ф.М.Достоевскому. Попробуйте определить авторство, обоснуйте свой выбор.

 «Он (герой) представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется. Всех вообще подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию». Это « не характер, не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом: и притом карикатура самая злостная».

«С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы. Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».

(Автор второго – Ф.М.Достоевский. Попытку разрешить разом все проблемы человечества мы встретим в романе «Преступление и наказание». Базаров и Раскольников – «духовные братья».)

Домашнее задание.

Написать сочинение по теме (на выбор)

«Я нужен России… Нет, видно не нужен». (Характеристика образа Евгения Базарова)

В чём я согласен с Базаровым, с чем в его высказываниях мне трудно согласиться.

Анализ 10 главы романа (спор Павла Петровича с Базаровым).

Женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Заключительное слово.

"Отцы и дети" - одна из "вечных" книг русской литературы. Почти полтора века вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что книга запечатлела вечный и неизбежный для истории момент смены поколений. Надеюсь, что эта встреча с творчеством стала для вас полезной: вы чуть-чуть приоткрыли тайну великого романа.  Хочется верить, что не станет она последней. Спасибо за игру!

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.