logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к русской классической литературе.

Задачи:

1) поощрять добросовестное отношение учащихся к чтению художественных произведений, дополнительной литературы;

2)  учить культуре общения, сотрудничества, культуре поведения в школе и общественных местах, культуре речи;

3)  развивать познавательные и творческие способности детей;

4) воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, организованности, самостоятельности, инициативу учащихся через активное привлечение детей общественной работе, подготовке классных и школьных мероприятий.

В литературной игре принимают участие три команды, состоящие из шести человек. К игре учащиеся получают домашнее задание:

1) составить по тексту романа словарь устаревших слов (20-30 слов), оформить его;

2) подобрать иллюстрации к роману (8-10), обосновать свой выбор, оформить в виде презентации;

3) выучить наизусть отрывок из романа (5 строф), подготовить выразительное чтение.

Ход игры

Вчера мы с вами закончили изучение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Как жаль! Ведь того времени, что мы вели разговор о произведении, просто недостаточно. Это очень загадочное произведение. Написанный в XIX веке, роман до сих пор вызывает многочисленные споры среди исследователей. ««Онегина» воздушная громада»- говорят про него. Роман безграничен и глубок, как сама жизнь. На его страницах оживает далёкий от нас XIX век. Мы гуляем по Москве и Петербургу, путешествуем в русскую глубинку. Мы общаемся с блистательным светом и наблюдаем за дворовыми людьми. Мы погружаемся в лирические откровения автора и видим, как меняется главный герой. Мы встречаемся с поэтом Вяземским, балериной Истоминой и восхищаемся картинами простой русской природы. Поэтому сказать, что мы за несколько уроков узнали всё, обговорили, поняли было бы просто смешно. Сегодня мы попытаемся продлить «прекрасное мгновенье»: у нас состоится интеллектуальная игра по роману А.С.Пушкина.

В состязаниях примут участие три команды.

В жюри войдут…

1) Биографический этюд

Наверно, с детства каждый из нас слышал о Пушкине. И интерес вызывают не только его гениальные произведения, но и факты его биографии. Это, очевидно, тот самый случай, когда творческую судьбу человека невозможно отделить от его личной жизни. Просто не было у Пушкина личной жизни! Он принадлежал литературе весь, целиком, и разделить на «Жизнь» и «Творчество» биографию Александра Сергеевича невозможно. Поэтому, начиная разговор о прочитанном романе «слегка коснёмся» биографии автора. Конкурс так и назовём: «Биографический этюд».

1. Какого периода жизни А.С.Пушкина не существует?

а) Болдинская осень

б) Ссылка в Михайловское

в) Поездка в Германию

2. По мнению А.П.Керн, она  была единственной женщиной, которую поэт «истинно любил». Кто она?

а) Елизавета Ксаверьевна Воронцова

б) Наталья Николаевна Гончарова

в) Арина Родионовна

3. «Победителю ученику от побеждённого учителя,»- написал восхищённый В.Жуковский А.С.Пушкину, когда последний прочитал ему свою первую поэму. Какую?

а) «Полтава»

б) «Руслан и Людмила»

в) «Бахчисарайский фонтан»

4. Какое произведение А.С.Пушкина называют «энциклопедией русской жизни»?

а) Роман «Евгений Онегин»

б) Повесть «Капитанская дочка»

в) Роман «Дубровский»

5. Какая из перечисленных родственниц была матерью поэта?

а) Надежда Осиповна

б) Анна Львовна

в) Мария Александровна

6. Какое из учебных заведений окончил А.С.Пушкин?

а) Московский университет

б) Царскосельский лицей

в) Симбирскую гимназию

7. Кто дал А.С.Пушкину эту характеристику: «Сущий бес в проказах, сущая обезьяна лицом, много, слишком много ветрености, да, таков Пушкин!»?

а) Дядя, Василий Львович

б) Отец, Сергей Львович

в) сам Пушкин

8. Почти одновременно с А.С.Пушкиным начал работу над своим великим произведением ещё один русский писатель. Этот писатель закончил работу раньше, чем А.С.Пушкин своего «Онегина», и его герой был упомянут в восьмой главе романа. Кто этот писатель?

а) Гавриил Романович Державин

б) Александр Сергеевич Грибоедов

в) Михаил Юрьевич Лермонтов

9. Какова схема рифмовки онегинской строфы?

а) ааббвгвгдджееж

б) абабввггдееджж

в) абабвгвгдедежж

2)  Узнай себя!

Самым лучшим способом погрузиться в текст литературного произведения – это представить себя на месте одного из героев.

Задание 1 команде

Про Вас поэт сказал так:

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри чёрные до плеч.                                          Кто Вы? (Ленский)

Сколько лет вам было, когда вы познакомились с Евгением Онегиным? (Без малого осьмнадцать)

 Вы только что закончили обучение, Ваши знания ещё свежи. Поклонником какого философа вы являетесь? (Канта)

 Всего две недели оставалось до свадьбы с Ольгой. Внимательны ли Вы были к своей невесте? Какого цвета у неё глаза? (Глаза, как небо, голубые)

Я понимаю, насколько неприятна Вам эта тема, но скажите, пожалуйста, сколько раз на страницах романа Вас убивал Онегин? (Два, во сне Татьяны, ножом, и наяву)  

Задание 2 команде

Про Вас поэт сказал так:

Острижен по последней моде;

Как dandi лондонский одет –

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил.                                            Кто Вы? (Онегин)

 Ваша жизнь в пору юности  в Петербурге была «однообразна и пестра – и завтра то же, что вчера». Расскажите, чем Вы занимались в течение дня?

 Ни для кого не секрет, что Вы – модник, одетый по последней моде:

      «Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар».      Простите, а что Вы  надели? (Шляпу)

 Несмотря на всё-таки очень юный возраст, Вы ведёте себя действительно, как старый, умудрённый опытом человек. «Учитесь властвовать собою» - обращаетесь вы к.. К кому? (К Татьяне)  

 Простите за нескромный вопрос: «Кем вам приходится муж Татьяны?» (Роднёй и другом)

Задание 3 команде

Про Вас поэт сказал так:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.                                                    Кто Вы? (Татьяна)

Напомните мне, пожалуйста, Ваше отчество. (Дмитриевна)

И Вы, и Ваша матушка любили читать романы французского автора и были от него «без ума». Не напомните, от кого?    (Ричардсона)

«Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна, »- сказал про Вас Онегин Ленскому. С какой Светланой он Вас сравнил? (С героиней баллады В.Жуковского)

 «А счастье было так возможно!»  Вот он, долгожданный миг – Онегин у ваших ног, объясняется в любви. Что Вы ему ответили? (Но я другому отдана; я  буду век ему верна)

 3) Толковый словарь

Читать произведения Пушкина легко и в то же время сложно. Как много встречается незнакомых современному читателю слов!  А ведь каждое слово объёмно и выразительно, несёт огромную смысловую нагрузку. И ничего нельзя ни убрать, ни добавить!  Поэтому следующий конкурс, можно сказать, конкурс знатоков  русского языка девятнадцатого века.   Этот конкурс состоит из  2 заданий.

Первое задание – домашнее. Ребята представляют на оценку жюри словарь устаревших слов, составленный заранее. Максимальная оценка – 5 баллов.

Второе задание – тест, который решает вся команда. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл, а если объяснит значение устаревшего слова – ещё 1 балл.

1. Какого цвета бывают ланиты? (Щёки)

а) розовые

б) зелёные

в) голубые

2. «И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз уж отворял свой васисдас». Что отворял немец? (Форточку или верхнюю часть двери, открывающуюся отдельно)

а) своё сердце

б) специальную форточку

в) двери своей лавки

3. Когда надевали шлафор? (Домашний халат)

а) отправляясь на торжественный приём

б) в дни траура

в) в непринуждённой обстановке по вечерам

4. Что значит алкать? (Сильно хотеть)

а) кричать

б) страдать

в) жаждать

5. Чем занимался пиит? (Поэт)

а) написанием стихов

б) сочинением анонимок

в) составлением официальных бумаг

6. Кого называют анахоретом? (Отшельника)

а) отшельника

б) высокомерного человека

в) образованного человека

7. И вот сосед велеречивый привёз торжественный ответ». Какой был сосед? (Болтливый)

а) обладающий организаторскими способностями

б) болтливый, много говорящий

в) ответственный, добросовестный

8. Форейтор – это слуга. Что входило в его обязанности?  (Управлять лошадьми)

а) ухаживать за охотничьими псами

б) управлять лошадьми

в) прислуживать за обедом

9. Где молодые щёголи носили брегет?  (Карманные часы)

а) на цепочке на шее

б) на правой руке

в) в кармане панталон

10. «Ни сплетни света, ни бостон, ни милый взгляд, ни вздох нескромный – ничто не трогало его». Бостон – что это?  (Карточная игра)

а) модный танец

б) дорогой сорт сукна

в) карточная игра

5) Творит художник вдохновенный

Произведения А.С.Пушкина служили и служат источником вдохновения русским композиторам. Так, П.И.Чайковский написал оперу «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа». В разное время создавали свои музыкальные шедевры по произведениям А.С.Пушкина композиторы М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, М.Глинка. Надеюсь, что придёт время, и вы познакомитесь с этими шедеврами русской классики.

А вот с работами некоторых художников, создавших иллюстрации к произведению, вы имели возможность познакомиться самостоятельно. Теперь вы поделитесь своими знаниями с нами. Задача была такая: составить презентацию из иллюстраций (можно одного художника) к самым важным, на ваш взгляд, ключевым моментам романа. А раз это игра, то максимальная оценка – 5 баллов.

6) Гастрономический этюд

В изображении жизни и быта столичного жителя и уездного помещика немаловажное место занимают «гастрономические этюды». Из перечисленных ниже блюд составьте меню обеда в доме Лариных и в петербургском ресторане:

«roast-beef окровавленный», жаркое, лимбургский сыр, русские блины,  «Страсбурга пирог нетленный», трюфли, бланманже, ананас, варенье, котлеты, «вино кометы», цимлянское вино, квас, брусничная вода.

(В доме Лариных: жаркое, русские блины, бланманже, варенье, цимлянское вино, квас, брусничная вода.

В ресторане: «roast-beef окровавленный», лимбургский сыр, «Страсбурга пирог нетленный», трюфли, ананас, котлеты, «вино кометы».)

За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла, что в сумме составляет 7 баллов.

7) Читается и учится легко!

Каждая команда готовит выразительное чтение наизусть отрывка, выбранного самостоятельно. Один человек выступает. Максимальная оценка - 5 баллов. 

Заключительное слово.

Говоря словами самого поэта, сегодня мы вновь «коснулись слегка» «собранья пёстрых глав», взяли в руки «небрежный плод забав» А.С.Пушкина. Надеюсь, что эта встреча с творчеством стала для вас полезной: вы чуть-чуть приоткрыли тайну великого романа.  Хочется верить, что не станет она последней. Спасибо за игру!

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.