logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цель: формирование патриотизма, гражданского самосознания, любви к родному краю; развитие познавательного интереса учащихся к литературе.

Задачи:

1) работать над формированием гражданского самосознания, любви к родному краю;

2) поощрять добросовестное отношение учащихся к изучению литературы и истории;

3)  учить культуре общения, сотрудничества, культуре речи;

4)  развивать познавательные и творческие способности детей;

5) воспитывать чувство ответственности учащихся через активное привлечение детей к подготовке классных и школьных мероприятий.

Учащимся заранее даны задания по содержанию буклета:

выбрать портрет писателя;

подобрать подходящий по смыслу эпиграф к буклету;

отобрать информацию о биографии поэта;

прочитать стихотворения этого поэта о войне, выбрать понравившиеся;

проанализировать одно из стихотворений;

 написать сочинение – миниатюру об актуальности темы в связи с 65-летием Победы (поздравление, письмо ветерану);

подобрать иллюстрации для оформления буклета.

Ход занятия

Совсем немного времени остаётся до 9 Мая – дня Великой Победы над фашизмом. И вы, ученики, и мы, ваши учителя и родители, родились уже через много лет после окончания Великой Отечественной войны. Что же заставляет нас задуматься, какой была эта война? Какова цена нашей победы? Почему мы сумели одержать победу в жесточайшей войне? И ответ, на мой взгляд, звучит в вопросах: победа в Великой Отечественной войне – это наша победа, победа всего народа, каждой семьи, каждого человека.

Мы слушаем воспоминания ветеранов войны, разглядываем фотографии военных лет, смотрим художественные фильмы, размышляем над страницами книг. Таким образом, мы воссоздаём картины прошлого в своём сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину от врага.

Тема Великой Отечественной войны – это особая тема в русской литературе XX века вообще и в лирике в частности. Поэты писали и о самой войне, её тяготах, военных сражениях, трагедии отступления, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах, картины природы соседствовали с описаниями боёв, гневные проклятия врагу с лирическими размышлениями о родных и близких.

Одну из главных мыслей поэт Сергей Орлов сформулировал так:

Но если будет Родине угодно,

Пусть лягу я, исхлестанный свинцом,

Лицом вперёд,

На грудь земли холодной,

Колени не согнув перед врагом.

 На борьбу с общим врагом поднялись все от мала до велика, и каждый внёс свой вклад в победу: фронтовики и труженики тыла, мужчины и женщины, рабочие и колхозники, деятели искусств.  Свой вклад несли и поэты, причём писали о войне поэты разных поколений: и маститые лирики, пришедшие в литературу ещё в дореволюционные годы, и поэты, ставшие известными в 20-30-е годы, и молодые фронтовики. Уже после окончания Великой Отечественной люди, родившиеся после войны и знавшие о войне из рассказов воевавших, вновь и вновь возвращались к этой теме. Об этом мы и поведём с вами разговор на уроках литературы.

Но в рамках школьных уроков невозможно рассказать, увидеть, поделиться впечатлениями обо всём. Поэтому мы выйдем с вами за рамки школьных учебников и попробуем увидеть, как раскрывается тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов 20 века. Прямо скажем, вы уже готовы к сегодняшнему мероприятию: пролистали сборники стихотворений о Великой Отечественной войне, определились, о творчестве какого поэта вы будете делать буклет, отобрали материал для биографической справки, понравившиеся стихотворения, попытались сделать анализ, выполнили творческую работу.

Ваша задача сегодня такова:

с одной стороны: показать всем, что вы знакомы с творчеством выбранного вами поэта и готовы начать диалог о его произведении;

с другой стороны: создать буклет так, чтобы любой человек, взявший его в руки, захотел прочитать или перечитать стихотворения о Великой Отечественной войне.

Обращаем ваше внимание на расположение материала:

1 страница – обложка. Тема, портрет поэта, эпиграф к буклету, сведения об авторе буклета.

2 страница – вступление. Биографическая справка, тема войны в творчестве поэта.

3- 4 страница – стихотворения о войне. Не более двух  на странице  ( если небольшие!)  Картины о войне, подходящие по смыслу.

5 страница – анализ одного из предложенных стихотворений. Тема, идея, используемые образные средства, история создания стихотворения.

6 страница – творческая. Сочинение – миниатюра об актуальности темы в связи с 65-летием Победы. Поздравление, письмо ветерану.

Раз это все-таки конкурс, то при подведении итогов будут учитываться:

содержательность буклета,

грамотное оформление материала,

творческий подход к выполнению задания,

орфографическая грамотность.

По итогам конкурса лучшие три работы будут отмечены грамотами.

Ребята работают за компьютерами.

Начнем с того, что это мероприятие не является для ребят из нашей параллели каким-то исключительным. Мы уже достаточно давно практикуем дополнительную внеклассную работу с учащимися, которые могут и хотят учиться, которые не могут достаточно полно реализовать себя в рамках урока. Мы привлекаем ребят к участию в факультативных занятиях, работе кружков, к организации и проведению необычных внеклассных мероприятий. Так в прошлом году мы как одно из направлений стали развивать работу над информационной компетентностью учащихся и продолжаем эту работу в этом году. В прошлом учебном году мы активно трудились над созданием презентаций и начали работу в программе Publisher, создавая спецвыпуски школьной газеты. В этом учебном году мы с ребятами продолжили работу в программе Publisher (осваиваем буклеты) и пробуем создавать видеоролики. Естественно, что для детей в этом возрасте интересны игра, конкурс, поэтому мы сначала проводим мастер– классы, обучая всех желающих приемам работы, а затем даем возможность реализовать полученные знания. Так в этом году у нас уже состоялись конкурсы листовок "Скажи мне, кто твой друг" (о вреде алкоголя), "Берегись: ротавирусная инфекция", конкурс буклетов "СПИДу – нет!", "Занимательная физика", о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Кроме того, мы учились создавать видеоролики о себе и о своей маме и об опасности СПИДа. Готовясь к НПК, одна из наших учениц создала видеоролик "Есть или не есть – вот в чем вопрос". Естественно, что пока без помощи взрослых она не обошлась, но большую часть работы девочка уже смогла выполнить самостоятельно. В будущем году мы планируем  продолжить работу над созданием видеороликов и в качестве итога, мы надеемся, будет создан видеоролик о классе для демонстрации на выпускном вечере.

Вернемся к буклетам. Мы считаем эту форму деятельности очень успешной. Во-первых, расширяется круг интересов учащихся, во-вторых, развивается информационная компетентность, что важно  в наше время, в-третьих, реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Создавать буклеты можно не только в школе, но и дома, при подготовке домашнего задания. Например, очень часто в качестве творческого дополнительного задания по литературе дети имеют возможность сделать буклет о творчестве того или иного писателя. На уроках физики в 8 классах я так же предлагаю в качестве домашнего задания выполнить буклет на определенную тему. Мы знаем, что в качестве зачетной работы в конце года дети выполнят буклет по биологии. Работа не носит обязательный характер, ребёнок вправе выбрать ту или иную форму работы, но уже достаточно часто ребята её  выбирают. Можно сделать работу коллективной – привлечь к созданию буклета группу ребят, разделив между ними обязанности, и развивать столь необходимые коммуникативные способности детей.  Мы рекомендуем вам использовать такой вид деятельности, дающий бесконечные возможности,  в вашей  практике.

Жюри подводит итоги. Награждаются победители и все участники.

Закончить сегодняшнее занятие хочется словами Константина Симонова:

Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я всё-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Интересуйтесь же нашей славной историей, читайте замечательные стихотворения, любите русскую литературу, знайте её, гордитесь ею – может быть, именно это поможет вам самим полюбить Родину, свои близких и родных людей.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.