logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели: подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, ее жителям, где всколосилась национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому, призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает.

Методические приемы: работа с книгой, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя о Ф. Абрамове.

В своем интервью в день 60-летия Абрамов говорил: «Я повторяю, мне выпало действительно счастье остаться в живых...» Уйдя с третьего курса Ленинградского университета на фронт, он получил тяжелое ранение в ноги. Женщина-доктор, которая его оперировала, спасла ему их. Он счастлив, но он не забыл тех студентов, талантливых, одаренных, которые полегли на поле боя.

Вторым счастьем он считает то, что родился в деревне. И в своих романах, повестях, рассказах он писал о деревне, о человеке-труженике, проявляя к нему уважение.

Абрамов любил все живое, особенно любил лошадей, потому что в тяжелые годы, в тяжелые времена они были опорой всей крестьянской жизни.

2. Чтение учителем рассказа.

3. Работа по тексту рассказа.

Куда уносили автора воспоминания детства, когда с бугра он спускался на луг? (В мир пахучих трав, стрекоз, бабочек, в мир лошадей (Кол вбит в землю, лошадь привязана к нему.))

— Какое чувство испытывал автор, когда останавливался возле них? (Они радовали его крестьянское сердце. Он прислушивался к их похрустыванию травой, к недовольному пофыркиванию, если вдруг попа далась несъедобная трава или пыльная. Лошадь животное чистое.)

— Какая картина вызвала у автора чувство жалости? Зачитайте.

— Что бы вы сказали конюху Николке? (Что же ты издеваешься над животными? Неужели ты не видишь, что земля вокруг кола изгрызена и выбита дочерна? Лошади голодные, мучаются от жажды, им негде спастись от комаров и мошкары. Видно, в тебе души нет! Даже женщины и старушки, проходя мимо, кормят их.)

— Почему Рыжуха, обычно радовавшаяся приходу автора, теперь смотрела на него безучастно, даже хлеб из его рук не брала?

— Для чего автор вводит в рассказ сказочные элементы? (Никто о себе, о своих думал и печалях лучше не расскажет, чем он сам. Вот лошадь и спросила, были ли другие времена для лошадей.)

Задание: зачитать строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили.

— «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег?» Как объяснить? (Автору, вернувшемуся в деревню в 1947 году, захотелось увидеть Карька (Карий), который спасал многодетную, рано осиротевшую их семью от голода. Услышал в ответ: «На лесном фронте (на заготовке леса) Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали», Три года назад автор в Россохах, где когда-то была лесозаготовка, искал останки коня, но не нашел.)

— Как чувствовал себя автор после встречи с лошадьми? (Тоскливо, что же случилось с людьми? Куда же делась та забота, которой они окружали животных? Как очерствели их души!)

Вывод. Автора беспокоит обнищание человеческой души, бывшей когда-то щедрой и широкой, делившейся со слабым последним куском хлеба.

IV. Подведение итогов урока.

— Какова главная тема произведений Абрамова?

— Какие раздумья вызвал у вас рассказ?

— В какой мере он обращен ко всем нам?

Домашнее задание: прочитать рассказ Е. Носова «Кукла», вступительную статью «Из автобиографии» и ответить на вопрос: что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е. И. Носова?

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.