logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

literatura

Цели:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе, к творчеству В.П.Астафьева.

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения; работа над развитием устной речи учащихся.

Воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории.

На доске эпиграф.

…И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро.
В.Астафьев

Оформление класса: фотографии писателя и его родных, выставка рисунков учащихся к рассказам В.П.Астафьева, книжная выставка.

Ход игры

Вступление.

«Память моя память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги…

Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, побудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси,– слышишь?– воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него.

Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапинки, до белого шрама на верхней губе…

Далеко-далеко возникло лёгкое движение, колыхнулась серебряная нить…Там, в неторопливо приближающемся прошлом…идёт ко мне озарённый солнцем деревенский мальчик…

Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого – неужто он был мною, а я им?!»

Так написал о себе однажды большой русский писатель Виктор Петрович Астафьев.

В русской литературе немало произведений о детстве, в том числе и автобиографических. О некоторых из них пойдёт речь в этом учебном году на уроках литературы. В этом же ряду своё место занимает и повесть В.П.Астафьева «Последний поклон», книга о ярких впечатлениях детства, книга о добре, о взрослении человека. О некоторых рассказах из этого сборника сегодня и пойдёт речь. Урок будет не совсем обычным. Мы будем играть. Да, да, не удивляйтесь, именно играть, ведь вы же пока ещё дети.

Конкурс 1. «Литературный верификатор» или «Веришь – не веришь»

Есть замечательная русская пословица «Доверяй да проверяй». Готовясь к сегодняшнему уроку, вы кое-что читали о жизни и творчестве В.П.Астафьева. Для участия в конкурсе я приглашаю по одному участнику команды и по очереди задаю им вопросы. За правильный ответ 1 балл. Давайте проверим ваши знания. А если вы услышите о чём-то впервые, постарайтесь запомнить.

Веришь ли ты, что отчество писателя Астафьева Иванович? (Нет, Петрович.)

Веришь ли ты, что родное село В.П.Астафьева называется Овсянка? (Да, это село находится в Красноярском крае.)

Веришь ли ты, что будущий писатель был сиротой? (Да, его мама утонула в реке, когда мальчику было всего семь лет.)

Веришь ли ты, что дедушка писателя был профессором? (Нет, он был крестьянином.)

Веришь ли ты, что мальчика воспитывала тётя? (Нет, в раннем детстве его воспитывали дедушка и бабушка.)

Веришь ли ты, что бабушку писателя звали Елизаветой? (Нет, её звали Катерина Петровна.)

Веришь ли ты, что писатель был детдомовцем? (Да, несколько лет будущий писатель жил в детском доме.)

Веришь ли ты, что писатель воевал на фронте? (Да, во время Великой Отечественной войны В.П.Астафьев добровольцем ушёл на фронт.)

Веришь ли ты, что В.П.Астафьев на фронте был генералом? (Нет, он был рядовым: сначала шофёром, потом связистом.)

Веришь ли ты, что в девятнадцать лет он стал инвалидом? (Да, на передовой он был тяжело ранен, контужен, и комиссован с фронта по состоянию здоровья.)

Веришь ли ты, что много лет В.П.Астафьев провёл на Урале? (Да, много лет он жил в Пермской области в городе Чусовой.)

Веришь ли ты, что в последние годы писатель жил на берегу великой русской реки Волга? (Нет, он жил в родном селе Овсянка на берегу Енисея.)

Веришь ли ты, что В.П.Астафьев писал только рассказы о детстве? (Нет, он писал и о природе, и о Великой Отечественной войне, и об обществе; мы обязательно прочитаем и другие его произведения, когда вы станете чуть старше.)

Веришь ли ты, что писатель никогда не был женат? (Нет, свою жену, с которой он прожил всю жизнь, он встретил в госпитале.)

Веришь ли ты, что писатель был удостоен Государственной премии РФ? (Да, но, к сожалению, посмертно как автор поставленных на сцене МХАТа им. А.П.Чехова рассказов «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник».)

Конкурс 2. «Со страниц на сцену»

К сожалению, пока немногие произведения В.П.Астафьева поставлены на сценах русских театров. Дело в том, что это не драматические произведения, то есть не предназначены специально для постановки на сцене. Повесть «Последний поклон» – это произведение исповедального характера, это повествование писателя о собственном детстве. Это книга-воспоминание, книга-покаяние. Она состоит из отдельных глав-рассказов. Автор является в них центральной действующей фигурой. Это его глазами мы видим окружающий мир. Но героями рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений. Попробуем в них перевоплотиться. Попробуем представить, что мы играем маленький спектакль по любимым рассказам.

За мастерство перевоплощения в нашем конкурсе команды могут заработать 10 баллов. Учитывается всё: и знание текста, и выразительность чтения, и попытка воссоздать костюмы и интерьер. А команды-соперники могут заработать дополнительный балл, если узнают, отрывок из какого рассказа инсценировали ребята.

Конкурс 3. «Самый внимательный читатель»

Читая произведения В.П.Астафьева, вы, наверно, обратили внимание, что писатель, в своих рассказах о детстве, часто писал о животных. Это не случайно. Ведь в детстве особенно остро ощущается кровная связь с живой и неживой природой. Попробуйте вспомнить рассказы, в названиях которых встречается упоминание о животных. («Зачем я убил коростеля?», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Щурок-швырок», «Конь с розовой гривой»)

Замечательный рассказ «Осенние грусти и радости» – это просто настоящая ода русскому огороду. Упоминание о каких овощах встречается на страницах этого произведения. (Капуста, картошка, морковь, брюква, свёкла, бобы, горох)

Каким замечательным уральским словом называется тара, в которую собирала малину бабушка? (Туес)

Какую ягоду собирал на увале Витя, надеясь заработать пряник конём? (Земляника)

Почему Вити нет на фотографии? (Заболел)

Озеро с какой рыбой нашёл Васютка? (С белой речной)

Каких птиц, оставшихся на Енисее, спасали ребята от лютого мороза? (Гусей)

Какую «самую главную работу» поручили выполнить ребятам после того, как взрослые съездили за сеном? (Утаптывать сено)

Как называется речка, впадающая в Енисей, на берегу которой находился покос дедушки Вити? (Мана)

От какой болезни бабушка постоянно лечила Витю? (От ревматизма ног)

Кого Санька «увидел» в пещере? (Домовниху с домовым)

Что перебирал Витя в погребе, чтобы бабушка «на вырученные деньги купила мануфактуры»? (Картошку)

Какую вещь испортил Витя, когда вместе с Санькой отправился к дедушке на заимку? (Штаны)

Что принёс учитель больному Вите? (Фотографию)

Что бабушка клала для красоты между окон, прямо на валик ваты? (Рябину)

Конкурс 4. «Составь пословицу»

Несомненно, образ бабушки писателя, с любовью изображённый в рассказах вам очень запомнился. Катерина Петровна является в произведении, как и в жизни, носителем русской национальной идеи: идеи добра, терпимости, любви к людям. Все её поступки просты и мудры. И в речи её часто встречаются яркие, образные, запоминающиеся слова и выражения. Использует она и пословицы – кладезь народной мудрости. Следующий конкурс так и будет называться «Составь пословицу». Каждая команда получит листочек с заданием и попробует расположить слова в правильном порядке. За правильный ответ – 1 балл.

Задание 1 команде.

Несчастье, бросай, не, в, друга. (Не бросай друга в несчастье.)

Язык, голова, болтает, а, отвечает.( Язык болтает, а голова отвечает.)

До, поту, поешь, работай, в, охоту. (Работай до поту, поешь в охоту.)

Задание 2 команде.

Не, дурная, голова, даёт, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не даёт.)

После, храбрых, много, драки. (После драки храбрых много.)

Кошке, мышке, игрушки, слёзки. ( Кошке игрушки – мышке слёзки.)

Задание 3 команде.

А шуба, не, хлеб, греет. (Не шуба греет, а хлеб.)

Начало, половина, доброе, дела. (Доброе начало – половина дела.)

Два, хорошо, а , ум, лучше (Ум хорошо, а два лучше)

Прочитайте вслух, что у вас получилось и запомните мудрые народные слова.

Конкурс 5. Конкурс знатоков «Кто есть кто»

Продолжаем играть. Для участия в следующем конкурсе я приглашаю по одному участнику от каждой команды. Ребята должны ответить на вопросы, начинающиеся со слова «кто». Совещаться с командой «знатоки» не имеют права. За правильный ответ – 1 балл. Если «знаток» не знает ответ, на вопрос может ответить соперник. В крайнем случае на помощь приходит команда.

Задание команде 1.

Кто из героев В.П.Астафьева рассказывал, «что человек она ноне одинокой, пережила всю родову», «внук Юрочка погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился»? (Бабка из рассказа «Бабушка с малиной»)

Кто из героев рассказа «Конь с розовой гривой» «в сердцах или в насмешку» называл бабушку генералом? (Дедушка)

Кто «оттолкнул ребят, а сам схватил палку и принялся молотить по змее»? (Учитель)

Задание команде 2.

Кто из героев рассказа «Гуси в полынье», «вполне взрослый человек», «однажды на спор перешёл во время весеннего ледохода Енисей и оттого считался в деревне отчаянной головушкой»? (Мишка Коршуков)

Кто почти пять дней провёл в тайге один, но не отчаялся, преодолел трудности и спас свою жизнь? (Васютка из рассказа «Васюткино озеро»)

Кто привозил из леса ребятам гостинцы от зайца, от лисы, от медведя? (Дедушка)

Задание команде 3.

Кто из героев рассказа «Запах сена» «сильный и злой», «особый человек – он глухонемой», «Богом обиженный»? (Брат Алёшка)

Кто из левонтьевских ребятишек был» исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными, окровенелыми руками,…вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? (Санька)

Кто постоянно занимал деньги в долг у Витиной бабушки? (Тётка Васеня)

Конкурс 6. «Лучшая иллюстрация»

Один представитель команды рассказывает о своей иллюстрации к одному из рассказов В.П.Астафьева, доказывая, что его иллюстрация является лучшей. За лучшую защиту – 3 балла.

Подведение итогов.

Мы сегодня с вами играли. И как в любой игре и у нас должны быть победители. Пока мы не услышали результатов конкурса, я хочу заставить вас задуматься о том, что проигравших в нашей игре нет. Разве могут быть проигравшие среди тех, кто впервые, как стрижонок Скрип в рассказе В.П. Астафьева, попробовал эту вкусную каплю – малую часть всего наследия писателя. И я думаю, что эта встреча с творчеством великого русского писателя была не последней. И ещё один вопрос: «Скажите, а о чём вас заставили задуматься рассказы Астафьева?»

Жюри подводит итоги.

Рассказы В.П.Астафьева из книги «Последний поклон»– это рассказы о детстве, о чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадёжно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что этот жизненный период очень важен в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. У В.П.Астафьева детство пришлось на суровые, голодные годы. Но это время согрето любовью и заботой родных людей. Именно поэтому оно – самая счастливая пора в жизни любого человека. Если в детстве ребёнка окружили бесконечным терпением и добротой, то просто должен «человек быть счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле – творить добро».

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.