logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

Выявление активной гражданской позиции автора в стихотворении.

Формирование умений выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом.

Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

Ход урока

Анализ стихотворения по частям.

1 часть. Охотник возвращается в родную деревню

- Что узнаём из 1 части? (Охотник рад возвращению в родную деревню, доволен ночлегом, радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.)

- Как автор относится к крестьянским детям, которые рассматривают его через щели сарая? (С нежностью, с умилением говорит о них: " глазки смешались, как в поле цветы", " я детского глаза люблю выраженье". Поэт расстроган, он как будто встречается с детством.)

2 часть. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого охотника.

Выразительное чтение по ролям диалога ребят (шёпот 9 ребят).

- Каким показался детям охотник? Что они увидели? (Дети внимательные, всё увидели: бороду, длинные ноги, часы, золотую цепь, собаку, ружьё.)

- Что важно выявить детям? (Незнакомый охотник барин или нет?)

- Понравился детям барин? (Нет, они изрекли приговор: "Такому- то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи!"

- Как вы думаете, кому рассказывает лирический герой- охотник о случае на охоте? (Друзьям.)

- Образ рассказчика меняется на протяжении стихотворения. Он обращается и к читателям привилегированных сословий, и к крестьянским детям.(Наблюдение.)

Первоначально стихотворение называлось "Детская комедия". Чем же это стихотворение похоже на комедию? В первой и последних частях звучит диалог: детишки сравниваются со зрителями, а Фингал - с актёром.

3 часть. Воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом.

Здесь позиция лирического героя меняется: он и один из участников мальчишеских игр, и публицист, обращающийся к читателям, и гражданин , думающий о будущем своего народа. (Наблюдение)

1. Выразительное чтение отрывка от слов "О милые плуты" до слов "и клали рядком на перила моста"

- Почему автор завидует крестьянским детям? (Их жизнь полна поэзии, они свободны в общении друг с другом и с природой).

- Детей читателя привилегированного сословия лирический герой иронично и грустно называет "балованными детками", сожалеет о том, что дворянским детям недоступны многие радости, которые открывают свободное общение с природой.

- Какие чувства волнуют лирического героя при воспоминании о грибных набегах, о змее? (Сравнивая себя, дворянского сына, с крестьянскими ребятишками, герой подчёркивает смекалку находчивость, практичность детей из народа.)

- Почему так беспощадно сражались юные герои со змеями? (Дети сражались со злом, которое в их сознании связано с образом сказочного Змея Горыныча, и, воображая себя сказочными богатырями, они ожидают славы за подвиги.)

- Какова позиция лирического героя? Для чего он это рассказывает? (Перед нами человек, причастный к жизни крестьянских детей, журналист, стремящийся развенчать представления о крестьянстве как о людях "низкого рода")

2. Выразительное чтение отрывка от слов " У нас же дорога большая была:" до слов "Что новый прохожий то новый рассказ".

- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребяишек? (Дорога - это своеобразный учебник, по которому крестьянские ребятишки постигали науку жизни.)

3. Выразительное чтение отрывка от слов "Ух, жарко! до слов "Живого в деревню тащат с торжеством"

4. Исследовательская работа с текстом.

- Сколько восклицательных предложений в отрывке? (10.) Какова интонация этого отрывка? (Рассказчик с восторгом рассказывает о крестьянских ребятишках.)

5. Выразительное чтение отрывка от слов "Довольно, Ванюша!..." до слов "Зато ему рано знакомы труды".

- Каково значение сочетания слов "нарядной своей стороной"? (Речь идёт о радости труда, приносящие свои щедрые плоды)

- Почему " Ванюша в деревню въезжает царём"? (Ребёнок осознаёт значимость такого труда, испытывает гордость от причастности к общему делу.)

- Каково значение фразы: " Другой стороною медаль"? (Значит, противоположной, всегда отрицательной стороной.)

- Какова теневая сторона той жизни, которая изображена в стихотворении? Каков смысл строчек: "Но вырастет он, если Богу угодно:"? (Пропадёт. Крестьянский ребёнок лишён родительского внимания, опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжёлый крестьянский труд тоже отнимает немало сил.)

6. Выразительное чтение отрывка "Однажды в студёную зимнюю пору".

- О чём размышляет автор, рассказывая историю крестьянского мальчика? (Крестьяне, серьёзно и строго относились к труду, чувствовали долг перед семьёй, были примером для своих детей.) Автор испытывает противоречивые чувства: он любит русскую природу, родину и ненавидит рабство, "клеймо нелюдимой, мертвящей зимы".

- Какие мысли автор называет честными? (Мечты о свободе, о счастье народа, о судьбе крестьянских детей, о судьбе России).

- Автор призывает "хранить вековое наследие". Что это? (Лучшие традиции русского народа, любовь к родине, к родной земле, ощущение её красоты, то что остаётся с человеком всю жизнь.)

- Какова позиция лирического героя в отрывке "Играйте же, дети! Растите на воле!"? (Перед нами гражданин своего отечества, призывающий молодое поколение беречь лучшие традиции отцов и дедов.)

4 часть Представление собаки Фингала для деревенских зрителей

Выразительное чтение последней части.

- Изменилось ли как-то отношение детей к охотнику? (Да, они прониклись доверием к приезжему, не боялись уже его, не убежали. Поняли, что он добр, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать.)

- Почему Н.А.Некрасов заменил название "Детская комедия" на "Крестьянские дети"? Автор написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.

Дом. задание: выучить отрывок наизусть "Однажды в студёную зимнюю пору:"

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.