logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока для учителя:

обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;

воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;

развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;

научиться отличать юмор от сатиры;

видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебной программе: второй урок из трех запланированных (Урок № 1. Тема: А.П.Чехов “Хамелеон”. Картина нравов в рассказе. Урок № 2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Урок № 3. Тема: Рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” (Внеклассное чтение).).

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приемы технологии, используемые на уроке:

прием “Кластер”;

прием “Толстые и тонкие вопросы”;

прием “Оставь за мной последнее слово”.

Методы (по классификации методов М.М. Поташника).

Метод организации учебной деятельности.

Перспективный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);
в) практические (работа с текстом, задания в группах);

Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

Логический аспект:

а) дедуктивные;
б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

Методы контроля учебной деятельности:

Устные и письменные.

Фронтальные и групповые.

Текущие.

С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

Оформление доски:

Портрет А.П. Чехова.

Кластер “Комические средства создания характера”

Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”

Эпиграф “Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть” А.П.Чехов.

Организация работы по технологии

Ход урока

I. Стадия вызова.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

Обращение к личному опыту учащихся.

II. Актуализация знаний.

1. Литературная разминка (Слайд 1, 2. Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”).

Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.)

2. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.

Прием “Кластер”.

Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)


Формулировка темы урока.

Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)

Личное целеполагание

III. Целеполагание.

А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.)

II. Стадия осмысления.

IV. Этап изучения нового материала.

1. Слово учителя.

В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова.

Какие же комические средства создания характера он использовал?

2. Объяснение нового материала.

(Учитель объясняет материал, составляя кластер “Комические средства создания характера” на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.)

Прием “Кластер”.


Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа.

V. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Задание группам:

Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, а также две статьи на стр. 356–358 (“В мире литературы. 7 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова) привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут.

Устные развернутые ответы, дополнение кластера.

VI. Этап закрепления новых знаний.

1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.

1-я группа. Композиционное средство “Повторение ситуаций”. Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.

2-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу.

3-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.

4-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.

5-я группа. “Закулисные персонажи” не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:


Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.

Прием “Толстые и тонкие вопросы”.

2. Фронтальная беседа.

Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)

Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4. Очумелов, Хрюкин, толпа.)

И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.

Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.)

Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.)

III. Стадия рефлексии.

Прием “Оставьте за мной последнее слово”.

VII. Применение знаний и рефлексия.

1. Фронтальная беседа.

Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.)

Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).

Над чем заставил вас задуматься наш урок?

2. Слово учителя.

С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: “В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли”.

Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

VIII. Итоги урока.

Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.

Сообщение оценок.

Домашнее задание.

Прочитать рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” и подготовить “Толстые и тонкие вопросы” к рассказам (по рядам).

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.