logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Задания для 5-7 классов

1. Какие Вы знаете приспособления деревьев и кустарников для жизни в прибрежной полосе?

2. По каким причинам происходит утрата крыльев у некоторых насекомых? Приведите примеры.

3. Какое значение для человека имеют различные представители отряда грызунов?

4. Известно, что все части голосеменного растения тис ядовиты, за исключением окружающего семя ярко-красного присемянника (ариллуса). Он не только не ядовит, но даже вполне съедобен. Почему именно эта часть семенных покровов лишена токсина, а само семя ядовито? В чем смысл яркой окраски присемянника.

8-9 класс

1. Какие общие черты характерны для обитателей высокогорий и арктических пустынь?

Ответ. Животные, обитающие в высокогорье и арктических пустынях, сталкиваются с рядом одинаковых проблем, в связи с чем у них развиваются сходные приспособления. Прежде всего это касается приспособления к низким температурам: компактное тело, густой мех или оперение, толстый слой подкожного жира. Недостаточная кормовая база в неблагоприятный период года приводит к появлению у многих обитателей этих зон периода покоя: зимней спячки, анабиоза, стадии покоящихся яиц или куколок и т.п. Бедная кормовая база приводит к постоянным миграциям обитающих в этих условиях крупных животных.

Из-за низких температур и сильных ветров для растений арктических пустынь и высокогорий характерны отсутствие древесных и кустарниковых форм, малые размеры, наличие стелящихся побегов и корневищ, часто встречается опушение листьев и стеблей. Отсутствует сплошной растительный покров. Преобладание мхов и лишайников, цветковые немногочисленны, в основном злаки и осоки.

 

 

2. В эритроцитах человека отсутствует ядро и рибосомы. Откуда берутся белки в этих клетках?

Ответ: В зрелых эритроцитах человека не происходит синтеза новых белков. Все белки, необходимые для работы эритроцитов, синтезируются в процессе их созревания в клетках-предшественниках, содержащих ядра и рибосомы. После того, как образуются необходимые для синтеза нужных белков матричные РНК, из клетки выбрасывается ядро, хотя синтез гемоглобина продолжается. Затем, когда накапливается нужное количество гемоглобина, разрушаются мРНК и рибосомы. Параллельно происходит разрушение митохондрий.

 

 

3. Человек, спасшийся при кораблекрушении, может погибнуть, если у него не будет запаса пресной воды. Почему он не сможет пить морскую воду? Ведь альбатросы, которые залетают далеко в море, пьют эту воду!

Ответ. В морской воде содержится много солей, она гипертонична. Соль из воды будет всасываться в кровь. Почки человека не могут компенсировать резкое увеличение содержания соли, в результате повышается осмотическое давление плазмы крови; вода будет выходить из клеток крови в плазму, что приведет к гибели человека. У альбатросов и других морских птиц есть солевая железа, которая выводит избыток солей.

 

 

4. Соцветия астры с красными венчиками поместили в сосуд с аммиаком. Как изменится цвет лепестков этих растений? Почему?

Ответ: цвет венчиков астры определяют растворенные в клеточном соке клеток венчиков пигменты антоцианы, видимое проявление которых зависит от показателя рН клеточного сока: в кислой среде (рН меньше 6) антоцианы дают красное окрашивание, а в щелочной среде (рН больше 7) дают синее окрашивание; пары аммиака проникают из воздуха в клетки лепестков и изменяют в них рН на щелочной, венчики цветков станут синими.

10-11 класс

1. При болезни Паркинсона в отделе мозга под названием «черная субстанция» существенно увеличивается концентрация активных форм кислорода, которые способны модифицировать ДНК и таким образом вызывать мутации. Объясните, пожалуйста, почему количество дефектных (мутантных) белков, кодируемых геномом митохондрий, в «черной субстанции» значительно больше, чем белков, кодируемых ядерным геномом.

Ответ.

Причины этого кроются в различиях ядерного и митохондриального геномов. Ядерный геном диплоидный, в тоже время в клетке существует большое число митохондрий (около 1000) несущих независимо существующие копии митохондриальной ДНК. Поэтому мутации в геноме одних митохондрий не приводят к нарушению функционирования других (клетка сохраняет нормальную жизнеспособность при повреждении 10% митохондрий), а мутантные белки в повреждённых митохондриях накапливаются. Повреждение же ядерных генов часто приводит к гибели клетки, а следовательно, мутантные белки не будут накапливаться.

Важным фактором является то, что в ядре лишь около 2% ДНК кодирует белки, то есть вероятность попадания мутации в белок равна приблизительно 1/50. В митохондриях же эта вероятность более 50%, так как почти вся ДНК в них кодирует белки или РНК. В митохондриях система репарации имеет более низкую эффективность, чем в ядре клетки, в связи с этим больше вероятность фиксации мутаций.

 

 

2. По мнению некоторых исследователей, на задних конечностях современных амфибий насчитывается не по пять, а по шесть пальцев. Дополнительный палец образует так называемый внутренний пяточный бугор. Он хорошо выражен у жаб и чесночниц и слабее развит у лягушек. Как вы думаете, для чего может быть полезен лишний палец этим животным?

Ответ:

У ископаемых амфибий известны конечности с более чем пятью пальцами. Шестой палец у современных амфибий, на самом деле предпервый палец -хрящевой. Он образует внутренний пяточный бугор - своеобразный каблучок на пятке для упора о твёрдую поверхность при хождении. Поэтому он сильнее выражен у более сухопутных обитателей, таких как жабы и чесночницы. При плавании в воде, как например у лягушек, он не нужен. Кроме того, крупный пяточный бугор используется амфибиями при рытье нор задними конечностями, например у чесночниц и их североамериканских аналогов - лопатоногов. Закапываются они при этом задом наперёд.

 

 

3. В практике сельского хозяйства для повышения урожайности перед посевом озимой ржи на новом поле первые два года сажают клевер, а непосредственно в год перед посевом поле перепахивается и ничем не засевается. В чем смысл подобной смены культур. Изменится ли скорость роста клевера на данном поле, если его не перепахивать и оставить под этой культурой в течение нескольких лет.

Ответ:

У клевера, как и у других бобовых, на корнях имеются клубеньки, в которых обитают симбиотические азотфиксирующие бактерии. Поэтому выращивание клевера обогащает почву азотом. Перепахивание участка в год перед посевом ржи приводит к тому, что зелёная масса клевера попадает в почву и там перегнивает, дополнительно обогащая её. Кроме того, это запахивание уменьшает количество сорняков, растущих на поле. Если клевер оставить на поле на больший срок, произойдёт его вытеснение другими растениями. Дело в том, что бобовые затрачивают на азотфиксацию значительную часть энергии, полученной ими в результате фотосинтеза. Пока в почве мало азота, они имеют явное преимущество перед другими растениями. Как только за счёт деятельности клевера почва обогатится азотом, другие растения, например, злаки, не затрачивающие энергию на азотфиксацию и поэтому быстрее растущие, начнут вытеснять клевер.

 

 

Задания для 11 класса

1. С поля площадью 20 га был собран урожай пшеницы 18 центнеров с га. Химический состав зерна показал, что оно содержит 40% углерода, 2% азота и 0,03% фосфора. Осенью на поле было вывезено 120 т навоза, содержащего 18% углерода, 0,5 % азота и 0,1 % фосфора. Какие минеральные удобрения и в каком количестве необходимо дополнительно внести в почву, чтобы восстановить её состав?

2. К каким последствиям приводит отбор против гетерозигот данного локуса? Каким будет равновесное соотношение генотипов в популяции, если исходное отношение аллелей А и а было 1:1, выживание гомозигот АА и аа одинаково, а гетерозигот в 5 раз ниже?

3. Известна мутация мышей, приводящая к жёлтой окраске шерсти. При скрещивании двух таких мышей в потомстве наблюдаются жёлтые и чёрные мыши в отношении 2:1. Если скрестить двух жёлтых мышей первого поколения, наблюдается такое же расщепление. При скрещивании двух чёрных мышей первого поколения все потомки были чёрными, а при скрещивании жёлтой и чёрной мышей - чёрные и жёлтые в отношении 1:1. Если создать популяцию только из жёлтых мышей и позволить им свободно скрещиваться, каково будет отношение фенотипов через 5 поколений?

 

 

Вопросы для всех

1. Предложите как можно больше способов, как можно узнать возраст конкретного животного или растения.

2. Млекопитающие, не переносящие зимних условий, как правило, впа­дают в спячку, а птицы чаще улетают туда, где условия лучше. Какие имеются преимущества и недостатки у каждого из этих способов пере­живания неблагоприятного времени года?

3. Мы хорошо знаем, насколько разнообразно бывают окрашены насе­комые. Внешний вид многих бабочек является тому подтверждением. Предположите, за счёт чего достигается такое разнообразие окрасок насекомых и для чего оно может быть им нужно.

4. Предки человека передвигались на четырёх конечностях. Как вы думаете, какие изменения в скелете человека должны были произойти при переходе к двуногому передвижению? Обоснуйте свою точку зре­ния.

5. Обычно количество, размер и строение глаз более-менее одинаковы у всех животных одного вида. Знаете ли вы такие виды животных, разные особи которых сильно различаются по этим параметрам? Чем могли бы объясняться такие различия?

6. Замечено, что микроорганизмы в почве распределены неравномерно. Особенно много их обнаруживается в тонком слое, окружающем корни растений. Как вы думаете, какую пользу могут получать бактерии от близости корней растений? Какую пользу могут получать растения от окружающих их корни бактерий? Придумайте как можно больше вари­антов.

 

 

 

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.