Сергей Владимирович Орлов прошел долгий жизненный путь, полный плодотворных трудов и научных исканий.

Орлов – ученик великого Бредихина, знаток самых различных областей современной науки. Он признан всем миром как крупнейший авторитет в вопросах, связанных с изучением комет.

Все крупнейшие результаты современных исследований комет, о которых рассказывалось в предыдущих главах, получены С. В. Орловым или его учениками.

С. В. Орлов разработал новейшую классификацию кометных хвостов. Он же создал современную теорию головы кометы и определил размеры кометных ядер. Трудно перечислить все открытия, сделанные замечательным советским ученым.

Из работ этого советского ученого наибольший интерес представляет исследование происхождения комет. Откуда появились и как зарождаются эти хвостатые звезды?

Известно, что кометы зарождаются внутри нашей солнечной системы. Но как это происходит?

В середине ноября 1927 года была открыта весьма странная комета. Ее орбита оказалась почти круговой и очень напоминала орбиту астероидов, или малых планет. Двигаясь между орбитами Юпитера и Сатурна, эта комета совершает полный оборот вокруг Солнца почти в 6 лет. В последующие годы у кометы были замечены какие‑то странные вспышки яркости. Объяснить это приближением к Солнцу, конечно, было нельзя. Но ведь это напоминает нам другую странную комету, которую наблюдали в 1892 году. Недавно была открыта еще одна такая же странная комета.

С. В. Орлов, которому хорошо были известны эти кометы, в конце концов пришел к выводу, что существует глубокая связь между кометами и астероидами. Эта связь заключается не только в том, что орбиты некоторых комет весьма похожи на орбиты астероидов. Массы кометных ядер, определенные на основании новой физической теории головы кометы, также оказались близкими к массам астероидов.

Общее число обнаруженных астероидов в наши дни достигает 2 500. Есть много оснований считать, что неоткрытых мелких астероидов гораздо больше, чем известных.

В 1937 году открыт астероид, названный Гермесом, с поперечником всего в 400 метров. Его орбита оказалась очень вытянутой и напоминающей орбиту коротко‑периодической кометы.

Когда‑то еще Ольберс предполагал, что астероиды представляют собою осколки распавшейся на части планеты, которая кружилась вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера. Недавно эта мысль была подтверждена тщательными исследованиями орбит астероидов. Оказалось, что эти орбиты пересекаются, и астероиды образуют семейства подобные семействам комет. Установлено уже 5 семейств, включающих в себя 192 астероида. Значит распадение астероидов продолжается.

Но отчего же распадаются астероиды? Причина здесь, вероятно, та же, что у комет. Астероиды сталкиваются с крупными метеоритами и раскалываются на части.

Несомненно, что крупный метеорит при столкновении способен расколоть ядро кометы или небольшого астероида. Когда метеорит сталкивается с астероидом, то энергия его движения молниеносно Переходит в теплоту, которая так велика, что сам метеорит как бы взрывается. Подсчеты показывают, что метеорит, ударяющийся в Землю со скоростью в несколько километров в секунду, выделяет такую же энергию, какая освобождается при взрыве нитроглицерина в количестве, равном массе метеорита. Таким образом, метеорит – это как бы торпеда, несущаяся в мировом пространстве.

Если крупный метеорит налетит на астероид, то осколки «торпедированного» астероида полетят во все стороны с разными скоростями. Некоторые из них, получив большие скорости, навсегда покинут солнечную систему. Но найдутся среди этих осколков и такие, которые начнут кружиться вокруг Солнца по вытянутым эллиптическим орбитам. Когда такой осколок подойдет близко к Солнцу, он нагреется и из него начнут выделяться газы, появится хвост, и через некоторое время земные астрономы смогут зарегистрировать появление новой кометы.

Метеориты проносятся в мировом пространстве по всем направлениям, и их столкновение с астероидами, хотя и не очень часты, достаточно вероятны. Ведь кометы 1927 и 1892 годов – это, по‑видимому, обычные астероиды, с которыми сталкивались сравнительно небольшие метеориты. Столкновения породили взрывы, образовались облака пыли. Поэтому‑то и наблюдалось с Земли увеличение яркости этих комет.

Среди астероидов есть множество очень мелких – с поперечниками в десятки метров и даже меньше. Именно такие астероиды являются вполне подходящими кандидатами в будущие кометы. При столкновении крупных метеоритов с такими астероидами и зарождаются новые кометы.

Образование комет происходило и раньше, происходит в наше время и будет происходить в будущем. Из большого числа образующихся комет астрономы могут наблюдать только те, которые достаточно близко подходят к Земле. Многие же из комет навсегда останутся неизвестными человечеству.

Таково происхождение комет.