logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

 

 

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Распределения функций между учащимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся

3. Разрабатывает сценарий занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится к занятию

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.  Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3. Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1. Оценивает работу учащихся

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);

информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);

стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);

исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);

тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

Какие возможности дает метод обучающемуся:

видеть проблемы

понимать и использовать концепции

анализировать профессиональные ситуации

оценивать альтернативы возможных решений

выбирать оптимальный вариант решения

составлять план его осуществления

развивать мотивацию

развивать коммуникационные навыки и умения.

 

Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Задачи:

- Развитие коммуникативных навыков и презентационных умений

 - Формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

- Приобретение экспертных умений и навыков

- Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

 - Изменение мотивации к обучению

2. Описание методики Case study или кейс-метод

 

КЕЙС-МЕТОД – метод активного обучения, при котором происходит понимание изучаемого предмета, содержащего неоднозначное, вероятностное знание, выявляемое при анализе практической ситуации. Кейс-метод— это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации на производстве, или история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

- Кейс-метод, как технология работает за счет ориентации учебных целей на обучение через конкретные, практические проблемы, с которыми сталкиваются и решают специалисты очень многих сфер деятельности. Меняется мотивация учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. У них развиваются очень важные интеллектуальные навыки, которые будут нужны им в дальнейшем обучении и освоении профессиональной деятельности.

Ограничения на использование кейс-технологии:

1) Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.

2) В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

Основными целями занятия по КС: являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.

 

 

Виды кейсов

Классический кейс – развернутое описание ситуации

Мини-кейс – сокращенное описание конкретной ситуации, в которой  предельно конкретизирована учебная проблема

Кейс, представленный в форме видеоматериала

Газетная статья (или подборка статей)

Официальный документ (или подборка документов)

Описание случая из жизни или профессиональной практики, произошедшего с кем-либо из участников учебного процесса

Случай, возникший в процессе обучения

Повторный  случай, то есть анализ принятого решения по конкретной ситуации

Источники информации: статьи в периодической печати  специализированные и конференции; организации, сотрудничающие с учебным заведением; педагогическая деятельность в сфере переподготовки; представители высшего и среднего управленческого звена; личные связи коллег, студентов, выпускников.

 

 

Этапы создания кейса

Кейсы пишут опытные преподаватели (или подбирают подходящий материал), готовят группы студентов (помощников или аспирантов) под руководством преподавателя, берутся из банков готовых кейсов (интернет).

Формирование дидактических целей кейса.

Определение проблемной ситуации.

Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т. д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.

Выбор жанра кейса.

Написание текста кейса.

Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

Подготовка окончательного варианта кейса.

Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Требования к обучающему кейсу. В КС должна быть выделена центральная проблема, она не должна «лежать на поверхности», до нее нужно «докапываться», используя представленную информацию. В КС обсуждается то, что в ней написано, ней должен быть определенный недостаток информации для принятия решения. КС не должна подводить к «единственно верному» решению, необходимо обеспечить возможность различных реакций на одну и ту же проблему, она должна побуждать слушателей к принятию решения, что служит основой для дискуссии.

 

 

Структура и содержание кейса

Титульный лист КС (заголовок, автор, год, «…данная КС подготовлена для ее обсуждения в...»)

Вводная часть КС (главные персонажи, название и направления деятельности организации, временные рамки, краткое описание проблемы – как она видится участникам событий)

Основная часть КС (история организации; внешняя среда; расширенное описание проблемы – общее состояние дел в ситуации, взаимодействие персонажей, возможные альтернативы в решении проблемы)

Окончание (установление «последней даты» - момента возникновения проблемы или момента принятия решения, определение срочности в решении проблемы)

Приложения (основные даты в развитии событий, схема организационной структуры, иные статистические данные)

Вопросы для обсуждения (наиболее общими вопросами являются: с какой проблемой столкнулись действующие лица, организация, какой выход из положения можно порекомендовать, аргументируйте рекомендации)

Информационное обеспечение кейса дополнительная информация повышенного уровня сложности по учебной теме, но не решающая проблемы, а помогающая в них разобраться

Тезаурус – материал, который учащиеся должны изучить

 

 

Обучение на основе конкретной ситуации

Ознакомление, информационный поиск. Текст КС должен быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проверяется знание материала КС.  Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса. Каждый ученик индивидуально решает конкретную ситуацию. Затем ученики распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени.

Анализ и обсуждение. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов учащихся, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется письменно на бумаге (флип-чарт), доске, пленке для слайдов или компьютере. Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и структурированием работы по определенному алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам.

Выбор спикера. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если КС грамотно составлена, то решения групп не должны совпадать! Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

На этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:

- Почему ситуация выглядит как дилемма?

- Кто принимал решения?

- Какие варианты решения имели место?

-  Что надо было делать?

Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.

Представление решений. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса, в ответах оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).

Подведение итогов. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию, завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Правила для педагога: Откажитесь от прямых подсказок и  —придерживайтесь нейтралитета к мнению и высказываниям учащихся — займите нейтральную, наблюдательную позицию — преодолевайте конфликты и разногласия без морализаторства — серьезно воспринимайте участников —активизируйте и мотивируйте группу —сдерживайте свои эмоции — четко структурируйте занятие.

Правила для учеников: Высказывания должны быть краткими и по делу — не разрешается говорить нескольким учащимся одновременно — главные идеи должны быть зафиксированы — все обсуждения ведутся с учетом мнения каждого участника. Группа выбирает спикера, который представляет результаты обсуждения.

 

 

Применение кейс-метода на уроках «Технология»

 Предмет «Технология» готовит подрастающее поколение  к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики. Сам предмет тесно связан с жизнью людей, с жизненными ситуациями, когда каждый школьник ежедневно сталкивается с ними. Поэтому учитель технологии должен тесно связать уроки и жизненные ситуации, для того чтобы дети были готовы решить разные проблемы. Педагогическая кейс-технология должна быть связывающим звеном между учениками и реальной жизнью.

Например, можно применить следующие методы.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

Возможно применение этого метода в разделах:

«Кулинария»

«Уход за одеждой»

«Личная гигиена школьника»

«Семейная экономика»

 

 

Выводы

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.

 

 

Заключение

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.