logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

МАТЕМАТИКА

Правописание безударных  гласных в корне

1.Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Составь три предложения из данных словосочетаний.

Пос_дела на скамейке, пол_скать бельё, зап_вать лекарство, бабушка пос_дела, пол_скать ребёнка, зап_вать песню, прож_вать в доме, сл_зать с крыши, отв_рить дверь, прож_вать мясо, сл_зать варенье, отв_рить картофель.

 

 

2.Спиши стихотворение. Устно подбери проверочные слова.

Уб_гали(2) тр_пинкикр_вые

по цв_тущимп_лям до реки.

Я любила цв_тып_левые –

к_локольчики(2) и в_сильки.

Щ_бетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шм_ли,

а лужайки цв_тные, как ситцы,

сладко(2) пахли и долго цв_ли.

 

 

3.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

Сло_ненокб_жал по большой п_ляне. Кругом м_лькали красивые п_тнистые бабочки. Слышалось жужжание пч_лы или м_хнатогошм_ля.(4) Среди з_лёной травы виднелись п_хучие _стровкицв_тов. Сл_ненокс_рвал несколько красивых цв_тков. Он зах_телпод_рить их с_стренке. Н_бесазат_нулисьс_роватыми(3) тучками. Прибл_жаласьгр_за. Нач_лся дождь. В_дат_кла с н_бес. Она поп_дала в гл_за и м_шаласм_треть.

 

 

4. Найди ошибки, исправь их. Спиши предложения без ошибок.

Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба.(4) Сонцевстоёт из-за бальшогохалма и асвещяетдорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, ему(3) вторят птичигалоса. Я сажусь посридипаляны(3) на лижащий ствол. Рядом стоит махнатаявитвистая сосна. Я глажу рукой кару дерева. Потом линиво иду потрапе.

Непроизносимые согласные

 

5. Вставь пропущенные буквы, спиши.

Доблес_ный солдат, небес_ная синь, звез_ная ночь, поверхнос_ные знания, поз_ний вечер, влас_ный голос, ярос_ный крик, веселый праз_ник, ненас_ный день, ужас_ное событие, парус_ная лодка, ус_ный ответ, опас_ный путь, прекрас_ная погода, вкус_ный обед, чудес_ная сказка.

 

6.Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.

Здешний житель - …, пасмурный день - …, печальная картина - …, правдивый ответ - …, героический поступок - …, красивый пейзаж - …, знаменитый актер - …, увлекательный рассказ - …, отмечать юбилей - …, огромное здание - … .

 

 

7.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

Извес_ный профессор Илья Анатольевич очень грус_ный спускался (по)длинной лес_нице. Это был серьез_ный , но чу_ствительный человек. Он ужас_но (не)любил поз_нюю осень(4). Она к_залась ему безобраз_ной и опас_ной для зд_ровья. Ненас_ная погода мешала думать. Ни_коесо_нце плохо согр_вало(3).  Ч_сточу_ствовал профессор тяж_сть на сер_це(3). Чтобы (не)болеть, он принимал л_чебные ванны и х_дил в бас_ейн.

 

 

Разделительный Ъ и Ь

 

8.Вставь нужную орфограмму. Помни о «ловушках».

Бездел_е,  с_ёмка,  грозд_я,  бур_ян,  коп_ё, из_мерять, обез_яна,  об_яснил,  в_юн,  туч_ка, ател_е,  вз_ерошенный,  печен_е,  зал_ёт,  мурав_и,  ш_ёт,  без_водный,

сирен_ю, прут_я,  в__езд,  рож_ю,  клоч_я,  об_единение,  б_ёт,  под_ехал, лист_ями, Мар_я,  с_езд, руж_ё, Ул_яна, ноч_ка, ворон_и,  стал_ю, п_еса, Юр_евич_, ненаст_е, раз_ярённый, раз_дельный.

 

 

9.Найди ошибки, исправь. Запиши слова правильно.

Шъёт  платье, журчяниеручъя, сьедаютлистъя, подехал к подьезду, птичьи семи, большой обьём, взъвесить печенье, ночю под кроватью, подьехал к ручью,

сьел яблоко, пъётизручя, слаткое питьё, белые крыля, страительныйобьект, крутойпадъем, разъузнать, льёт дошдь, снежные хлопя, объдумал предложение, висеннееполоводъе, смишная обезьяна.

 

 

10.Раскрой скобки, запиши текст без ошибок.

(В)воскресен(ъ,ь)е к школе под(ь,ъ)ехал автобус. Он об(ь,ъ)ехал большой сугро(п,б) и под(ь,ъ)ехал к входу. Мы с друз(ъ,ь)ямивыб_жали  (из)под(ь,ъ)езда школы и (на)правились к автобусу. По дв_ру бегал пёс В(ъ,ь)юнок. Учит_ль об(ь,ъ)яснил, как вести себя в автобусе.

Под ел_ю сидел вз_ерошенныйпт_нец. Дом об_ят пламенем. П_д_ехали пожарные, п_тушили огонь и раз_ехались. На п_лул_жалиоб_едки пирога. Лист_яцв_товс_ёжились от хол_да. Ил_яоб_ехал часть леса и под_ехал к г_ре.

 

 

Ь после шипящих

 

11. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Уб_жатьпроч_, открыть настеж_, из дальних рощ_, очень свеж_, бли_кий финиш_, надеят_ся на помощ_, причина неудач_, зажеч_ огонь, достать мелоч_, немного колюч_, намаж_ на хлеб, катаеш_ся на лодке, пусти уж_ вскач_, из трёх задач_, обидная лож_, рус_кий борщ_, слушаеш_ родителей, лё_кий плащ_.

 

 

12. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Береч_ книги, зорко стереч_, хлеб горяч_, л_снаяглуш_, _делать шалаш_, майский ландыш_, с_еш_ булоч_ку, компот из груш_, выйти замуж_, красивая брош_, зашагал проч_, ударить наотмаш_, клоун рыж_, собираеш_ся к нему, идти невмоч_, новый чертёж, из-за училищ_, распахнул настеж_, много луж_, стрич_ся в салоне.

 

 

13.Спиши, вставь пропущенные буквы.

Врач__ Сергей Кириллович__   см_трелфу_больный матч__ и ел борщ__ и лаваш__. Ноч__ накинула(3) на н_бесный свод звёз_ный(3) плащ__. Мой дед - бывший ц_ркач__. Теперь он – сторож_. Мы выходим на пустош__ и видим чудесный пейзаж__. Небо сплош_ зат_нуло тучами.(4) Всю дорогу лошади н_слисьвскач_.

 

 

14.Спиши, вставь пропущенные буквы. Выполни морфологический разбор указанных слов.

Мелькнуло(3) солнце из – за туч_,(3)

И был горяч_ последний луч_ .

Стал вечер ясен и хорош_.

Чуть – чуть заметна листьев дрож_.

Бил под горой студёный ключ_ .

Цвел ландыш_, нежен и пахуч_.

Вдруг вышел на поляну ёж_  .

Спросить его мне невтерпёж_ :

«Кому спешишь ты, ёж_, помоч_

И почему тебе невмоч _ ?

Иль что-то гонит тебя проч_ ?

Иль перепутал день и ноч_ ?»

 

 

Буквы И – Ы после Ц

 

15. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Конеч_наястанц_я, ц_линдрическая фигура, ц_трусовые культуры, ц_фровой набор, стоять на ц_почках, ц_ганский табор, ц_рковая программа, ц_плячий пух, круглолиц_й человек, б_гатыекупц_, борц_ за свободу, правильно оц_нить, старая ц_ганка, ц_нтральнаяал_ея, белая акац_я, сп_ртивнаясекц_я, проч_ныйпанц_рь.

 

 

16. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ц_нтровой игрок, ц_фровая запись, выкопанные колодц_, ц_плячий выводок, ц_ганский танец, анализ на лейкоц_ты, ц_ховое собрание, идти на ц_почках, ц_нтральный район, бесплатная медиц_на, железнодорожная ц_стерна, т_рговц_ зол_том, ц_плять крюком, пользоват_сяц_ркулем, бледнолиц_й мальчик, ц_кать на с_бак.

 

 

17. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

На привычное «ц_пы! ц_пы!» вошёл десяток кур. Ц_плят по осени считают. Плутовка к дереву на ц_почках подходит.(4) Ц_гане шумно вошли в избу. За партой сиделсмуглолиц_й мальчик. Ц_ркач_  из ц_линдра доставал(3) морковь и огурц_. Ц_нга – опасное заболевание. Богатырь повесил св_и доспехи: щит, панц_рь и шлем. Пасха – главный ц_рковныйпраз_ник.  Автобус остановился у г_стиниц_. На ц_нтральной улиц_ стоял памятник А.С.Пушкину. Отвар из мяса(3) ж_вотного или птиц_ называется бульоном.

 

 

Буквы О – Ё после шипящих

 

18. Запиши словосочетания, проверяя пропущенные орфограммы.

Ещ_ свеж_, сел на плеч_, деш_вые товары, ж_лтая краска, береж_т время, тяж_лый груз, хрустальным ключ_м, жж_т ноги, играть мяч_м,       спелый крыж_вник, старый ш_фер, больш_му другу, печ_т пироги, чуж_й человек, на улице свеж_, з_лотоекольц_, укрыться плащ_м, упражнение с обруч_м, смотрит зловещ_, дикие пч_лы, закрыло туч_й, уч_ный, состязания борц_в.

 

 

19. Спиши. Поставь существительные в нужном падеже.

Сад перед (больница), мешок с (пшеница), наблюдал за (морж), выше (этаж), угостил (борщ), встретился с (учительница), ездил с (багаж), любовались( ландыш), говорил с (Гриша), выложил (кирпич), затянуло (туча), сидел над (чертеж), туча над (роща), вертолет над (дача), открыл  (ключ).

Разберите по составу слова:  запестрели, запахом, разместились, редко, кино.

 

 

Имя существительное

 

20.Прочитайте. Составьте из данных словосочетаний две группы. Запишите их в два столбика.

Честь по работ_, капельки влаг_, вред от засух_, подошел к Волг_, бежал по дорог_, по краям дорог_, на сирен_, собрались на пристан_, отдыхал в санатории_, подошел к осин_, написал дедушк_, запах черемух_, подъехал к станции_, жили в палатк_.

 

 

21. Распредели слова в два столбика: в первый – слова, в окончаниях которых есть орфограммы, нарушающие основной закон письма, во второй – слова, окончания которых пишутся по закону письма.

Без акварел_, около беседк_, на территори_, в соляри_, в зоопарк_, без хитрост_, в планетари_, о волнени_, об изумруд_, о дедушк_, в музе_, к Лиди_, к Таись_, о коллекци_,

на закат_, о смелост_, при освобождени_, в сияни_, в коляск_, без памят_, в галере_, на спектакл_, по лаборатори_, в соревновани_, в стихотворени_, о болезн_, к Юли_, к Марин_.

 

 

22.Спишите предложения. Существительные в скобках запишите в нужном падеже, определите падеж этих существительных.

Фу_болисты встретились в (центр) сп_ртивной (площадка). Билеты на поезд купили в (касса) на (вокзал). На (верхушка, ёлка) сидела ворона. Коршун скрылся за (лес). В (комната, кровать) с_дела кошка Мурка. На (участок) вокруг нашей (дача) много (клубника). В (чаща) леса в (берлога) спит м_дведь. На (доро_ка), которая в_дет к (избушка) л_сника, по_вилисьволч_и следы. В лесу всегда надо помнить об (опасность) – о (волк).

 

 

23. Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Определи падеж у подчеркнутых существительных.

На л_снойвырубк_ случился пожар. Люди пог_сили огонь. Л_сник стал обх_дить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач_. Около пенька лежал к_лючийк_мочек. Правый бок обуглился. Зв_рек привалился к х_лоднойз_мельк_. По щ_кампрот_нулись две влажные поло_ки. Ежик плакал.

Л_сник взял б_днягу домой, пок_рмил ежа из пипетк_ молоч_ком. К вечеру он вынес больн___ на свеж__ воздух. Зверек сла_ко уснул (под)шелест дождя в моховой постельк_.

 

 

24. Спиши, вставь пропущенные буквы.

За рекой Росьра_кинулся лес. От речк_  к рощиц_  в_дет крутой под_ём. Чудес_но прогуляться зимой по лесу. Д_ревьяст_ят в серебристом ине_.(4) На суч_ях шапками л_жит пушистый бл_стящий снег. Особенно хороши ели в зимн_м убор_. Все залито ярким солнечным свет_м. В м_розном воздух_ чётко слыш_шь(3) каждый звук. Зимн_м вечером в лесу еще лучше. В_рхушк_ деревьев осв_щены  лучами заходящегосо_нца. Ле_кий ветерок гон_т по тр_пинк_ снежную пыль. Но вот и со_нце скрылось.

 

 

25.Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

В пол_ на огород_ появились проталины. Грачи прил_тают(3) в март_ тр_согузка – в апрел_ а ласточ_ка и соловей только в начал_ мая. Всюду пахло ч_ремухой: на улиц_ в переулк_ в дом_. Лебедь по своей величине сил_ красоте и величавой осанк_ давно признан царем вод_ной птиц_. В музыкальной школ_ дети учатся играть на роял_ скрипк_ б_ян_. В поселк_ в горн_м аул_ в ст_пной станиц_ дети собираются в школу.(3)

 

 

26. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Это было ранн_йв_сной. Мы шли по у_койтропинк_. Вдруг послышались ч_десные звуки. Задерев_ями мы увидели соек. Они с_дели на суч_яхдерев_ях, пели. Раньше мы (не)знали, что сойки умеют прекрасно петь. Обычно их(3) можно видеть на л_сной дорог_ или опушк_. Заметит сойка с_баку или человека(3) и издает ре_кий крик. По крику звери и птицы узнают о бли_койопас_ности. А тут поют! Мы стали слушать л_сную музыку.(4)

 

 

27. Проверь пропущенные орфограммы и запиши текст.

Загадки леса

Поз_н_я осень уже не может уд_ржать тепло. Х_лодныйвет_р далеко проник на ю_. Грус_ные стоят луга, п_ля. Отл_телал_ства с дерев_ев. Лес весь пр_свечивает.

Мы под_езжаем к знаком_ймес_ности. Там (на)п_лян_ царствует  могуч_й дуб. Упрямо на дуб_  держатся  ж_лтыелист_я. Они тихо шумят. Порой дуб до в_сныст_ит (в)осенн_м наряд_.

Под вечер мы вышли на бере_ озера. Ноч_ осторожно   н_двигалась на л_са глухой с_невой. Нанеб_ блестели белые звёзды. Утки с т_жёлымсвист_мл_тели на н_члег.

Разбери слова по составу.

Золотистая, засветило, местечко, дождинка, перелетные.

 

 

Сложные слова

 

1.Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Николай Добролюбов – русский писатель и критик, он жил в девятнадцатом веке. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы. Волгодонск – город на юге России, в Ростовской области.

 

 

2.Спиши. Найди сложные слова в предложениях. Определи их морфемный состав.

Недалеко от города Зеленограда есть широкое водохранилище. Летом по его берегам зеленеют белоствольные березки, шепчутся листочки дубов и кленов.

А зимой только вечнозеленые ели радуют глаз. А само водохранилище превращается в белоснежное поле. С утра и до темноты сидят на нем краснощекие рыболовы. Их улов – окуньки, ерши и красноперки.

 

 

Глагол

 

1. Раскрой скобки. Объясни свои действия.

(Не)говори, чему учился, а говори, что узнал. (Не)хвали себя сам, пусть люди (по)хвалят тебя. Семеро одного (не)ждут. (Не)откладывай на завтра то, что можно (с,з)делать сегодня. Кто умеет в_селит_ся, тот горя (не)боит_ся. (Не)плюй в колодец: пригодит_сяв_дынапит_ся. Кто любиттрудит_ся, тому без дела (не)сидит_ся.

(Не)годит_сяпл_химхвалит_ся. Плох тот солдат, который (не)надеет_ся быть генералом. (Не)ошибает_ся тот, кто ничего (не)делает. (Не)посп_шиш_ - (не)придёш_ вовремя. (Не)будеш_ ухаживать (за)д_ревьями – (не)получиш_ ур_жай. (Не)разгры_ть ореха – (не)с_есть ядра.

 

 

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Да, у папы и мамы Ларссонов случилось несчаст_е. (У)них ок_зался(3) сын, который (не)хотел быть хитрым!

- Мне кажется, что он игра_т(3) не с теми д_тьми, - запричитала мама Ларссон. – Его друз_я отвратительно х_рошие. Они (не)н_учат его д_бру.

 - (С)кем ты св_зался? – спр_сил папа Ларссон.

 - Это мои лучшие друз_я – зайч_та Юкке и Туффа. (У)них дома есть кни_ки, где можно пр_честь, что все д_лжны быть д_бры друг к другу. Я (не)х_чу быть хитрым, (не)желаю обманывать и (не)буду врать.

 

 

3. Вставь, где нужно, Ь. Объясни свои действия.

Знания ценят_ся в г_лове, а не на словах. Умел ошибит_ся, умей и поправит_ся. Волков боят_ся – в лес (не)ходить. С умнымзнат_ся – ума набрат_ся.  Счастье не в воздух_ вьёт_ся, а руками достаёт_ся. Ему лень ленит_ся, а не только шевелит_ся. Он за всё берёт_ся, да не всё удаёт_ся. Будешьтрудит_ся, будет и хлеб водит_ся. Надо наклонит_ся, чтобы из руч_янапит_ся. Всякий человек по делу узнает_ся. На миру и работа спорит_ся. Отольют_сякошк_  мышкиныслё_ки.

 

 

4. Вспомни, какие пословицы входят в данные пословицы. Как ты их понимаешь. Впиши глаголы, обозначь орфограмму.

1. Дружный табун и волков (не)__________________.

2. Два медведя в одной берлог_ (не) ______________.

3. Любиш_   _________, люби и саноч_кив_зить.

4. Ут_пающий и за соломинку ___________________.

5. Все х_рошо, что х_рошо ______________________.

 

 

5. Спиши, вставляя окончания в глаголы 3 лица множественного числа, определи спряжение.

Провод_т, руб_т, держ_т, жар_т, верт_т, засол_т, обид_т, плат_т, слыш_т, чист_т, вид_т, погас_т, кол_т, мысл_т, леле_т, зала_т, се_т, почу_т, задремл_т, причал_т.

 

 

6. Спиши пословицы. Выдели окончания глаголов, определи спряжение, лицо.

М_стера и города(3) чин_т. Горьким леч_т, а сла_кимкалеч_т. В Москве хлеба (не)молот_т, а больше нашего едят. От корма кони (не)рыщ_т, от добра добра (не)ищ_т. Деньги приход_т и уход_т. Человека цен_т по его делам. Кошку(3) против шерсти (не)глад_т. И в мутной воде рыбу лов_т. Кого почита_т, того и велича_т. Се_т – плач_т, молот_т – скач_т. Яйца курицу (не)уч_т.

 

 

7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни орфограммы на месте пропусков букв.

Заунывный ветер гон_т(3) стаю туч_ на край небес, ель надломленная стон_т, глухо шепч_т темный лес. Выспится Саша, подним_тся рано, ч_рные косы завяж_т у стана  и уб_жит, и в просторе п_лейсла_ко и вольно так дыш_тся ей. А там уж и рощи, з_лёные сени, где птицы щебеч_т(3), где скач_т олени. Постели стел_т, для г_стейн_члеготвод_т. Смотр_ш_ на прозрачный лед и вид_ш_, как под этим льдом ручей гон_т огромное стадо пузырей.

 

 

8. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Весна

Какие ты зна_ш_ приметы весны? Быва_ш_ ли ввесен_м лесу? Брод_ш_  ли среди первой тра_ки? Люб_ш_  ли первые цв_ты? Когда смотр_ш_ по сторонам, невольно останов_ш_ взгляд на этих нежных краса_цах. А(к,кк)уратноп_дход_ш_  к цв_тку(3) и осторожно вдыха_шьлё_кий аромат, но (не)срыва_ш_  и (не)губ_ш_ цв_ток. В весе(н,нн)ем лесу сразу обраща_ш_(3) внимание (на)особый воздух. Им дыш_ш_ полной грудью и испытава_ш_ радость.

 

 

9. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания .

Спор з_мысв_сной

В_ сна надв_галась медленно. (С)ней часто бились последн__ в_юги. Н_л_тят тучи п_кроют темным маревом и плюют_ся сыр__ хлоп_ями снега.(4) М_лодая зелень гнет_сяприп_да_т к з_млезадыха_тся. А со_нцеразгон_т тучи увид_т на земле непоря_киприл_ска_т её. Слабенькая зелень стр_хнетснежн__ п_крывало(3) выпр_мит_ся.

Почти до мая ш_л в тайге спор зимы св_сной. Но в_снапоб_дила(3) темн__ тучи исчезли и тайга забыла их.

 

 

10. Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Мы бродим по беригу моря и любуимся пейзажем. Судовольствиемсмотрем в синию даль и видим безкрайний простор. Лехкий ветерок морщит паверхность моря. Над водой кружат чяйки. Они ловят рыпку в волнах. Когда вы дышете морским воздухом и слышите галоса чаек, на душе становица хорошо. Так и ходиш в задумчивости вдоль берига.

Разбери глаголы по составу.

Кружить, кружиться, закружится, кружилась, закружил.

 

 

11.Найди и исправь ошибки. Спиши текст без ошибок, подчеркивая орфограммы.

Наступаитранния весна. С земли сошол последний снег. Пришло радосное время года. Земля еще холодная. Ласковае весенние солнце  сагревает все вокруг. Синие небо высокое. Понебу плывет лехкое облачко. Крепкий лед на рикепотимнел. Сонный лес стоит голый. Похучие почки уже на бухли. На земле лежит прошлогодниялества, сухие травинки. Ввершинах деревьев шумит весенний ветер.

Разбери по составу слова.

Полетела, приближаться, цветут, беречь, крутить.

 

 

 

 

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2020 High School Rights Reserved.