logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вид занятия: рисование с натуры в 6-ом классе.

Цель урока: научить в линейных набросках и зарисовках передавать пространство и расставлять акценты, варьируя толщину и тон линии в зависимости от положения объекта изображения в пространстве, его формы и вашего замысла.

Задачи урока:

1)    познакомить с приёмам передачи пространства в линейном рисунке с помощью толщины и тона линии.

2)    научить передавать пространство в соответствии с натурой.

3)    развивать пространственное мышление.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, карандаши.

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока

Здравствуйте, ребята.

В процессе изображения художник познает реальную действительность. Он внимательно наблюдает за объектом изображения, выявляет общий характер, особенности строения, изучает его внутреннюю структуру, познает эстетические функции воспринимаемой модели. В то же время формирующий умозрительный образ модели требует изучения соответствующих выразительных и изобразительных средств, конкретных умений и навыков для реализации его в определенном материале. Этот процесс не может быть эмпирическим, поскольку в результате многовекового развития в изобразительном искусстве уже определены закономерности, правила и нормы рационального изображения.

Процесс художественного познания никогда не начинается с нуля, поскольку любому изобразительному действию всегда предшествует накопление определенных знаний. Формирование первоначального изобразительного образа тесно связано с приобретением определенных знаний, формирование умений и навыков изображения. Знания и умения представляют собой существенный этап в формировании изобразительного образа, и чем полнее и глубже эти знания, умения, тем активнее идет процесс познания реальной действительности, тем убедительнее формируется образ.

Ребята, мы с Вами уже знакомы с некоторыми законами изобразительной грамоты и с особенностями нашего восприятия. Но сегодня мы попытаемся научно обосновать наши знания:

-       наблюдательную перспективу,

-       визуальные иллюзии;

-       иллюзии конструкций предметов,

-       иллюзия цвето-тональных отношений.

Процесс изображения, являясь познавательным процессом, связан, как и другие виды общественной деятельности, с процессом мышления. И здесь, хотя и с достаточной долей условности, ученые выделяют мыслительные процессы двух типов. Первый – это исследовательское мышление, т.е. формирование идеи, концепции изображения, осмысление действительности в эстетических категориях. Второй – «техническое мышление», определяющее выбор определенных выразительных средств, композиционной структуры, с помощью которых автор может воплотить замысел, чувства, идеи в колористическом, пластическом, стилевом решении произведения.    

Итак, наблюдательная перспектива. Ее еще в учебниках называют линейной перспективой, так как к наблюдательной перспективе можно отнести и другие виды (например, обратная перспектива, гештальтперспектива и др.). Глаз человека устроен так, что все, что мы видим отражается в глазном яблоке, возбуждает сверхтонкие нервные окончания, которые «информируют» наш мозг. И поэтому художники на неудачную работу часто говорят: «Этому мастеру нужно развивать зрительное мышление».

В линейной перспективе важно верно определить (или задать) линию горизонта. А линия горизонта уже как бы собирает на своей орбите точки схода предметных поверхностей.  

В процессе художественного познания техническую сторону следует рассматривать как эстетическую форму для выражения оценочного суждения художника о содержательной сути познаваемого.

Психологи доказали, что объект первоначально воспринимается пятном, силуэтом, затем различается промежуток между пятнами, и только потом происходит адекватное восприятие формы.

Кроме наблюдательной линейной перспективы большую роль в восприятии окружающего мира играют пропорции. Давайте попробуем разделить на глаз отрезок линии на 2, 3, 5 и 8 частей. А затем циркулем или линейкой замерить точность наших наблюдений. Если зрительное мышление не было натренировано, мы увидим большие погрешности.

Ежедневные наброски и зарисовки простых предметов: коробочек, вазочек, веточек, цветов и др. позволит развить чувство пропорции.

Надо сказать, что законы перспективы, пропорции системно присутствуют во всех видах изображений.

Давайте построим группу предметов из разных геометрических тел. Выполняя их конструктивное построение, мы прежде всего опираемся на знания законов перспективы и пропорциональных отношений.

Практическая работа:

Выполнив конструктивное построение геометрических гипсовых фигур,  попытаемся разобраться с тенями. Именно игра теней придает любому изображению особенную красоту и гармонию.

Нам надо выделить:

-       собственную тень (имеет от 7 тональных порогов и более),

-       тень,

-       корпусную тень,

-       светотень,

-       свет,

-       рефлекс,

-        блик,

-       падающую тень.

Познакомивших с теорией теней, мы должны завершить комплекс наших знаний о восприятии окружающего нас мира.

Все предметы, которые нас окружают, различны по окраске, цвету, тону и характеру отражения света. Даже белые  листы бумаги могут быть различны по тону — какие-то желтее или серее, какие-то более яркие.

Тень, которая находится в окружении предметов, также может быть различна. На темных предметах все градации светотени будут более темными, чем на светлом предмете.

 Подведение итогов:

Таким образом, очевидно, что специфика художественного познания в процессе изображения заключается, прежде всего, в условности изобразительного языка. Известно, что изобразительными и выразительными средствами графики являются линия, тон, а в живописи добавляется цвет. Он, в свою очередь, ограничен несколькими основными и дополнительными цветами, а также условным делением на «теплые» и «холодные». Тем не менее знание художником бесконечной разницы между диапазоном своей палитры и природы позволяет ему передавать бесчисленные взаимодействия света, цвета, контрастов, нюансов, планов, величин и т.д.

 Осваивая элементарные основы изобразительной грамоты, мы не ставим своей целью сделать вас художниками или дизайнерами. Наша цель — ориентировать вас на познание окружающего мира,  научное объяснение тех или иных явлений,  наслаждение как реальной красотой природы, так и выдающимися произведениями искусства.

В качестве пожелания мы рекомендуем Вам ребята завести небольшой альбом и делать ежедневно наброски и зарисовки с натуры всего того, что Вам интересно.

К слову, наброски можно делать и на электронных планшетах и смартфонах.

Успехов Вам в творчестве и учебе.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.