logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вид занятия: рисование с натуры в 6-ом классе.

Цель урока: научить анализировать форму предметов, то есть видеть, из каких формообразующих частей она состоит, и выполнять линейно-конструктивное построение предметов.

Задачи урока:

1)    познакомить детей с линейно-конструктивным рисунком и формообразованием.

2)    научить анализировать форму предметов и выполнять линейно-конструктивное построение предметов.

3)    выполнить линейно-конструктивное построение яблока, лимона, кувшина.

Оборудование урока:

1)    Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2)    Для учащихся: бумага, карандаши.

План урока:

1.     Организационная часть – 2-3 мин.

2.     Изложение нового материала – 10 мин.

3.     Практическая работа – 25-30 мин.

4.     Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока

1.     Установить должную дисциплину в классе. Поздороваться и представиться. Проверить готовность детей к занятию

2.     Изложение нового материала:

Сегодня мы познакомимся с линейно-конструктивным рисунком и формообразованием.

Вы научитесь анализировать форму предметов, то есть видеть, из каких формообразующих частей она состоит, и выполнять линейно-конструктивное построение предметов.

Вы выполните линейно-конструктивное построение яблока, лимона, кувшина.

Правильное изображение предмета основано на изучении его конструкции и строения. В основе формы плоских предметов лежат геометрические фигуры, в основе формы объемных предметов -  геометрические тела.

Предметы сложной формы состоят из большого количества формообразующих частей простой формы или сложных геометрических тел, сопряженных между собой.

Рисунок, который дает зрителю полное представление о предмете, его формообразовании и конструкции, местоположении в пространстве и ракурсе, называют конструктивным.

Формообразующие части предметов делятся на основные и вспомогательные. К основным формообразующим частям относятся те, без которых предмет не может выполнить свои главные функции. Вспомогательные части – это те, которые предают предмету функциональную и эстетическую выразительность и законченность.

Окружающий нас материальный мир поражает разнообразием форм: например, стадии раскрытия цветка флокса, споры обыкновенных грибов, увиденные в электронный микроскоп, структура, некоторых кораллов, удивительно похожих на архитектурные формы.

Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета, обусловленный внутренним устройством, структурой.

Заглянем, например, на внешнюю оболочку завитых в спираль морских раковин. Внешняя характеристика их формы обусловлена внутренним устройством, напоминающим винтовую лестницу – спираль с ребрами жесткости.

 Не всегда внешняя простота формы является свидетельством простоты конструкции. Например, за внешней простотой шарообразной формы одуванчика скрывается сложная конструкция, состоящая из множества повторяющихся элементов-зонтиков. Форма и конструкция цветка вдохновили архитектора Б. Фуллера на создание павильона США на выставке ЭКСПО-67 в Монреале.

В архитектуре очень часто используются природные формы. Например, устройство сот и форма их ячеек. Форма куполов, заимствованная у лука, так и называется луковичной и т. д. В конце XIX — начале XX в. в искусстве даже возник новый стиль — модерн. Основной принцип данного стиля заключается в уподоблении рукотворных форм природным. Испанский архитектор Антонио Гауди, создавший в Барселоне церковь Саграда Фамилия (Святого Семейства), очень напоминающую огромный термитник, является одним из самых ярких представителей этого стиля.

Примеры подражания природным формам и конструкциям встречаются не только в области архитектуры. Со времён мифа об Икаре человека никогда не покидала мечта о полете. Леонардо да Винчи работал над конструкцией машин, способных поднять человека в воздух, около двадцати пяти лет. В работе он руководствовался правилом: «Хотя человеческая искусность способна многое изобрести … все же она никогда не создаст предмета более прекрасного, простого правильного, чем создает природа, потому что в ее изобретениях нет лишнего, ничего недостающего».

Научно-технический прогресс – развитие новых технологий появление новых знаний, материалов – все время вносит свои коррективы в конструктивность и структурирование современной предметно-пространственной среды, расширяет функциональные возможности предметов, оказывает влияние на их формообразование. Ярким примером является изменение дизайна и расширение функциональных возможностей телефона, телевизора, компьютера, космических кораблей и т.д. Со временем в обществе изменяются понятия о красоте и эстетических ценностях. Сейчас, в начале ХХI в., повышаются требования к внешней эстетике форм и комфортности.

Практическая работа:

Выполните линейно-конструктивное построение яблока, лимона, перца острого и перца болгарского. Передайте с помощью конструктивных линий их объем. Подумайте, в каких композициях вам помогут пригодиться зарисовки этих предметов.

Выполните построение нижней части скопинского кувшина. Укажите стрелочками его формообразующие части и подпишите названия геометрических тел, лежащих в их основе. Напишите, какие формообразующие части скопинского кувшина являются вспомогательными.

Подведение итогов:

В конце занятия заранее предупредить детей об оставшемся времени. Сказать какие материалы принести на следующее занятие.

 Поищите примеры набросков, вспомогательных рисунков известных художников, в которых видно конструктивное построение предметов. Проанализируйте ход работы мастера.

Найдите информацию:

Какие факторы влияют на изменение формообразования предметов, создаваемых человеком? Приведите свои примеры изменения внешнего дизайна формы и проанализируйте, с чем это было связано (например, изменение формы телефонных аппаратов).

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.