logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вид занятия: рисование на тему в 6-ом классе.

Цель урока: научить читать русский народный костюм, определять по нему, откуда прибыл человек – с севера или юга, положение женщины (замужем или нет).

Задачи урока:

1) познакомить с характерными особенностями северного русского народного костюма.

2) научить видеть и выделять в костюме составные части.

3) выполнить эскизы женского и мужского народного костюма.

Оборудование урока:

1) Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2) Для учащихся: бумага, карандаши, акварель, гуашь.

План урока:

1. Организационная часть – 2-3 мин.

2. Изложение нового материала – 10 мин.

3. Практическая работа – 25-30 мин.

4. Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока

Здравствуйте, ребята.

Вспомните, какой художник воспел образ русской красавицы, написав многочисленные портреты боярышень в разнообразных старинных нарядах и головных уборах.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.

Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Одна из основных черт, свойственная народному костюму, — функциональность. Для жизни в различных климатических условиях, для различных жизненных обстоятельств и возрастных групп были выработаны различные виды одежды.

 Русский народный костюм содержал много символики. Например, в женском костюме пояс разделял фигуру на верх и низ. Верх символизировал землю и небо, голова — солнце, божество; низ — воду. Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская

крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как её тогда представляли люди.

Орнаменты на одежде тоже были наполнены ёмким содержанием и символикой. Они служили оберегами и наносились на определённые части одежды: по вороту и рукавам, защищая шею и руки, на подол, в той его части, которая касалась ног, и т. д.

За века чуть ли не в каждом селе необъятной России сложились собственные местные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом, замужем или нет, каков её достаток.

Условия исторического развития России определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный.

Северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород и др.), в отличие от южных, не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремёсла, процветала внешняя торговля. Кроме того, Север находился в стороне от развивающихся промышленных центров и не испытывал иноземных влияний. Поэтому здесь национальные черты нашли своё глубокое отражение в костюме.

Традиционный женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части — рубаха и сарафан. В сарафанный комплекс также входили душегрея, головной убор на жёсткой основе типа кокошника и преимущественно кожаная обувь. Для северных вышивок были характерны изображения птиц, коней, деревьев и женских фигур.

Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, или завеска, занавеска, запон, который закрывал, занавешивал женскую фигуру спереди обычно до колен. Он надевался поверх рубахи и сарафана, завершая весь ансамбль.

В холодные дни в северных губерниях России носили душегреи с длинными рукавами или без, епанечку, шугай. Душегрея напоминает коротенький (до талии) маленький распашной сарафанчик, сильно расширенный

внизу и присборенный вверху, который удерживается на груди лямками. На спине она собиралась красивыми крупными складками. Застёгивались душегреи на один крючок, а иногда на ряд серебряных или оловянных пуговиц до талии или на навесные шёлковые петли.

Женская обувь мало отличалась от мужской. Это были лапти, которые надевались на холщовые или суконные онучи белого или чёрного цвета, и кожаная обувь — бескаблучные сапоги из цветной кожи (часто с вышивкой), полусапожки, кожаные чёботы.

Для русского народного костюма характерно разнообразие головных уборов. Вид головного убора напрямую зависел от статуса женщины. Замужние женщины прятали волосы под головным убором, девушки оставляли голову непокрытой.

Среди женских головных уборов на Севере самым распространённым был кокошник. Кокошники представляли собой высокие твёрдые щитки, основу которых составлял проклеенный или простёганный холст или картон. Сверху их обтягивали бархатом, парчой, атласом, кумачом и другими материалами.

Практическая работа:

Нарисуйте в альбоме сюжетную композицию на тему: «Древняя Русь». В сюжетной линии раскройте обычаи или исторический факт из истории Руси. Место действия, детали (одежда, посуда, мебель и т.д.) должны соответствовать времени события. В композиции используйте знания и представления о русском народном костюме. Используйте знания по созданию образа главного героя композиции, правилам выделения композиционного центра.

 Подведение итогов:

Научитесь выделять в северном русском народном костюме составные части.

Выполните задание. Найдите в Интернете фотографию музейного экспоната северного женского наряда.

Расскажите о нём, подробно опишите каждую часть костюма, называя её функции, виды орнамента и интересные детали.

Ответьте на вопросы

1. Расскажите, как вы понимаете функциональность русского народного костюма. Какую функцию в русском костюме выполнял пояс?

2. Порассуждайте, какие ткани, используемые для пошива одежды, были домашнего изготовления, а какие — покупные?

3. Что служило украшением разных частей одежды?

Какие традиционные украшения можно увидеть в современной одежде?

Найдите информацию

1. Выясните, до какого времени в России бытовал традиционный русский костюм. В каких областях ношение народного костюма сохранилось дольше всего?

2. Узнайте, с какой целью выполняли орнаменты на разных частях одежды.

3. Подберите две-три репродукции картин, где изображены женщины в русских костюмах. Расскажите, какие части костюма изображены, праздничная или будничная сцена представлена на картине.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.