logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вид занятия: тематическое рисование в 6-ом классе.

Цель урока: научить «читать» и разрабатывать гербы, соблюдая основные геральдические правила.

Задачи урока:

1.Познакомить с основными правилами искусства создания гербов.

2.Выполнить эскиз личного или фамильного герба.

Оборудование урока:

1) Для учителя: презентация, мел, доска, художественные материалы, пособия.

2) Для учащихся: бумага, карандаши, акварель, гуашь.

План урока:

1. Организационная часть – 2-3 мин.

2. Изложение нового материала – 10 мин.

3. Практическая работа – 25-30 мин.

4. Завершение урока, подведение итогов – 3-5 мин.

Ход урока

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы познакомимся с основными правилами искусства создания гербов. Появление геральдики (искусства составления гербов) у христианских народов Европы относится ко времени крестовых походов и расцвета рыцарства (кон. XI — нач. XII в.) когда у рыцарей появился обычай присоединять к личным именам ещё фамильные прозвища и названия земельных владений. В более позднее время гербы получили развитие не столько как знаки различия, сколько для утверждения значимости того или иного рода, двора, семьи, княжества. Дворянские гербы отличались от рыцарских большей систематизацией, разнообразием фигур и различных символов и цветовой насыщенностью. Дворянский герб как бы рассказывал все главные достижения рода, подчёркивал величие и определял статус в социальной иерархии высшего общества. Государственные гербы, как правило, более лаконичны и конкретны по символике. Во все периоды развития общества государственная геральдика отражала независимость, силу, мощь и защищённость народа, крепость власти и её объединяющую роль. Геральдическая символика была легко читаемой. В России геральдика получила своё развитие к концу XIV в.

Герб представляет собой отличительный знак (эмблему) с изображением, символизирующим его владельца — человека, сословие, род, город, страну и т. д. Герб состоит из внешних и внутренних элементов. Главную (внутреннюю) часть герба составляет щит с изображёнными на нём фигурами.

Цвет в геральдике является важным различительным элементом и имеет символическое значение. Для цветового решения герба используются финифти (эмали), металлы и меха, которые могут изображаться как краской,

так и графически — штрихами.

Кроме финифтей в цветовом решении герба используют два металла. Золото, которое изображают любыми оттенками жёлтого цвета (золотого, бронзового), означает христианские добродетели — веру, справедливость, великодушие, верность, милосердие и смирение и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, богатство. Серебро изображают всеми оттенками серого (серебряного) или белым цветом. Из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность. В гербах также используют стилизованное изображение горностаевого (символ власти) и беличьего мехов.

На сплошное или разделённое поле геральдического щита обычно помещают разнообразные изображения, которые подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры.

Геральдические фигуры делятся на почётные (первостепенные) и простые (второстепенные). Все почётные фигуры касаются сторон щита. Исключение составляет щиток. Покрытие почётных фигур может быть сплошным, то есть одного металла, меха или финифти, или составным, комбинированным из нескольких. Например, фигура, составленная из разных финифтей и металлов в шахматном порядке.

К простым геральдическим фигурам относятся геометрические фигуры: треугольник, остриё, клин, квадрат, брусок, гонт, ромб, веретено (сквозной ромб), монета (изображается металлическим кружком), шар (финифтяный кружок), дуга.

Все прочие фигуры, встречаемые на гербах, являются негеральдическими. Негеральдические фигуры делятся на естественные (предметы природного происхождения), искусственные (предметы, созданные руками человека), фантастические (воображаемые предметы и существа).

Все негеральдические фигуры, помещённые на щите, должны быть обращены передней стороной в правую (геральдическую) сторону щита.

Естественные фигуры образуют самую большую группу негеральдических фигур. К ним относятся святые люди, мифологические божества, исторические лица, животные, растения, планеты, звёзды, стихии (огонь, вода, воздух, ветер), земля (утёсы, холмы, горы), реки и озёра, моря, океаны, радуга, молния, град, облака. Все эти явления, в том числе самые обширные (океаны) и самые абстрактные, невидимые (ветер), имеют своё постоянное геральдическое изображение (символический знак, эмблему или аллегорию), по которым они могут быть безошибочно узнаны. Cолнце изображается с восемью лучами или полным диском, звезда — шестиконечной, но иногда в российской геральдике встречаются пятиконечные и восьмиконечные звёзды.

 Символическое значение животных и растений связана с основными характеристиками изображаемого объекта. Например, агнец (ягнёнок) символизирует доброту; бык — труд, терпение; волк — злость, прожорливость и алчность; кабан — мужество и неустрашимость; конь — храбрость, остроту зрения, силу, быстроту, ловкость; кошка — независимость; лань — робость; собака — преданность и повиновение; ворон — долголетие, предусмотрительность; голубь — чистоту и мирные намерения. Орёл — символ власти, великодушия и прозорливости; павлин — тщеславия; петух — борьбы, боя; сокол — красоты, храбрости и ума. Бабочка символизирует непостоянство; муравей, пчела — трудолюбие; дуб — крепость и силу; лилия — добрую надежду, непорочность; оливковое дерево — мир; пальма — долговечность; роза — любовь.

Искусственными фигурами называют неодушевлённые предметы, которые созданы руками человека. Например: из области государственной власти в геральдику пришли изображения венца, державы, жезла, флагов; из

духовной — церковь, кадило, колокол.

 В геральдике расположение и размер фигур оговорены правилами. Величина изображённой фигуры должна быть соразмерна с полем, в которое она помещена. Главную фигуру (или почётную) выделяют размером или размещают её в центре. Ещё одно правило геральдики — по-

ле и фигуры, изображённые на нём, не должны быть одинакового покрытия. Нельзя, например, помещать мех на мех, а финифть на финифть.

 Практическая работа:

Выполните эскиз личного или фамильного герба. В состав личного герба в качестве основного элемента входит щит с цельной, однопольной композицией. Выберите форму щита, вариант его деления (если нужно), поместите выбранные изображения (геральдические или негеральдические фигуры или их сочетание) в соответствии с геральдическими правилами.

Придумайте свой девиз — короткую фразу. В ней должна быть кратко сформулирована идея герба. Содержание девиза, как и все изображения на гербе, должно отражать принципы и убеждения своего носителя. Например: «Не слыть, а быть», «Прежде о других, потом о себе» и т. п. Поместите девиз на ленте внизу щита.

Подведение итогов:

Ответьте на вопросы

1. Что послужило причиной появления и развития геральдики? Когда появились первые геральдические знаки отличия?

2. Почему щит является основным полем геральдического знака? Из каких элементов состоит герб?

Найдите информацию

Расскажите о гербе одного из российских городов. Какова история его происхождения? Какой символический смысл имеют элементы герба? Чем интересна композиция?

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.