logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вид занятия: Рисование с натуры, декоративное рисование.

Цель урока: Познакомить с процессом создания декоративной композиции. С правилами, приёмами и средствами композиции, закономерностями создания статичных и динамичных композиций. С понятиями «ритм», «стилизация».

Задачи урока:

Образовательные задачи;

Задачи развития;

Задачи воспитания.

Результаты освоения темы урока:

Личностные:

а) сформировать художественно-эстетические потребности;

б) сформировать самостоятельность и личную ответственность в процессе обучения изобразительной деятельности;

в) развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.

Метапредметные:

а) научить самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности;

б) научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

в) сформировать умения использовать основы изобразительной грамоты для решения художественно-творческих задач.

Предметные:

а) ученик должен овладеть практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

б) сформировать навыки работы с различными материалами и в разных художественных техниках;

в) уметь различать и применять на практике разные виды художественной деятельности (живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.)

Оборудование:

Мольберт, бумага, краски, кисти, палитра, карандаши, ластик.

План урока:

Организационный момент (2-3 мин);

Изложение нового материала (10-15 мин);

Практическая работа (25-30 мин);

Подведение итогов урока (3-5 мин).

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

С древних времён человек стремился благоустроить среду, в которой он обитает. Строит красивые дома, обустраивает внутреннее пространство дома, украшает свою одежду и изделия труда. В целом привносит красоту в свою повседневную жизнь. Материальная среда, которая создаётся человеком из различных материалов это разные проявления декоративного искусства. Человек, украшая свой дом, высаживая клумбу, создавая одежду, занимается дизайном. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями художественного языка декоративно-прикладного искусства. Научимся создавать статичные и динамичные композиции.

Изложение нового материала.

Так как мы займёмся созданием декоративной композиции, то сначала уточним, что такое ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (ДПИ) – раздел искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.

Само название даёт нам ключ к понятию данного вида искусства. Декор – от латинского слова украшение, прикладное – данное украшение к чему-то прикладывают. Поэтому произведениями ДПИ являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Изображение объектов в декоративном искусстве отличается от реалистичного рисунка. Рассмотрим отличительные особенности двух видов изобразительной деятельности на примере изображения ветки рябины. В изобразительном искусстве художнику важно как можно точнее передать особенности строения листьев, изгибы веток, свето-теневые отношения, объёмность. Посмотрите на карандашную зарисовку. Художник декоративист в первую очередь будет обобщать и подчёркивать особенности формы изображаемого предмета, не обращая внимания на свето-тени, ближний и дальний план. В декоративном искусстве такой приём называется стилизацией.

Попробуем использовать приёмы стилизации для изображения частей ветки рябины. Сначала обратим своё внимание на листья. Предпочтение, как правило, отдаётся фронтальному изображению объекта. Рябиновы лист состоит из нескольких более мелких, собранных на одном черенке. Я покажу работу над деталью, а затем, как лист будет выглядеть в целом. Сначала изображение можно выполнить более реалистично, а затем довести его практически до символа.

Декоративная композиция — особый художественный мир со своим условным порядком, а иногда с собственной образной трактовкой, легко узнаваемыми объектами, которые соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Так как в декоративном искусстве композиция подчиняется плоскости украшаемого предмета, то изображение должно подчёркивать эту плоскость. Посмотрите на расписные чайник и платок.

Основным средством художественной выразительности декоративной композиции является РИТМ. Ритм — равномерное чередование повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы.

Важнейшим признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними.

Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими.

В декоративном искусстве ритм часто ассоциируют с орнаментом. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически повторяющихся или чередующихся мотивов.

Любая декоративная композиция начинается с замысла художника, с идеи. Замысел возникает в процессе творческой работы, наблюдений, набросков и зарисовок объектов окружающей среды.

Начиная работать над композицией, художник чаще всего работает по представлению и делает композиционные эскизы. Эскиз – это проект будущего украшения какого-либо изделия, которое должно подчеркнуть его.

Композиционными приемами, часто дополняющими друг друга, являются статика и динамика.

Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, зрительное движение. В динамичной композиции последовательность восприятия зрителем ее элементов задается художником в соответствии с его замыслом. С помощью динамики можно выделить главное в композиции — композиционный центр.

Качеством, противоположным динамике, является статика. Статика — это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Статика характеризуется равновесием частей и элементов композиции.

Статичная композиция всегда имеет явный центр, вокруг которого организуются другие элементы.

Симметрия и асимметрия

Симметрия — одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе (листья, цветы, строение животных и человека, кристаллы, снежинки и т.д.).

Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции предусмотрено равновесие — состояние формы, в которой все элементы сбалансированы между собой. Такая композиция вызывает ощущение целостности и устойчивости.

В природе существует два вида симметрии: центрально-осевая (бабочка, птица, человек и т.д.) и радиально-лучевая, или осевая (цветок ромашки, подсолнечник, гриб, дерево). Плоскости симметрии растущих цветов, грибов, деревьев ориентированы всегда вертикально. Плоскость симметрии — это такая плоскость, которая делит форму на две зеркально равные части.

Характерной разновидностью симметрии является винтовая, возникающая как результат вращательного движения точки или линии вокруг оси и одновременного движения вдоль нее. ' Асимметрия — это расположение элементов в композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии.

Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности решения. Главное условие цельности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность.

Симметрия и асимметрия — два начала, организующие форму. Симметрия воспринимается как проявление покоя, строгой закономерности, даже некоторой скованности. Асимметрия — проявление движения, свободы. Если симметричная форма легка для восприятия, то асимметричная — требует большего внимания и усваивается постепенно.

Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является цвет. Цвет — это один из главных компонентов декоративного образа.

В декоративной работе художник стремится к гармоническому соотношению цветов. Основой при составлении разных цветовых сочетаний является использование различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Эти три характеристики цвета дают возможность построить множество цветовых гармоний.

Цветовые гармонические ряды можно разделить на контрастные, в которых цвета противопоставляются друг другу, и нюансные, в которых сочетаются либо цвета одного тона, но разного оттенка; либо цвета разного тона, но близко расположенные в цветовом круге (голубой и синий); либо цвета, близкие по тону (зеленый, желтый, салатный). Таким образом, нюансными называются гармонические цветовые связи, имеющие незначительные различия по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Для составления гармоничных сочетаний хроматических цветов можно использовать цветовой круг.

К правилам композиции можно отнести статичность и динамичность.

А средства композиции, это те приёмы, которыми художник добивается статики или динамики. К средствам композиции можно отнести формат картины, масштаб изображения, композиционный центр, равновесие, цвет, ритм, симметрия, асимметрия, открытость и замкнутость композиции и т.д.

Этапы создания декоративной композиции:

Выполнить поисковые эскизы по стилизации рябиновой ветки

Выбрать композиционную схему

Выбор художественных средств передачи статики или динамики

Разработать цветовую палитру для воплощения замысла.

Практическая работа.

Выполните статичную или динамичную декоративную композицию композицию на тему «Рябиновая ветка».

Определите идею композиции.

Выполните эскиз будущей композиции по представлению.

Перед тем, как выполнить композицию в цвете, научитесь выделять композиционный центр красками. Для выделения главного всегда используется тоновой контраст. Посмотрите, если светлый предмет оказывается на светлом фоне, он становится невидимым. Так же происходит и с тёмными предметами, на тёмном фоне. Чтобы зрители могли различать ваше изображение, тёмные по тону элементы надо изображать на светлом фоне, а светлые на тёмном, как в рассмотренных выше изделиях декоративного искусства.

Подведение итогов.

Сегодня вы познакомились с процессом создания декоративной композиции. С правилами, приёмами и средствами композиции, закономерностями создания статичных и динамичных композиций. С понятиями «ритм», «стилизация».

Удачи вам в вашей самостоятельной работе.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.