logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений о древнегреческом государстве, о значении древнегреческой культуры как источника мировых ценностей.

2.  Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать и обобщать информацию.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование интереса к древнегреческой культуре, её значение как системы духовных ценностей.

Основные виды УУД:

Развитие умения работать с понятийным словарём, умение анализировать и делать выводы, осмысление культурного наследия прошлого.

Основные дидактические единицы:

Образование, религия, театр, архитектура, школа, греческая мифология.

1. Давайте представим, что мы оказались в Древней Греции. Как прошел бы день ребенка, чьи родители - граждане полиса?

2. Обучение

2.1 Образование очень высоко чтилось в Древней Греции. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей, побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

2.2  До 7 лет все получали образование дома, потом шли в школу. Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было. Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило (стилусом), - заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

2.3 Школы были разные: мусические и гимнастические. Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Гимнастическая школа иначе называлась палестра, и там развивали культуру тела. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Эти школы были частными, а тот, кто их окончил, мог поступить в общественный гимнасий. В Афинах их было три: Академия, Ликей и Киносарг.  Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу.

2.4 Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

 3. Религия

3.1 Все жители Древней Греции поклонялись богам и приносили им жертвы. Соблюдение религиозных правил было такой же гражданской обязанностью, как и уплата налогов, участие в выборах или служба в армии. В кого же верили жители полисов?

 3.2 Религия древних греков повествовала о том, что в начале времен существовал только хаос, из которого и были созданные первые боги, детьми которых были могущественные и грозные титаны.  Греческий народ создал целый пантеон божеств, которые, по преданиям, обитали на всемирно известной горе Олимп, что и по сегодняшний день находится на территории Северной Греции.

3.3 Главным здесь был Зевс, который считался всемогущим богом молнии и грома. Именно этому богу принадлежала верховная власть. Его жена, которую звали Гера, почиталась древним народом, как хранительница домашнего очага и семейного счастья. У Зевса также было несколько братьев, самым могущественным из которых считался Посейдон. Именно он был грозным властелином морской стихии, которые способен был вызывать штормы и бури. Неотъемлемым атрибутом его облика был трезубец. Еще одни брат — Аид - повелевал царством мертвых. Говорят, чтобы попасть туда, душа умершего должна была переплыть реку Стикс и встретиться со страшным чудовищем Цербером. Возвратиться оттуда не удавалось никому.

 3.4 Зевс имел и несколько детей. Например, богом света считался Аполлон, который, кстати, покровительствовал искусству и поэзии. Артемида — сестра близнец Аполлона — была покровительницей охотников, защитницей растительного и животного мира. Арес считался грозным, неуправляемым и вспыльчивым богом войны, который помогал грекам в битвах. А Афина, по легенде родившаяся из головы Зевса, тоже была покровительницей военного искусства, а также богиней мудрости. Наверное, каждый слышал об Афродите, которая родилась из морской пены. Эта богиня была настоящим образцом красоты и повелевала такими чувствами, как любовь и страсть. Гефест считался хромым богом кузнечества. Гермес считался вестником, а также непревзойденным вором. кроме того греки верили во множество мелких божеств, которые помогали управлять миром. Это были нимфы, сатиры и прочие сверхъестественные существа. Кроме того, греки верили в опасных чудовищ, которых страшились больше всего. Стоит вспомнить только о Цербере и Минотавре, Сцилле и Харибде.

 4. Театр

 4.1 Родители ученика палестры могли пойти в театр. Если сейчас это занимает несколько часов, то в Древней Греции - один или даже несколько дней.

 4.2 Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия. Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали несколько тысяч зрителей. В центре располагалась круглая площадка, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах, прилегающих к орхестре холмов. Актеров обычно было трое, все - мужчины. Во время пьесы герои вели диалог с хором.

 5. Архитектура

5.1 Климат в Греции жаркий, снега не бывает, и потом постройки очень сильно отличаются от привычных нам. Если бы вы учились в афинской палестре, то, следуя с педагогом (так назывался раб, ведущий мальчиков в школу), увидели бы множество красивых зданий. Жемчужина среди них - афинский акрополь.

5.2 Это укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города. Он состоит из парадного входа Пропилей, храма Афины Ники, главного храм Акрополя и Афин Парфенона, храма Эрехтейон. Стили построек называются словом “ордер”. Ордеров было 3: дорический (самый простой), ионический (его отличие - навершия колонн с завитушками) и коринфский (самый роскошный и богатый деталями).

 6. Быт

 Для полноты картины добавим, что жили бы вы в одноэтажном или двухэтажном доме, разделенном на мужскую и женскую половины. В центре дома располагался бы небольшой дворик. Одеждой служили бы хитоны - подобие рубахи без рукавов. Обычной едой были бы: ячменная лепешка, маслины, козий сыр, рыба и фрукты. Ни ножей, ни вилок греки не употребляли. Имелись ложки, но их часто заменяли коркой хлеба.

Задание Е1

Современный историк о зарождении и устройстве древнегреческого театра

В древности театральные представления давались в разных местах, в V веке до нашей эры появляется специально предназначенная для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у подножия холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон)... Сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису. На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, — скена. Впоследствии вместо нее стали строить постоянное высокое сооружение, на стене которой рисовались декорации — фасад дворца, храма, крепостные стены или площадь.

Греческие театры были рассчитаны на все население города... Театр Диониса в Афинах имел 17 тысяч мест, театр в Эпидавре — 20 тысяч мест, а театр в Эфесе даже 60 тысяч мест. Театральные представления стали частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые «театральные деньги», который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

 Вопросы и задания к документу

Посчитайте, сколько веков древнегреческому театру.

Задание А1

Современные историки о древнегреческой культуре

Становление греческих полисов сопровождалось формированием новой культуры, новой системы духовных ценностей (духовные ценности — качества личности, имеющие наибольшее значение). Основой системы духовных ценностей [древних греков] были... осознание ценности человеческой личности, прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой, чувство неразрывной связи гражданина и полиса, понятие свободы как высшей нравственной категории.

Культура каждого народа — это многогранный, сложный комплекс, включающий письменность и литературу, изобразительное искусство и архитектуру, определенную религиозную систему, философию и науку. И в каждой из этих сфер культурного творчества греки имели выдающиеся достижения.

В... борьбе демоса против аристократов [обычно] побеждал демос. Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировоззрение (взгляды на мир). Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека — не сверхчеловека, не надменного властелина,.. а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. Именно эти способности... были возведены в эстетический идеал (эстетический идеал — представление о совершенном и прекрасном) Греции... Греческое искусство стремилось к человеческой мере во всем, его излюбленный образ — стройный юноша атлет.

Вопросы и задания к документу

Перечислите наиболее значимые для эллинов духовные ценности, которые стали основой древнегреческой культуры.

Задание G3

Справедливо ли мнение о том, что древнегреческая культура является основой современной культуры? Каковы были главные достижения древних греков в области архитектуры, скульптуры, литературы, театра и спорта?

Задание С1

Используя изображение “греческий храм” напиши, какая часть ордера содержала наибольшее количество изображений?

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.