logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Дидактические цели.
1. Предметные: формировать представление о географическом положении Индии, занятиях населения, достижениях индийцев, устройстве индийского общества; формировать умение выявлять причинно-следственные связи между явлениями, умения работы с исторической и географической картами, формировать понятия «каста», «варна», «брахман» и умение ими оперировать, выделять основные смысловые единицы текста; сравнивать и анализировать исторические факты.

2. Метапредметные:
2.1. Познавательные: формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать, обобщать и сравнивать информацию.
2.2. Регулятивные: формирование умения организовать работу с различными видами и источниками информации, умение осуществлять самооценку.
2.3.Коммуниативные: формирование готовности формулировать собственное мнение, давать оценку событиям.
3. Личностные: формирование интереса к важнейшим событиям прошлого, формирование представления о поликультурном мире, развитие исторического мышления.
Основные виды УУД: развитие умения работы с исторической картой, умение работать с текстом, умение анализировать и делать выводы, осмысление социального опыта поколений.
Основные дидактические единицы: Индостан, Гималаи, Азия, каста, варна, брахман, неприкасаемые.

План урока.
1.Мотивационный момент, постановка учебной задачи.
2. Географическое положение и занятия населения Индии.
3. В древнеиндийском городе.
4. Устройство общества.
5. Традиции и достижения древних индийцев.



Ход урока


1. Это одна из самых удивительных стран мира. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались государства, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность этой страны волшебных сказок и удивительных чудес.

- Попробуйте догадаться, куда мы с вами отправляемся?
Вы, конечно, догадались, что сегодня речь пойдет об Индии. Мы попытаемся вернуться к истокам этой цивилизации и разгадать некоторые из загадок этой таинственной страны.
2. Географическое положение и занятия населения Индии.
Жизнь человека проходит в постоянном взаимодействии с природой. Даже в наше время ряд особенностей любой страны — скажем, горная она или низменная, жаркая или холодная, способны оказать заметное влияние на занятия, устройство общества и весь уклад жизни. Чем дальше вглубь веков, тем больше была зависимость человека от природных условий. Индия настолько же разнообразна и красочна, как и е ее природа.
- Давайте обратимся к карте. Попробуйте охарактеризовать географическое положение Индии и заполнить географический паспорт страны.

Страна

 

Часть света

 

Выход к океанам, морям

 

Горы

 

Реки

 

Флора

 

Фауна

 


Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан.
Давайте перенесемся в Индию, здесь природа создала благоприятные предпосылки для развития земледелия; многие дикие виды полезных растений были окультурены еще в глубокой древности — рис, сахарный тростник, хлопчатник, бобовые, чай. Издревле индийцы использовали каждый пригодный для земледелия участок земли.
- Вспомните из уроков окружающего мира и произведений Киплинга, какие животные обитают в Индии?
Животный мир Индии также чрезвычайно богат. В лесистых и влажных районах водились обезьяны, тигры, пантеры, носороги, слоны, в более засушливых районах — львы. Многие виды животных имели хозяйственную ценность. Одни были объектами охоты (олени, антилопы, кабаны и др.), другие хорошо поддавались приручению и одомашниванию; в древности индийцы уже одомашнили коров, буйволов, яков, коз, овец, кур, водоплавающих птиц, умели приручать слонов, которые использовались для перевозки тяжелых грузов, а также на войне.
Успешному развитию хозяйственной деятельности способствовало обилие полезных ископаемых. Разнообразные породы камня служили материалом для производства орудий труда. В различных частях. Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди.
Таким образом, природа создала благоприятные условия для жизни человека и развития хозяйства на территории Индии.
3. В древнеиндийском городе.
Индия заселена с глубокой древности.
- Где чаще всего селились люди в древности?
На берегах рек Инд и Ганг селились древние индийцы, считая эти реки священными, дающими жизнь. Ученые раскопали развалины около 100 поселений Индской цивилизации, наиболее известные из них города Мохенджо -Даро и Хараппа.

Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель, очевидно, предназначена для административных и религиозных построений. В Мохенджо - Даро могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делят город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко - высотою в 2 этажа. В городах была совершенная система канализации.
- Как вы думаете, чем занималось население городов?
Население городов занималось различными ремеслами и торговлей. Из камня, слоновой кости и металла искусные ремесленники изготавливали различную утварь и предметы роскоши. И первыми стали изготавливать ткани из хлопка, а тончайшие льняные ткани ценились дороже золота и драгоценных камней. Была развита торговля, как внутренняя, так и внешняя.
- Как вы думаете, с какими странами торговали древние индийцы?
- Посмотрите на изображения и предположите, что продавать индийцы и что они покупали у других народов?
Торговые связи поддерживались с Индокитаем и Месопотамией. Вывозили хлопчатобумажную ткань, золото, слоновую кость, ценную древесину и покупали металлы, драгоценные камни.
Благодаря развитию ремесла и сельского хозяйства развивалась и торговля и города.
4. Устройство общества. Если бы мы с вами оказались на улицах древнеиндийского города, то увидели бы, что люди одеты в одежды разного цвета.

- Как вы думаете, что это может означать?
Это говорит нам на только о вкусе индийца и моде на определённые цвета как сейчас, а свидетельствует о его принадлежности к определенной группе населения – касте или варны (кстати само слово варна переводится как "цвет"). Индийские касты отличались друг от друга целым рядом особенностей: они имели свои обязанности, жилища, индивидуальный цвет одежды, цвет точки на лбу и даже особую пищу.
Согласно легенде бог Брахма создал из своего тела касты. Перед вами бог Брахмы. Давайте попробуем определить, чем могли заниматься люди, произошедшие из разных частей тела бога.

- Кем были люди, которые произошли из головы бога Брахмы?
Самая образованная группа населения произошла из уст Брахмы, самой “чистой” части его тела. Они всегда говорили от имени богов и только знали, как воспеваются молитвы, что хотят боги и как совершать таинственные обряды. Брахманы носили белые одежды

- Попробуйте догадаться, кто произошел из рук бога Брахмы?
Как не велико было уважение к брахманам, военная сила находилась в руках тех, кто входил в касту знатных воинов. Это были цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах, слонах в конном стою. Им доставалась большая часть военной добычи. Знатные войны произошли из могучих рук Брахмы и потому умели сражаться. В мирное время они пировали, охотились или состязались в стрельбе из лука. Цвет их одежды красный.

- Следующая часть тела – ноги, кто же произошёл из них?
Третей была каста земледельцев, вайшьи. Согласно мифу они были созданы из бедер Брахмы. Земледельцы обрабатывали землю и выхаживали скот, платили налоги, которые шли в государственную казну, служили в царской пехоте. Их цвет желтый.

- Древние индийцы в основном не носили обуви, поэтому самая грязная часть тела были ступни ног. Как вы думаете, кем же были люди, произошедшие из ступней ног?
Четвертая каста - слуги или шудры, возникли из запыленных ступней ног бога Брахмы. Они должны есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Им запрещалось участвовать в жертвоприношениях богам, слушать чтение священных книг. У них очень мало прав: брахман убивший слугу, нес такое же наказание, как после убийство собаки или кошки. Они носили черные одежды.

Существует еще и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые. Эти люди занимаются самой тяжелой и грязной работой. Им запрещалось жить в деревне, заходить в храмы. Они не входили ни в одну из каст.

- Почему индийцы так безропотно принимали такое деление общества?
Древние индийцы верили, что душа человека может перерождаться и, если человек смиренно принял свою судьбу, карму, то в следующей жизни он мог попасть в более высокую касту.
Таким образом, люди в Индии делились на группы с разными правами и обязанностями, занятиями. Переход из одной группы в другую был запрещен. Такое деление во многом сохраняется в Индии и сейчас.
5. Традиции и достижения древних индийцев.
Индия занимала территорию в древности больше, чем Финикия, Месопотамия, Египет, чем все они вместе взятые. Огромная страна с удивительной природой и плодородными землями, богатая золотом и драгоценными камнями привлекала завоевателей, хотя немногие могли добраться до нее, благодаря высоким Гималайским горам. Удивительно, но сами индийцы на редкость миролюбивый народ. За многие тысячи лет не известно ни одного случая, когда индийцы первые напали на другую страну. Тем не менее, армия у индийцев была. Она состояла из пехоты, кавалерии, боевых слонов, боевых колесниц, возглавлял же армию царь, у которого обязательно был мудрый, всемогущий советник.

- Как вы думаете, что изобрели мудрые индийцы, чтобы отрабатывать тактику боевых действий.
Индийцы предпочитали вести войны на деревянной доске, которая являлась отражением реальной армии.

Они изобрели шахматы.
В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Позже арабы позаимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля. Назывался он знаком для обозначения пустоты.
Индия страна множества традиций, большинство из которых покажутся нам весьма странным. В древности мы могли бы увидеть человека, который ходит с метлой в руке и подметает дорогу впереди себя. И сегодня в Индии никто не смеет потревожить корову, даже если она лежит на дороге.
- Попробуйте это объяснить.
Традиции связаны с религиозными верованиями индийцев, о которых мы с вами будем говорить на следующем уроке.
- Правы были древние греки, когда называли Индию «волшебной, сказочной страной» или нет? Что удивительного вы открыли для себя? Что осталось для вас непонятным?
Задания для самостоятельной работы.
На основе учебного текста и дополнительной литературы составьте рассказ о вашем путешествии в древнюю Индию.
У индийцев были животные, олицетворявшие части света. Так, носорог олицетворяет север, слон - восток, буйвол – юг, тигр – запад. Ч вы можете сказать о природе Индии на основе этих сведений?
Как вы думаете, почему древних индийцев не удивляло и не возмущало деление общества на касты?
Родиной каких изобретений является древняя Индия?
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка_______.Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы____________.
Берега Индии омывает ____________океан.Самые многоводные реки Индии – это _____ и _______.Труднопроходимые леса называются _____.
Это интересно!
В ш в. до н. э. в Индии правил царь Ашока. Это был необыкновенный правитель. Ему удалось объединить разрозненные племена в единое государство. Таких правителей помнят народы. И таких немало в мировой истории.
Но мало кто из правителей видел призвание царя в том, чтобы охранять двуногих и четвероногих, плавающих в воде и пернатых в воздухе», насаждать полезные деревья и растения, совершать милосердные поступки по отношению ко всем людям, в том числе и рабам и слугам.
Ашока проповедовал уважение к старшим, милостивое отношение к низшим по положению, воздержание от кровопролития, умеренность в речах.
Какое у вас сложилось представление об Ашоке?
Оно от сложившегося представления о царях и правителях?

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.